Основная информация

Дата опубликования: 02 сентября 2015г.
Номер документа: В201507966
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201507966

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 26.09.2016, N 10, (Извлечение)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

02.09.2015 N АКПИ15-681

АБЗАЦ 15 П. 11.4 ПОЛОЖЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ

"САМАРСКАЯ ЛУКА", УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНПРИРОДЫ

РОССИИ ОТ 25 ФЕВРАЛЯ 2015 Г. N 69, В ЧАСТИ ДОПУСТИМОСТИ

СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, РЕМОНТА И ЭКСПЛУАТАЦИИ

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ЖИЛЫХ ОБЪЕКТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДОРОГ,

ТРУБОПРОВОДОВ, ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И ДРУГИХ

ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СОБСТВЕННИКОВ, ВЛАДЕЛЬЦЕВ

И ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НЕ ИЗЪЯТЫХ

ИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РАСПОЛОЖЕННЫХ

В ГРАНИЦАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА, ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ

СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ

Извлечение

Приказом Минприроды России от 25 февраля 2015 г. N 69 утверждено Положение о национальном парке "Самарская Лука" (далее - Положение).

Согласно абз. 15 п. 11.4 Положения на территории национального парка "Самарская Лука" в зоне хозяйственного назначения допускается строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка, с производственной деятельностью собственников, владельцев и пользователей земельных участков, не изъятых из хозяйственной эксплуатации и расположенных в границах национального парка, и с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов.

Состав и описание функциональных зон национального парка даны в приложении 2, карта-схема функционального зонирования территории национального парка - в приложении 3 к данному Положению.

Отделение международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании частично недействующими абз. 15 п. 11.4 Положения, приложения 2 к Положению в части уменьшения площади заповедной и особо охраняемой зон национального парка "Самарская Лука", приложения 3 к Положению в части выделения на карте-схеме функционального зонирования национального парка "Самарская Лука" участков, ранее отнесенных к заповедной и особо охраняемой зонам национального парка, как отнесенных к другим зонам национального парка.

Как указал заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в частности п. 11, подп. "д" п. 2 ст. 15, и нарушают права граждан на пользование ресурсами национального парка как объекта общенационального достояния.

В суде представитель ОМННО "Совет Гринпис" поддержал заявленные требования и просил суд признать недействующими приложение 2 к Положению в части уменьшения площади заповедной и особо охраняемой зон национального парка "Самарская Лука" за счет исключения из них участков, включенных в заповедную и особо охраняемую зону национального парка в соответствии с Положением о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Самарская Лука", утвержденным приказом Минприроды России от 9 марта 2004 г. N 259 (за исключением участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями и объектами инфраструктуры), приложение 3 в части выделения на карте-схеме функционального зонирования национального парка "Самарская Лука" участков, ранее отнесенных к заповедной и особо охраняемой зонам национального парка, как отнесенных к другим зонам национального парка, за исключением участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями и объектами инфраструктуры, абз. 15 п. 11.4 Положения в части допустимости строительства линейных сооружений, хозяйственных и жилых объектов, связанных с производственной деятельностью собственников, владельцев и пользователей земельных участков, не изъятых из хозяйственной эксплуатации и расположенных в границах национального парка.

Верховный Суд РФ 2 сентября 2015 г. заявленные требования удовлетворил частично, указав следующее.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404, предусмотрено, что Минприроды России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе положения о национальных парках (п. 5.2.35).

Национальный парк "Самарская Лука" находится в ведении Минприроды России по распоряжению Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2055-р.

Доводы заявителя об уменьшении площади заповедной и особо охраняемой зон национального парка оспариваемыми нормами Положения не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Согласно пп. 1 и 2 ст. 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территорий с выделением следующих функциональных зон: заповедной, особо охраняемой, рекреационной, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зоны хозяйственного назначения и зоны традиционного экстенсивного природопользования. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Подпунктом "д" п. 2 ст. 15 Федерального закона на территориях национальных парков запрещено строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено п. 1 данной статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.

В п. 1 ст. 15 Закона определено целевое назначение зон и допустимые в них виды деятельности. В частности, для зоны хозяйственного назначения допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

Между тем в соответствии с абз. 15 п. 11.4 Положения в зоне хозяйственного назначения национального парка допускается строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка, с производственной деятельностью собственников, владельцев и пользователей земельных участков, не изъятых из хозяйственной эксплуатации и расположенных в границах национального парка.

Земельный кодекс РФ в подп. 2 п. 7 ст. 95 предусматривает, что на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами.

Положением о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 769, на территориях национальных природных парков запрещается строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, не связанных с функционированием национальных природных парков (п. 9).

Оспариваемое Положение на территории национального парка допускает для производственной деятельности собственников, владельцев и пользователей земельных участков, не изъятых из хозяйственной эксплуатации и расположенных в границах национального парка, строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатацию хозяйственных и жилых объектов, что не соответствует действующему законодательству.

Верховный Суд РФ заявленные требования удовлетворил частично, в остальной части в удовлетворении заявления отказал.

[введено: 08.11.2016 редактор НЦПИ - Терешина И.В.]

[проверено: 10.11.2016 редактор НЦПИ – Конкина М.Г.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 10 от 26.09.2016 Стр. 10
Рубрики правового классификатора: 020.040.070 Иные разрешительные и регистрационные режимы, 090.040.010 Общие положения, 090.040.080 Капитальное строительство в отдельных отраслях хозяйственной деятельности, 090.040.090 Реконструкция, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт действующих предприятий, зданий, сооружений, 110.010.090 Экологический контроль, 110.010.140 Особо охраняемые природные территории и объекты, 110.010.160 Охрана окружающей природной среды отдельных регионов, 110.020.060 Правовой режим отдельных категорий и видов земель, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать