Основная информация

Дата опубликования: 17 июня 1996г.
Номер документа: Р199602989
Текущая редакция: 13
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
Раздел на сайте: Федеральное законодательство
Тип документа: Федеральные законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р9602989Р0900287

Р199602989Р202101705

ОПУБЛИКОВАНО:

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 17.06.1996, N 25, СТ. 2965

БЮЛЛЕТЕНЬ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ, 01.01.1998, N 1, СТР. 35

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

17.06.96 N 74-ФЗ

О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ

Принят Государственной Думой

22 мая 1996 года

Одобрен Советом Федерации

5 июня 1996 года

<Изменение:

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ; НГР:Р0200454 (изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.),

Федеральный закон от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ; НГР:Р0304449,

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ;  НГР:Р0402686,

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701 (изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.),

Федеральный закон от 30 ноября 2005 г. N 146-ФЗ;  НГР:Р0505058,

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ; НГР:Р0705139 (изменения вступают в силу с 5 декабря 2007 г.),

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 11-ФЗ; НГР:Р0900232 ,

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 14-ФЗ;  НГР:Р0900287 ,

Федеральный закон от 02 июля 2013 N 185-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г),

Федеральный закон от 04 ноября 2014 N 336-ФЗ ,

Федеральный закон от 08 декабря 2020 N 429-ФЗ ,

Федеральный закон от 30 апреля 2021 N 114-ФЗ >

<См. также:

письмо Министерства юстиции РФ от 30 августа 1996 г. N 08-04-183-96; НГР:В9604625>

<Признать не противоречащей Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 часть третью статьи 5 настоящего Федерального закона, которая по своему конституционно-правовому смыслу в нормативном единстве с положениями частей третьей и седьмой статьи 6 данного Федерального закона означает, что в пределах субъекта Российской Федерации местными национально-культурными автономиями может быть образовано не более одной подлежащей государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке региональной национально-культурной автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории: постановление Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г. N 5-П; НГР:Р0400789>

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путем и форм своего национально-культурного развития.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ

Национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее - национально-культурная автономия) - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

<В ред.

Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ; НГР:Р0304449,

Федерального закона от 04 ноября 2014 N 336-ФЗ >

Статья 2. ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ

Национально-культурная автономия основывается на принципах:

свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;

самоорганизации и самоуправления;

многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии;

сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой;

уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;

законности.

Статья 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ

Правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ; НГР:Р9501871 "Об общественных объединениях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

<В ред.

Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ; НГР:Р0304449 ,

Федерального закона от 08 декабря 2020 N 429-ФЗ >

Статья 4. ПРАВА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ

Национально-культурная автономия имеет право:

получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов;

обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;

создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;

следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

создавать частные образовательные организации и научные организации, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;

устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.

Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.

Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.

<В ред.

Федерального закона от 02 июля 2013 N 185-ФЗ ,

Федерального закона от 04 ноября 2014 N 336-ФЗ >

ГЛАВА II. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ.

ПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ

Статья 5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

АВТОНОМИИ

Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий.

Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной.

Местные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности.

Региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями.

Федеральная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности.

Федеральные, региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации.

<В ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ; НГР:Р0304449>

Статья 6. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

РЕОРГАНИЗАЦИИ И (ИЛИ) ЛИКВИДАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ

<В новой ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ; НГР:Р0304449>

Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ; НГР:Р9501871 "Об общественных объединениях" и иными федеральными законами.

Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации.

Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.

Национально-культурные автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок приема в члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.

Государственная регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных автономий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для государственной регистрации национально-культурной автономии в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.

Федеральный орган исполнительной власти в области государственной регистрации осуществляет ведение реестра национально-культурных автономий. Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления.

<В ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ;  НГР:Р0402686>

Статья 7. КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНО-

КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ

<Название дано в ред.  Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ;  НГР:Р0402686>

Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, при котором создается консультативный совет по делам национально-культурных автономий, действующий на общественных началах.

Консультативный совет по делам национально-культурных автономий:

осуществляет согласование деятельности национально-культурных автономий, содействует установлению и укреплению связей между ними;

представляет и защищает в органы государственной власти Российской Федерации культурные и социальные интересы этнических общностей, находящихся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории;

участвует в подготовке программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры, проектов нормативных правовых актов, а также в подготовке других решений, затрагивающих права и законные интересы граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, находящимся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории;

осуществляет консультирование Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по национальным проблемам граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, находящимся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории.

Консультативный совет по делам национально-культурных автономий состоит из делегированных на определенный срок представителей каждой федеральной национально-культурной автономии.

При органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных образований могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований.

<В редакции:

Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ; НГР:Р0304449,

Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ;  НГР:Р0402686,

Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701,

Федерального закона от 30 ноября 2005 г. N 146-ФЗ;  НГР:Р0505058>

ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ, РАЗВИТИЕ

И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО (РОДНОГО) ЯЗЫКА

Статья 8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ (РОДНЫХ)

ЯЗЫКОВ

Российская Федерация обеспечивает социальную, экономическую и правовую защиту национальных (родных) языков на территории Российской Федерации.

Право граждан Российской Федерации на сохранение, развитие национального (родного) языка, свободу выбора и использования языка общения, воспитания и обучения устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

Статья 9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

НАЦИОНАЛЬНОГО (РОДНОГО) ЯЗЫКА

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечивают проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных (родных) языков;

оказывают организационную и иную поддержку национально-культурным автономиям в разработке и реализации государственных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут содействовать национально-культурным автономиям в:

издании книг, выпуске периодической печати, организации телерадиовещания, создании средств массовой информации как на русском, так и на национальных (родных) языках;

обмене теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных (родных) языках между субъектами Российской Федерации, а также между Российской Федерацией и иностранными государствами.

<В ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701>

Статья 10. ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА НАЦИОНАЛЬНОМ (РОДНОМ) ЯЗЫКЕ И НА ВЫБОР

ЯЗЫКА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Граждане Российской Федерации, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 11. Обеспечение национально-культурными автономиями права

на выбор языка воспитания и обучения и на получение основного общего

образования на национальном (родном) языке

<В новой ред. Федерального закона от 02 июля 2013 N 185-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г)>

В целях обеспечения права на выбор языка воспитания и обучения и на получение основного общего образования на национальном (родном) языке национально-культурные автономии могут:

создавать частные дошкольные образовательные организации или группы в таких организациях, обучение и воспитание в которых осуществляются на национальном (родном) языке;

создавать частные общеобразовательные организации, частные профессиональные образовательные организации и частные образовательные организации высшего образования, обучение в которых осуществляется на национальном (родном) языке;

учреждать иные частные образовательные организации, обучение в которых осуществляется на национальном (родном) языке;

участвовать в разработке образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, созданными национально-культурными автономиями, издавать учебники, учебные пособия и другую учебную литературу, необходимые для обеспечения права на получение образования на национальном (родном) языке;

вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, органы местного самоуправления муниципальных округов, органы местного самоуправления городских округов о создании классов, учебных групп в государственных и муниципальных образовательных организациях, обучение в которых осуществляется на национальном (родном) языке, а также государственных и муниципальных образовательных организациях, в которых осуществляются обучение на государственном языке Российской Федерации и углубленное изучение национального (родного) языка, национальной истории и культуры;

участвовать в соответствии с законодательством об образовании в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, а также примерных основных образовательных программ, реализуемых на национальном (родном) языке и иных языках;

организовывать подготовку и дополнительное профессиональное образование педагогических и иных работников для частных образовательных организаций;

заключать договоры с неправительственными организациями за пределами Российской Федерации о создании условий для реализации права на получение образования на национальном (родном) языке, в частности договоры о подготовке педагогических работников, об обеспечении учебно-методическими материалами, учебниками и учебными пособиями, художественной литературой и аудиовизуальными средствами обучения на национальном (родном) языке;

осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации другие мероприятия по обеспечению права на выбор языка воспитания и обучения и на обучение на национальном (родном) языке.

Частные образовательные организации, осуществляющие обучение на национальном (родном) языке, обеспечивают изучение государственного языка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральными государственными образовательными стандартами, а также изучение государственных языков субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством этих субъектов Российской Федерации.

<В ред. Федерального закона от 30 апреля 2021 N 114-ФЗ >

Статья 12. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ

(РОДНОМ) ЯЗЫКЕ, НА ВЫБОР ЯЗЫКА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о языках народов Российской Федерации, об образовании и настоящим Федеральным законом:

обеспечивают при необходимости создание групп в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, классов или учебных групп в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях с обучением на национальном (родном) языке;

с учетом предложений национально-культурных автономий и конкретных условий региона создают государственные образовательные организации с обучением на национальном (родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры, а также учреждения дополнительного образования (воскресные школы, факультативы, культурно-образовательные центры и другие образовательные учреждения) для изучения и пропаганды национальных (родных) языков и национальных культур;

содействуют разработке, изданию и приобретению учебных программ, учебников, методических пособий и другой учебной литературы, необходимых для обучения на национальном (родном) языке;

осуществляют финансирование мероприятий, направленных на обучение права на получение образования на национальном (родном) языке в государственных, муниципальных образовательных организациях, за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных ассигнований в пределах средств, выделяемых на образование;

организуют преимущественно по рекомендации национально-культурных автономий, дополнительное профессиональное образование педагогических и иных работников для организаций, осуществляющих образовательную деятельность на национальном (родном) языке, иных языках, в том числе на основе соглашений между субъектами Российской Федерации и межгосударственных соглашений;

оказывают материальную, правовую, организационную и иную помощь национально-культурным автономиям в создании частных образовательных организаций и развитии иных форм воспитания и обучения на национальном (родном) языке.

<В ред.

Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ; НГР:Р0705139 ,

Федерального закона от 02 июля 2013 N 185-ФЗ >

ГЛАВА IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья 13. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМИ АВТОНОМИЯМИ

ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ

В целях обеспечения права граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на сохранение и развитие национальной культуры национально-культурные автономии могут:

создавать негосударственные (общественные) учреждения национальной культуры: театры, культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы и другие учреждения культуры и обеспечивать их функционирование;

организовать творческие союзы, коллективы профессионального и самодеятельного искусства, кружки по изучению национального культурного наследия, достижений национальной культуры;

проводить массовые мероприятия в области национальной культуры: фестивали, конкурсы, смотры, выставки и другие мероприятия;

содействовать организации национального краеведения, охране национальных памятников истории и культуры; создавать краеведческие, этнографические и иные общественные музеи;

учреждать организации, занимающиеся художественными народными промыслами и ремеслами;

издавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных (родных) и иных языках;

создавать частные образовательные организации по подготовке работников в области национальной культуры;

разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;

заключать договоры с неправительственными организациями, находящимися за пределами Российской Федерации, о культурном обмене и сотрудничестве в области сохранения национальной культуры.

<В ред. Федерального закона от 02 июля 2013 N 185-ФЗ >

Статья 14. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о культуре и настоящим Федеральным законом:

учитывают при разработке и осуществлении региональных программ национально-культурного развития предложения национально-культурных автономий;

рассматривают предложения национально-культурных автономий о включении в федеральные государственные образовательные стандарты для образованных организаций, реализующих образовательные программы на национальном (родном) языке, курсов по изучению истории, культуры, этнографии, традиционных видов трудовой деятельности, художественных народных промыслов и ремесел и принимают соответствующие решения;

направляют деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры на удовлетворение национально-культурных потребностей;

организуют в системе государственных и муниципальных архивов соответствующие разделы по культуре, истории, общественной жизни граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям;

оказывают помощь национально-культурным автономиям в создании негосударственных (общественных) учреждений национальной культуры, частных образовательных организаций по подготовке творческих работников и иных специалистов, проведении различных массовых мероприятий в области национальной культуры;

обеспечивают сохранность памятников истории и культуры, представляющих ценность для граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и являющихся частью культурного наследия Российской Федерации;

осуществляют иные мероприятия по созданию условий для сохранения, возрождения и развития национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническими общностям.

<В ред.

Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701,

Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ; НГР:Р0705139 ,

Федерального закона от 02 июля 2013 N 185-ФЗ >

Статья 15. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ПРАВА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ НА

ОСВЕЩЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДСТВАХ

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Государственные аудиовизуальные средства массовой информации представляют национально-культурным автономиям эфирное время. Периодичность, продолжительность передач и язык, на котором ведутся передачи, определяются договорами с учредителями и редакциями теле- и радиопрограмм.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают и поощряют негосударственные средства массовой информации, безвозмездно предоставляющие национально-культурным автономиям возможность освещения их деятельности.

В федеральных программах финансовой и организационной поддержки средств массовой информации предусматривается помощь средствам массовой информации национально-культурных автономий.

В программах субъектов Российской Федерации финансовой и организационной поддержки средств массовой информации может быть предусмотрена помощь средствам массовой информации национально-культурных автономий.

<Часть третья настоящей статьи утрачивает силу с 1 января 2005 г.: Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701>

ГЛАВА V. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ

Статья 16. Финансирование и поддержка деятельности, связанной

с реализацией прав национально-культурных автономий

<В новой ред. Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 11-ФЗ; НГР:Р0900232 >

Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий, осуществляется за счет средств национально-культурных автономий, их учреждений и организаций, частных лиц, а также за счет иных не запрещенных законом источников.

Федеральные органы исполнительной власти могут оказывать поддержку федеральным национально-культурным автономиям за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации оказывают поддержку региональным и местным национально-культурным автономиям за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета).

Органы местного самоуправления в соответствии с муниципальными правовыми актами вправе оказывать поддержку местным национально-культурным автономиям за счет средств местного бюджета (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

Статья 17. СОБСТВЕННОСТЬ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ

Национально-культурные автономии обладают правом собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 18. ИМУЩЕСТВО НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям государственное и муниципальное имущество в собственность или аренду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Для осуществления уставных целей и деятельности национально-культурные автономии, их некоммерческие учреждения и организации могут использовать помещения, переданные им на условиях договора аренды.

Размер платы за аренду помещений национально-культурными автономиями, их некоммерческими учреждениями и организациями определяются в порядке, установленном для некоммерческих организаций культуры и образования на территории данного субъекта Российской Федерации, а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 19. ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ

ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<Утратила силу: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 14-ФЗ;  НГР:Р0900287 >

Статья 20. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ АВТОНОМИЯМ

<Настоящая статья утрачивает силу с 1 января 2005 г.: Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701>

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают национально-культурным автономиям финансовую поддержку, предусмотренную статьей 19 настоящего Федерального закона, при условии, что эти финансовые средства имеют целевой характер и могут использоваться только для проведения конкретных мероприятий. В представляемых целевых программах национально-культурного развития народов Российской Федерации указывается численность граждан Российской Федерации, объединенных в соответствующей национально-культурной автономии и нуждающихся в сохранении самобытности, развитии языка, образования и национальной культуры.

Выбор целевых программ национально-культурного развития народов Российской Федерации для государственной финансовой поддержки осуществляется соответственно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом мнения представителей национально-культурных автономий.

Федеральные финансовые органы, финансовые органы субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за использованием предоставленных средств по их целевому назначению. Национально-культурные автономии обязаны в  установленном  порядке своевременно представлять отчет  о   расходовании  полученных  ими государственных  средств.  В  случаях  использования    финансовых средств  государственной  финансовой  поддержки  не  по   целевому назначению  руководители  национально-культурных  автономий  несут ответственность в установленном порядке.

<В ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ; НГР:Р0304449>

ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. О ВСТУПЛЕНИИ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Б. Ельцин

[введено:   27.06.96 оператор  НЦПИ - Прохорова    Н.В.]

[проверено: 28.06.96 корректор НЦПИ - Федоркова    О.В.]

[ТРТ:       04.03.97 юрист     НЦПИ - Бородкина    Е.А.]

[ТРТ:     02.04.2002 юрист     НЦПИ - Григорьян    И.В.]

[ТРТ:     14.11.2003 юрист     НЦПИ - Городничая   Н.Н.]

[ТРТ:     17.03.2004 юрист     НЦПИ - Городничая   Н.Н.]

[ТРТ:     09.07.2004 юрист     НЦПИ - Савостьянова О.М.]

[ТРТ:     24.09.2004 юрист     НЦПИ - Городничая   Н.Н.]

[ТРТ:     09.12.2005 юрист     НЦПИ - Савостьянова О.М.]

[ТРТ:     20.12.2007 юрист     НЦПИ - Фалюта       Л.А.]

[ТРТ:     17.02.2009 юрист     НЦПИ - Жарова       М.К.]

[ТРТ:     19.02.2009 юрист     НЦПИ - Фалюта       Л.А.]

[ТРТ:     16.08.2013 юрист     НЦПИ – Романова     А.П.]

[ТРТ:     19.11.2014 юрист     НЦПИ – Дырина       О.М.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ № 1 от 01.01.1998 Стр. 35, СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ № 25 от 17.06.1996
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.070.000 Федеративное устройство Российской Федерации, 010.070.050 Национальные меньшинства и коренные малочисленные народы, 010.070.060 Национально-культурная автономия, 010.170.000 Общественные и религиозные объединения, 010.170.010 Общественные объединения (см. также 030.030.050), 020.000.000 Основы государственного управления, 020.010.000 Органы исполнительной власти, 020.010.030 Органы и организации при Правительстве Российской Федерации, 030.000.000 Гражданское право, 030.030.000 Юридические лица, 030.030.050 Некоммерческие организации (см. также 010.170.010, 010.170.020), 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.010 Общие положения, 030.090.020 Право частной собственности, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.050 Аренда (см. также 050.030.030), 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.030 Расходы федерального бюджета (см. также 150.070.020), 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.030.000 Культура (см. также 200.160.040), 130.030.030 Национальное культурное наследие народов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать