Основная информация

Дата опубликования: 15 февраля 2016г.
Номер документа: В201605750
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201605750

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 21.12.2016, N 1, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15.02.2016 N 56-КГ15-27

ЧЛЕНЫ СЕМЬИ ПОГИБШЕГО (УМЕРШЕГО) ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО,

ИМЕВШИЕ ОСНОВАНИЯ БЫТЬ ПРИЗНАННЫМИ НУЖДАЮЩИМИСЯ

В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ДО ГИБЕЛИ (СМЕРТИ) ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО,

ИМЕЮТ ПРАВО НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ

НУЖДАЮЩИХСЯ НА ДАТУ ЕГО ГИБЕЛИ (СМЕРТИ). ПОЛУЧЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО,

ПОГИБШЕГО (УМЕРШЕГО) В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ

СЛУЖБЫ, НЕ СТАВИТСЯ ЗАКОНОМ В ЗАВИСИМОСТЬ

ОТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЕГО ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

(Извлечение)

М. и ее дочь обратились в суд с иском к войсковой части, жилищной комиссии войсковой части о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указав в обоснование своих требований следующее. Военнослужащий В., проходивший военную службу по контракту в войсковой части, 22 августа 2011 г. погиб при исполнении служебных обязанностей. Приказом командира войсковой части он с 23 августа 2011 г. исключен из списков личного состава воинской части. М. - вдова В. - неоднократно обращалась с просьбой поставить ее и дочь на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения как членов семьи погибшего военнослужащего. Письмом временно исполняющего обязанности командира войсковой части от 20 декабря 2014 г. М. отказано в удовлетворении требований о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Истец полагала, что нарушено ее право на обеспечение жилым помещением как члена семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы, в связи с чем просила возложить на жилищную комиссию войсковой части обязанность принять М. и ее дочь на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как членов семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы, и обязать войсковую часть предоставить во внеочередном порядке жилое помещение для постоянного проживания площадью не менее 54 кв.м в черте города на состав семьи из трех человек.

Решением суда первой инстанции (и с ним согласился суд апелляционной инстанции) в удовлетворении исковых требований отказано.

Разрешая спор, суды, руководствуясь положениями ст.ст. 15 и 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", исходили из того, что права и охраняемые законом интересы М. нарушены не были, поскольку право на обеспечение жилым помещением принадлежит членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего в случае наличия до гибели (смерти) военнослужащего у него и членов его семьи статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий. Учитывая, что до момента гибели военнослужащего В. он и члены его семьи не были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в войсковой части, суд пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований М. не имелось. Также суд первой инстанции указал на то, что погибший В. не имел 10 лет выслуги, необходимых для получения требуемых членами его семьи мер социальной защиты.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 15 февраля 2016 г. признала приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделанными с существенным нарушением норм процессуального права в связи со следующим.

В силу абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно пп. 1 и 11 ст. 151 указанного Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с названным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

При предоставлении жилого помещения в соответствии с этим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти).

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абз. 1.п. 31 ст. 24 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ, действовавшей на момент обращения М. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения) членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с данным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пп. 1, 16, 18 и 19 ст. 15 и ст. 151 названного Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

При этом лицам, указанным в абз. 1 и 3 п. 31 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с данным Федеральным законом во внеочередном порядке (абз. 4 п. 31 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ, действовавшей на момент обращения М. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения).

Из содержания положений п. 31 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ, действовавшей на момент обращения М. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения) следует, что право на предоставление жилых помещений предусмотрено законом не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, т.е. вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.

Приведенные законоположения п. 31 ст. 24 Федерального закона судом цитировались, однако при разрешении дела по существу применены к спорным отношениям не были.

Соответственно, вопрос о том, имели ли М. и ее дочь основания быть признанными нуждающимися в жилом помещении до гибели мужа - военнослужащего, судом в качестве обстоятельства, имеющего юридическое значение для дела, определен не был и на обсуждение сторон, как это предписано ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, не выносился.

Вывод судебных инстанций о том, что у членов семьи погибшего В. отсутствовало одно из условий для получения требуемой меры социальной защиты в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма, поскольку общая продолжительность военной службы военнослужащего составила менее 10 лет, не основан на законе.

По смыслу нормы п. 31 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" получение социальной защиты членами семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, не ставится законом в зависимость от продолжительности его военной службы. Данное условие (продолжительность военной службы 10 лет и более) предусмотрено названной нормой для членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Таким образом, судебные инстанции дали неправильное толкование названной нормы.

Кроме того, судебными инстанциями в связи с неправильным применением норм материального права к спорным отношениям не был определен круг лиц (государственных и муниципальных органов), подлежавших привлечению к участию в деле, исходя из установленного порядка учета лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениям в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и порядка предоставления им этих помещений в соответствующем регионе.

Статьей 15 данного Закона установлено, что право на жилище указанных в нем лиц гарантируется государством за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, суду при разрешении требований о предоставлении жилого помещения членам семьи умершего (погибшего) в период прохождения службы военнослужащего следует привлекать к участию в деле государственный орган, которому на момент рассмотрения дела предоставлены полномочия по распоряжению федеральными денежными средствами или жилыми помещениями, а также соответствующие государственные или муниципальные органы, на которые возложены либо которым делегированы полномочия по учету такой категории граждан в данном регионе.

В связи с изложенным Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала судебные постановления об отказе в удовлетворении исковых требований М. и ее дочери о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения для постоянного проживания принятыми с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, в связи с чем направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

[введено: 08.02.2017 редактор НЦПИ - Терешина И.В.]

[проверено: 13.02.2017 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 1 от 21.12.2016 Стр. 36
Рубрики правового классификатора: 010.060.040 Основные (конституционные) социально- экономические права и свободы, 050.030.080 Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий населения, 050.050.000 Оплата строительства, содержания и ремонта жилья (кредиты, компенсации, субсидии, льготы), 150.130.020 Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать