Основная информация

Дата опубликования: 13 октября 2015г.
Номер документа: В201507207
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201507207

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 25.05.2016, N 6 (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13.10.2015 N 20-КГПР15-11

ЕСЛИ ГРАЖДАНИН, ОТНОСЯЩИЙСЯ К ЧИСЛУ ДЕТЕЙ-СИРОТ

И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, БЫЛ ВКЛЮЧЕН В СПИСКИ

НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ ПО ДОГОВОРУ НАЙМА

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ,

ПОВТОРНОГО ОБРАЩЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ

Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах И. к местной администрации о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование своих требований прокурор ссылался на то, что мать И. умерла 5 марта 1993 г., а отец И. умер 4 июня 2007 г., решением местной администрации района над И. была установлена опека (попечительство), постановлением местной администрации от 18 февраля 2014 г. И. как круглый сирота был поставлен на учет для обеспечения жильем. Целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения за счет бюджета субъекта Российской Федерации И. не предоставлялась. Прокурор полагал, что отсутствие денежных средств в бюджете района на цели приобретения жилья или отсутствие муниципального жилищного фонда в администрации района не освобождает местную администрацию от обязательств, предусмотренных федеральным законодательством, поскольку И. в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции исходил из того, что И. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечивался, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Суд апелляционной инстанции также признал статус И. и его право на льготное обеспечение жилым помещением. Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия указала на то, что право И. не нарушено, поскольку муниципальный орган не отказывал ему в предоставлении жилого помещения, и в будущем он не лишен возможности обратиться с соответствующим заявлением в местную администрацию о предоставлении жилого помещения с учетом существующей очередности лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение льготного жилья.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 13 октября 2015 г., рассмотрев дело в кассационном порядке, признала выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Согласно ч. 1 ст. 1091 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1 названной нормы, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Дагестан от 4 декабря 2008 г. N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", принятым Народным Собранием Республики Дагестан 25 ноября 2008 г. (в ред. Закона от 9 июля 2010 г. N 38).

Постановлением правительства Республики Дагестан от 2 июня 2009 г. N 161 утвержден Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.

При этом ни ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, ни иные нормы указанных выше законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

С момента обращения И. с заявлением о включении в списки на получение жилья 20 декабря 2013 г. у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения. Необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.

Это обстоятельство судом апелляционной инстанции учтено не было, что привело к вынесению незаконного апелляционного определения, которым было отменено правильное решение суда первой инстанции.

Кроме того, судом апелляционной инстанции определение об оставлении заявления прокурора без рассмотрения принято с существенным нарушением норм процессуального права.

В п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу (ст. 220 ГПК РФ) или оставления заявления без рассмотрения (абз. 2-6 ст. 222 ГПК РФ).

Статья 222 ГПК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для оставления заявления без рассмотрения.

Между тем судом апелляционной инстанции ни одного из предусмотренных в законе оснований для оставления заявления прокурора без рассмотрения в апелляционном определении не приведено. Не выполнена судом апелляционной инстанции и его обязанность указать в определении об оставлении заявления без рассмотрения, как устранить обстоятельства, которые, по мнению суда, препятствуют рассмотрению дела (ч. 1 ст. 223 ГПК РФ). Данное нарушение является существенным, поскольку привело к отказу в судебной защите нарушенного права И. на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, при том что при рассмотрении дела были установлены все предусмотренные Законом обстоятельства, влекущие за собой возникновение обязанности ответчика предоставить И. необходимое ему жилое помещение.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила состоявшееся по делу апелляционное определение, оставив в силе решение суда первой инстанции.

[введено: 20.09.2016 оператор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]

[проверено: 21.09.2016 редактор НЦПИ - Сорокин А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 6 от 25.05.2016 Стр. 6
Рубрики правового классификатора: 040.060.010 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, 050.030.020 Наем жилого помещения, 050.030.080 Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий населения, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать