Основная информация
Дата опубликования: | 08 января 1998г. |
Номер документа: | Р199800078 |
Текущая редакция: | 10 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ |
Раздел на сайте: | Федеральное законодательство |
Тип документа: | Федеральные законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р9800078Р1003470
Р199800078Р202005646
ОПУБЛИКОВАНО:
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 12.01.1998, N 2, СТ. 226
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 14.01.1998, N 6
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
08.01.98 N 10-ФЗ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ
Принят Государственной Думой
10 декабря 1997 года
Одобрен Советом Федерации
24 декабря 1997 года
<Изменения:
Федеральный закон от 25 октября 2006 г. N 168-ФЗ; НГР:Р0603162 ,
Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ; НГР:Р0704401 (изменения вступают в силу с 24 октября 2007 г.),
Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ; НГР:Р0801156 (изменения вступают в силу с 7 мая 2008 г.),
Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 183-ФЗ; НГР:Р1003470 (изменения вступают в силу с 25 октября 2010 г.),
Федеральный закон от 14 октября 2014 N 307-ФЗ (изменения вступают в силу с 15 ноября 2014 г.),
Федеральный закон от 13 июля 2015 N 254-ФЗ ,
Федеральный закон от 26 апреля 2016 N 111-ФЗ ,
Федеральный закон от 03 августа 2018 N 312-ФЗ ,
Федеральный закон от 15 октября 2020 N 334-ФЗ >
<См. также:
приказ Федеральной авиационной службы РФ от 4 февраля 1998 г. N 27; НГР:В9805286,
Федеральный закон от 30 декабря 1999 г. N 224-ФЗ; НГР:Р9906467>
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственного регулирования развития авиации в Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
государственное регулирование развития авиации - система экономического и правового регулирования развития авиации и авиационной деятельности, государственной поддержки и защиты российских разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников авиационной техники;
авиация - государственная авиация (государственная военная авиация и государственная авиация специального назначения), гражданская авиация, экспериментальная авиация, авиационная промышленность, инфраструктура воздушного транспорта, единая система организации воздушного движения и авиационная техника;
авиационная деятельность - организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач;
авиационная промышленность - отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники;
инфраструктура воздушного транспорта - аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения авиационной техники, центры и оборудование для подготовки летного состава, другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника;
авиационная организация, включая авиационное предприятие, юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основной целью деятельности которого являются разработка, производство, испытания, эксплуатация, ремонт и (или) утилизация авиационной техники;
авиационная техника - летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасания, тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства наземного обслуживания летательных аппаратов;
авиационная техника двойного назначения - авиационная техника, которая используется как в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, так и в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
летательные аппараты - самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты. Летательные аппараты могут быть военными, специальными, гражданскими и экспериментальными.
<В ред.
Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 183-ФЗ; НГР:Р1003470 (изменения вступают в силу с 25 октября 2010 г.),
Федерального закона от 03 августа 2018 N 312-ФЗ >
Статья 2. Цели государственного регулирования развития авиации
Целями государственного регулирования развития авиации являются:
содействие экономическому развитию Российской Федерации;
укрепление обороны и обеспечение безопасности Российской Федерации;
развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей;
поддержка и развитие научно-технического потенциала авиации;
удовлетворение нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах и защита их прав на безопасные, качественные и экономичные воздушные перевозки и авиационные работы и услуги;
совершенствование и модернизация авиационной техники и обеспечение ее конкурентоспособности;
обеспечение строительства аэродромов и аэропортов, отвечающих международным стандартам;
создание рынка авиационных работ и услуг;
создание системы лизинга российской гражданской авиационной техники как основы обновления парка летательных аппаратов, создание выгодных экономических условий российским и иностранным юридическим лицам, а также физическим лицам для вложения средств в приобретение указанной авиационной техники;
создание новых рабочих мест.
Статья 3. Основные принципы развития авиации
Основными принципами развития авиации являются:
приоритет развития экономики, укрепления обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации;
программно-целевой подход к развитию государственной, гражданской и экспериментальной авиации, разработке, созданию и производству авиационной техники;
государственный контроль (надзор) за развитием авиации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской Федерации в области развития авиации.
<В ред. Федерального закона от 14 октября 2014 N 307-ФЗ >
Глава II. Государственное регулирование развития авиации
Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации в области развития авиации
Правительство Российской Федерации в целях обеспечения проведения единой государственной политики в области развития авиации:
разрабатывает федеральные целевые программы развития авиации;
реализует меры по развитию авиации в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, реализации внешней и внутренней политики Российской Федерации;
координирует международное сотрудничество Российской Федерации в области развития авиации и осуществляет контроль за разработкой и реализацией международных авиационных проектов с участием Российской Федерации;
утверждает классификацию работ по содержанию и ремонту аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, нормативы финансовых затрат и правила расчета размера бюджетных ассигнований на их капитальный ремонт, а также межремонтные сроки проведения капитального ремонта;
осуществляет иные полномочия в области развития авиации, возложенные на него федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
<В ред.
Федерального закона от 13 июля 2015 N 254-ФЗ ,
Федерального закона от 15 октября 2020 N 334-ФЗ >
Статья 5. Полномочия федеральных органов исполнительной
власти в области развития авиации
1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области развития авиации определяются и реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
участвуют в реализации государственной политики в области развития авиации в пределах своих полномочий;
разрабатывают предложения о проведении единой государственной политики в области развития авиации:
осуществляют в пределах своих полномочий координацию разработки, производства и испытаний авиационной техники, создания новых авиационных технологий, а также взаимодействие в области развития авиации;
осуществляют управление развитием авиации в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, организуют выполнение работ по созданию авиационной техники;
организуют выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию авиационной техники;
организуют создание и развитие экспериментальной базы авиационной промышленности;
обеспечивают в пределах своих полномочий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализацию международных договоров Российской Федерации, международных авиационных проектов и программ развития авиации, авиационной техники и инфраструктуры воздушного транспорта;
организуют сертификацию авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, и объектов инфраструктуры воздушного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности в области авиации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляют государственный контроль (надзор) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
участвуют в формировании рынка воздушных перевозок и авиационных работ и услуг;
осуществляют другие полномочия, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
<В ред.
Федерального закона от 14 октября 2014 N 307-ФЗ (изменения вступают в силу с 15 ноября 2014 г.),
Федерального закона от 03 августа 2018 N 312-ФЗ >
Статья 6. Эксплуатация авиационной техники
1. Эксплуатация авиационной техники осуществляется при условии государственной регистрации такой техники и прав на нее в установленном порядке.
2. Авиационная техника, снятая с эксплуатации, подлежит утилизации или может быть реализована образовательным, научным учреждениям, учреждениям культуры и организациям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Сертификация и лицензирование в области развития авиации
1. Юридические лица осуществляют разработку, производство и испытания авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, при наличии соответствующих лицензий, сертификатов и при условии выполнения требований сохранять государственную, служебную и коммерческую тайны в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Обеспечение надежности эксплуатируемой авиационной техники возлагается на ее разработчиков, производителей и эксплуатантов.
Статья 8. Обеспечение безопасности при разработке, производстве,
испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники
1. Мероприятия по контролю за соблюдением требований безопасности при разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции.
<В ред. Федерального закона от 14 октября 2014 N 307-ФЗ (изменения вступают в силу с 15 ноября 2014 г.)>
2. Обеспечение безопасности при разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники возлагается на авиационные организации, осуществляющие указанные виды работ и услуг.
<В ред. Федерального закона от 14 октября 2014 N 307-ФЗ (изменения вступают в силу с 15 ноября 2014 г.)>
Глава III. Особенности экономических отношений в области развития авиации
Статья 9. Государственная поддержка развития авиации
Государственная поддержка развития авиации осуществляется путем:
проведения бюджетной политики, обеспечивающей развитие авиации;
предоставления в установленном законом порядке налоговых и иных льгот российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в финансировании фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
предоставления в установленном законом порядке налоговых льгот российским авиационным организациям, приобретающим и эксплуатирующим российскую авиационную технику, в том числе на лизинговой основе;
защиты интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области развития авиации, в международных организациях;
информационного и правового обеспечения развития авиации.
Статья 10. Основы финансирования развития авиации
1. Финансирование развития авиации осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на федеральные целевые программы в целях обеспечения государственных нужд (разработки, производства, испытаний, эксплуатации, ремонта и утилизации авиационной техники) в порядке, установленном законодательством.
2. Государственные заказчики и исполнители авиационных работ и услуг вправе привлекать внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства.
Статья 11. Приватизация в области авиации
Приватизация государственного и муниципального имущества, включая организации, обеспечивающие разработку, производство, испытания, эксплуатацию, ремонт и утилизацию авиационной техники, соответствующего имущества и объектов инфраструктуры воздушного транспорта осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации.
<В ред. Федерального закона от 03 августа 2018 N 312-ФЗ >
Статья 12. <Утратила силу: Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ; НГР:Р0801156 >
Статья 13. Национализация в области развития авиации
Государство в целях обеспечения своих интересов в области развития авиации вправе на основании федерального закона национализировать (обратить в государственную собственность) имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц.
Статья 13\1. Передача аэропортов и (или) аэродромов
гражданской авиации из федеральной собственности в собственность
или управление субъекта Российской Федерации
<Статья введена Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ; НГР:Р0704401 (изменения вступают в силу с 24 октября 2007 г.)>
1. Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации осуществляется на основании направляемого в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации перечня аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень).
2. Формирование перечня и направление его в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, на основании данных государственной регистрации аэропортов и (или) аэродромов.
3. В перечень включаются расположенные на территории субъекта Российской Федерации аэропорты и (или) аэродромы гражданской авиации, находящиеся в федеральной собственности (за исключением аэродромов совместного базирования).
<В ред. Федерального закона от 13 июля 2015 N 254-ФЗ >
4. Субъект Российской Федерации вправе получить в собственность аэропорты и (или) аэродромы, включенные в перечень. Для получения указанных аэропортов и (или) аэродромов в собственность субъекта Российской Федерации высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, заявку на передачу в собственность субъекта Российской Федерации аэропортов и (или) аэродромов, включенных в перечень.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в течение 45 календарных дней с момента получения от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации заявки на передачу в собственность субъекта Российской Федерации аэропортов и (или) аэродромов, включенных в перечень, в соответствии с данной заявкой представляет в Правительство Российской Федерации проект решения о передаче в собственность субъекта Российской Федерации указанных аэропортов и (или) аэродромов.
6. Правительство Российской Федерации в течение 45 календарных дней с момента поступления от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, проекта решения о передаче в собственность субъекта Российской Федерации аэропортов и (или) аэродромов, включенных в перечень, принимает решение о передаче в собственность субъекта Российской Федерации указанных аэропортов и (или) аэродромов.
7. При передаче в собственность субъекта Российской Федерации имущества аэропортов и (или) аэродромов объекты Единой системы организации воздушного движения передаче в собственность субъекта Российской Федерации не подлежат.
8. Право собственности субъекта Российской Федерации на передаваемые из федеральной собственности аэропорты и (или) аэродромы, включенные в перечень, считается возникшим со дня государственной регистрации указанного права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
9. Передача в собственность субъекта Российской Федерации аэропортов и (или) аэродромов, включенных в перечень, осуществляется с учетом положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; НГР:Р0403701 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
10. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе без согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, осуществлять перепрофилирование и (или) прекращение эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов, переданных в собственность субъекта Российской Федерации, а также иные действия, приводящие к невозможности использования указанных аэропортов и (или) аэродромов по целевому назначению.
11. Аэропорты, находящиеся в собственности Российской Федерации, по соглашению с Правительством Российской Федерации могут передаваться в управление субъекту Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей для передачи аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации. Право управления аэропортами федерального значения возникает у субъекта Российской Федерации со дня, установленного соглашением о передаче таких аэропортов в управление субъекта Российской Федерации.
<В ред. Федерального закона от 13 июля 2015 N 254-ФЗ >
Статья 132. Существенные условия договоров аренды аэродромов, находящихся
в федеральной собственности, и порядок определения размера арендной платы
<Введена Федеральным законом от 26 апреля 2016 N 111-ФЗ >
Существенные условия договоров аренды аэродромов, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы и порядок, условия и сроки ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Глава IV. Обеспечение выполнения положений
настоящего Федерального закона
Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 16. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Р9800078Р1003470
Р199800078Р202005646
ОПУБЛИКОВАНО:
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 12.01.1998, N 2, СТ. 226
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 14.01.1998, N 6
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
08.01.98 N 10-ФЗ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ
Принят Государственной Думой
10 декабря 1997 года
Одобрен Советом Федерации
24 декабря 1997 года
<Изменения:
Федеральный закон от 25 октября 2006 г. N 168-ФЗ; НГР:Р0603162 ,
Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ; НГР:Р0704401 (изменения вступают в силу с 24 октября 2007 г.),
Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ; НГР:Р0801156 (изменения вступают в силу с 7 мая 2008 г.),
Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 183-ФЗ; НГР:Р1003470 (изменения вступают в силу с 25 октября 2010 г.),
Федеральный закон от 14 октября 2014 N 307-ФЗ (изменения вступают в силу с 15 ноября 2014 г.),
Федеральный закон от 13 июля 2015 N 254-ФЗ ,
Федеральный закон от 26 апреля 2016 N 111-ФЗ ,
Федеральный закон от 03 августа 2018 N 312-ФЗ ,
Федеральный закон от 15 октября 2020 N 334-ФЗ >
<См. также:
приказ Федеральной авиационной службы РФ от 4 февраля 1998 г. N 27; НГР:В9805286,
Федеральный закон от 30 декабря 1999 г. N 224-ФЗ; НГР:Р9906467>
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственного регулирования развития авиации в Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
государственное регулирование развития авиации - система экономического и правового регулирования развития авиации и авиационной деятельности, государственной поддержки и защиты российских разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников авиационной техники;
авиация - государственная авиация (государственная военная авиация и государственная авиация специального назначения), гражданская авиация, экспериментальная авиация, авиационная промышленность, инфраструктура воздушного транспорта, единая система организации воздушного движения и авиационная техника;
авиационная деятельность - организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач;
авиационная промышленность - отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники;
инфраструктура воздушного транспорта - аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения авиационной техники, центры и оборудование для подготовки летного состава, другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника;
авиационная организация, включая авиационное предприятие, юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основной целью деятельности которого являются разработка, производство, испытания, эксплуатация, ремонт и (или) утилизация авиационной техники;
авиационная техника - летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасания, тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства наземного обслуживания летательных аппаратов;
авиационная техника двойного назначения - авиационная техника, которая используется как в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, так и в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
летательные аппараты - самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты. Летательные аппараты могут быть военными, специальными, гражданскими и экспериментальными.
<В ред.
Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 183-ФЗ; НГР:Р1003470 (изменения вступают в силу с 25 октября 2010 г.),
Федерального закона от 03 августа 2018 N 312-ФЗ >
Статья 2. Цели государственного регулирования развития авиации
Целями государственного регулирования развития авиации являются:
содействие экономическому развитию Российской Федерации;
укрепление обороны и обеспечение безопасности Российской Федерации;
развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей;
поддержка и развитие научно-технического потенциала авиации;
удовлетворение нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах и защита их прав на безопасные, качественные и экономичные воздушные перевозки и авиационные работы и услуги;
совершенствование и модернизация авиационной техники и обеспечение ее конкурентоспособности;
обеспечение строительства аэродромов и аэропортов, отвечающих международным стандартам;
создание рынка авиационных работ и услуг;
создание системы лизинга российской гражданской авиационной техники как основы обновления парка летательных аппаратов, создание выгодных экономических условий российским и иностранным юридическим лицам, а также физическим лицам для вложения средств в приобретение указанной авиационной техники;
создание новых рабочих мест.
Статья 3. Основные принципы развития авиации
Основными принципами развития авиации являются:
приоритет развития экономики, укрепления обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации;
программно-целевой подход к развитию государственной, гражданской и экспериментальной авиации, разработке, созданию и производству авиационной техники;
государственный контроль (надзор) за развитием авиации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской Федерации в области развития авиации.
<В ред. Федерального закона от 14 октября 2014 N 307-ФЗ >
Глава II. Государственное регулирование развития авиации
Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации в области развития авиации
Правительство Российской Федерации в целях обеспечения проведения единой государственной политики в области развития авиации:
разрабатывает федеральные целевые программы развития авиации;
реализует меры по развитию авиации в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, реализации внешней и внутренней политики Российской Федерации;
координирует международное сотрудничество Российской Федерации в области развития авиации и осуществляет контроль за разработкой и реализацией международных авиационных проектов с участием Российской Федерации;
утверждает классификацию работ по содержанию и ремонту аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, нормативы финансовых затрат и правила расчета размера бюджетных ассигнований на их капитальный ремонт, а также межремонтные сроки проведения капитального ремонта;
осуществляет иные полномочия в области развития авиации, возложенные на него федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
<В ред.
Федерального закона от 13 июля 2015 N 254-ФЗ ,
Федерального закона от 15 октября 2020 N 334-ФЗ >
Статья 5. Полномочия федеральных органов исполнительной
власти в области развития авиации
1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области развития авиации определяются и реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
участвуют в реализации государственной политики в области развития авиации в пределах своих полномочий;
разрабатывают предложения о проведении единой государственной политики в области развития авиации:
осуществляют в пределах своих полномочий координацию разработки, производства и испытаний авиационной техники, создания новых авиационных технологий, а также взаимодействие в области развития авиации;
осуществляют управление развитием авиации в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, организуют выполнение работ по созданию авиационной техники;
организуют выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию авиационной техники;
организуют создание и развитие экспериментальной базы авиационной промышленности;
обеспечивают в пределах своих полномочий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализацию международных договоров Российской Федерации, международных авиационных проектов и программ развития авиации, авиационной техники и инфраструктуры воздушного транспорта;
организуют сертификацию авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, и объектов инфраструктуры воздушного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности в области авиации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляют государственный контроль (надзор) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
участвуют в формировании рынка воздушных перевозок и авиационных работ и услуг;
осуществляют другие полномочия, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
<В ред.
Федерального закона от 14 октября 2014 N 307-ФЗ (изменения вступают в силу с 15 ноября 2014 г.),
Федерального закона от 03 августа 2018 N 312-ФЗ >
Статья 6. Эксплуатация авиационной техники
1. Эксплуатация авиационной техники осуществляется при условии государственной регистрации такой техники и прав на нее в установленном порядке.
2. Авиационная техника, снятая с эксплуатации, подлежит утилизации или может быть реализована образовательным, научным учреждениям, учреждениям культуры и организациям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Сертификация и лицензирование в области развития авиации
1. Юридические лица осуществляют разработку, производство и испытания авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, при наличии соответствующих лицензий, сертификатов и при условии выполнения требований сохранять государственную, служебную и коммерческую тайны в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Обеспечение надежности эксплуатируемой авиационной техники возлагается на ее разработчиков, производителей и эксплуатантов.
Статья 8. Обеспечение безопасности при разработке, производстве,
испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники
1. Мероприятия по контролю за соблюдением требований безопасности при разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции.
<В ред. Федерального закона от 14 октября 2014 N 307-ФЗ (изменения вступают в силу с 15 ноября 2014 г.)>
2. Обеспечение безопасности при разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники возлагается на авиационные организации, осуществляющие указанные виды работ и услуг.
<В ред. Федерального закона от 14 октября 2014 N 307-ФЗ (изменения вступают в силу с 15 ноября 2014 г.)>
Глава III. Особенности экономических отношений в области развития авиации
Статья 9. Государственная поддержка развития авиации
Государственная поддержка развития авиации осуществляется путем:
проведения бюджетной политики, обеспечивающей развитие авиации;
предоставления в установленном законом порядке налоговых и иных льгот российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в финансировании фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
предоставления в установленном законом порядке налоговых льгот российским авиационным организациям, приобретающим и эксплуатирующим российскую авиационную технику, в том числе на лизинговой основе;
защиты интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области развития авиации, в международных организациях;
информационного и правового обеспечения развития авиации.
Статья 10. Основы финансирования развития авиации
1. Финансирование развития авиации осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на федеральные целевые программы в целях обеспечения государственных нужд (разработки, производства, испытаний, эксплуатации, ремонта и утилизации авиационной техники) в порядке, установленном законодательством.
2. Государственные заказчики и исполнители авиационных работ и услуг вправе привлекать внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства.
Статья 11. Приватизация в области авиации
Приватизация государственного и муниципального имущества, включая организации, обеспечивающие разработку, производство, испытания, эксплуатацию, ремонт и утилизацию авиационной техники, соответствующего имущества и объектов инфраструктуры воздушного транспорта осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации.
<В ред. Федерального закона от 03 августа 2018 N 312-ФЗ >
Статья 12. <Утратила силу: Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ; НГР:Р0801156 >
Статья 13. Национализация в области развития авиации
Государство в целях обеспечения своих интересов в области развития авиации вправе на основании федерального закона национализировать (обратить в государственную собственность) имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц.
Статья 13\1. Передача аэропортов и (или) аэродромов
гражданской авиации из федеральной собственности в собственность
или управление субъекта Российской Федерации
<Статья введена Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ; НГР:Р0704401 (изменения вступают в силу с 24 октября 2007 г.)>
1. Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации осуществляется на основании направляемого в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации перечня аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень).
2. Формирование перечня и направление его в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, на основании данных государственной регистрации аэропортов и (или) аэродромов.
3. В перечень включаются расположенные на территории субъекта Российской Федерации аэропорты и (или) аэродромы гражданской авиации, находящиеся в федеральной собственности (за исключением аэродромов совместного базирования).
<В ред. Федерального закона от 13 июля 2015 N 254-ФЗ >
4. Субъект Российской Федерации вправе получить в собственность аэропорты и (или) аэродромы, включенные в перечень. Для получения указанных аэропортов и (или) аэродромов в собственность субъекта Российской Федерации высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, заявку на передачу в собственность субъекта Российской Федерации аэропортов и (или) аэродромов, включенных в перечень.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в течение 45 календарных дней с момента получения от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации заявки на передачу в собственность субъекта Российской Федерации аэропортов и (или) аэродромов, включенных в перечень, в соответствии с данной заявкой представляет в Правительство Российской Федерации проект решения о передаче в собственность субъекта Российской Федерации указанных аэропортов и (или) аэродромов.
6. Правительство Российской Федерации в течение 45 календарных дней с момента поступления от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, проекта решения о передаче в собственность субъекта Российской Федерации аэропортов и (или) аэродромов, включенных в перечень, принимает решение о передаче в собственность субъекта Российской Федерации указанных аэропортов и (или) аэродромов.
7. При передаче в собственность субъекта Российской Федерации имущества аэропортов и (или) аэродромов объекты Единой системы организации воздушного движения передаче в собственность субъекта Российской Федерации не подлежат.
8. Право собственности субъекта Российской Федерации на передаваемые из федеральной собственности аэропорты и (или) аэродромы, включенные в перечень, считается возникшим со дня государственной регистрации указанного права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
9. Передача в собственность субъекта Российской Федерации аэропортов и (или) аэродромов, включенных в перечень, осуществляется с учетом положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; НГР:Р0403701 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
10. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе без согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, осуществлять перепрофилирование и (или) прекращение эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов, переданных в собственность субъекта Российской Федерации, а также иные действия, приводящие к невозможности использования указанных аэропортов и (или) аэродромов по целевому назначению.
11. Аэропорты, находящиеся в собственности Российской Федерации, по соглашению с Правительством Российской Федерации могут передаваться в управление субъекту Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей для передачи аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации. Право управления аэропортами федерального значения возникает у субъекта Российской Федерации со дня, установленного соглашением о передаче таких аэропортов в управление субъекта Российской Федерации.
<В ред. Федерального закона от 13 июля 2015 N 254-ФЗ >
Статья 132. Существенные условия договоров аренды аэродромов, находящихся
в федеральной собственности, и порядок определения размера арендной платы
<Введена Федеральным законом от 26 апреля 2016 N 111-ФЗ >
Существенные условия договоров аренды аэродромов, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы и порядок, условия и сроки ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Глава IV. Обеспечение выполнения положений
настоящего Федерального закона
Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 16. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА № 6 от 14.01.1998, СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ № 2 от 12.01.1998 |
Рубрики правового классификатора: | 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.070.000 Транспорт, 090.070.050 Воздушный транспорт (см. также 200.130.030) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: