Основная информация
Дата опубликования: | 03 июня 2014г. |
Номер документа: | В201406148 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201406148
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВОСУДИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 27.10.2014, N 10,
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03.06.2014 N 763/14
ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Разумова И.В., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2013 по делу N А40-66210/13 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., Президиум установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Нефедова Ирина Витальевна (далее - предприниматель) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) предприниматель не представил в установленный срок в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальные сведения о застрахованных лицах за периоды с 01.04.2011 по 30.06.2011, с 30.10.2011 по 31.12.2011, с 01.01.2012 по 31.03.2012, с 01.04.2012 по 30.06.2012; эти сведения были представлены 16.11.2012.
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с предпринимателя штрафа в размере 16 981 рубля за непредставление в установленный срок сведений о каждом работающем у него застрахованном лице за указанные периоды.
Дело рассматривалось в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции фонд просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и удовлетворить заявленное требование.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению в Арбитражный суд города Москвы на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного фондом требования, полагали, что с 01.01.2012 отменена обязанность индивидуальных предпринимателей представлять отчетность в контролирующие органы. При этом они руководствовались пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон N 379-ФЗ), согласно которому пункты 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, устанавливающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисленные в названных нормах сведения, утратили силу.
Однако суды не учли следующее.
Законом N 379-ФЗ отменена обязанность плательщиков страховых взносов, самостоятельно уплачивающих страховые взносы и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Между тем статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 названного пункта, исчисление и уплата страховых взносов производится им по каждому основанию.
Также статьей 1 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователями являются как индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, так и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, в том числе и индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются как лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели, так и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Пункт 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ предусматривает, что страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные данным Законом.
Аналогичная правовая норма содержалась и в пункте 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период).
Судами установлено, что Нефедова И.В. является предпринимателем, осуществляющим выплаты наемным работникам, то есть подпадает под определение "страхователь", содержащееся в абзацах четвертом и пятом статьи 1 Закона N 27-ФЗ, и как страхователь обязана представлять индивидуальные сведения о каждом работающем у нее застрахованном лице на основании части 1 статьи 8, частей 1, 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Вместе с тем следует учесть, что согласно изменениям, внесенным в часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", смягчена ответственность страхователя за непредставление либо представление неполных и (или) недостоверных сведений персонифицированного учета. Размер санкций с 01.01.2014 составляет 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленных к уплате в фонд за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены (представлены неполные или недостоверные) сведения.
Принимая во внимание, что в данном случае предприниматель был привлечен к ответственности не как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы и не производящее выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а как страхователь-работодатель, у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований фонда о взыскании с предпринимателя штрафных санкций в связи с исключением ответственности в отношении индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2013 по делу N А40-66210/13 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий
А.А. ИВАНОВ
[введено: 20.02.2015 оператор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]
[проверено: 09.04.2015 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В201406148
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВОСУДИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 27.10.2014, N 10,
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03.06.2014 N 763/14
ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Разумова И.В., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2013 по делу N А40-66210/13 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., Президиум установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Нефедова Ирина Витальевна (далее - предприниматель) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) предприниматель не представил в установленный срок в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальные сведения о застрахованных лицах за периоды с 01.04.2011 по 30.06.2011, с 30.10.2011 по 31.12.2011, с 01.01.2012 по 31.03.2012, с 01.04.2012 по 30.06.2012; эти сведения были представлены 16.11.2012.
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с предпринимателя штрафа в размере 16 981 рубля за непредставление в установленный срок сведений о каждом работающем у него застрахованном лице за указанные периоды.
Дело рассматривалось в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции фонд просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и удовлетворить заявленное требование.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению в Арбитражный суд города Москвы на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного фондом требования, полагали, что с 01.01.2012 отменена обязанность индивидуальных предпринимателей представлять отчетность в контролирующие органы. При этом они руководствовались пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон N 379-ФЗ), согласно которому пункты 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, устанавливающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисленные в названных нормах сведения, утратили силу.
Однако суды не учли следующее.
Законом N 379-ФЗ отменена обязанность плательщиков страховых взносов, самостоятельно уплачивающих страховые взносы и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Между тем статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 названного пункта, исчисление и уплата страховых взносов производится им по каждому основанию.
Также статьей 1 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователями являются как индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, так и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, в том числе и индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются как лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели, так и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Пункт 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ предусматривает, что страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные данным Законом.
Аналогичная правовая норма содержалась и в пункте 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период).
Судами установлено, что Нефедова И.В. является предпринимателем, осуществляющим выплаты наемным работникам, то есть подпадает под определение "страхователь", содержащееся в абзацах четвертом и пятом статьи 1 Закона N 27-ФЗ, и как страхователь обязана представлять индивидуальные сведения о каждом работающем у нее застрахованном лице на основании части 1 статьи 8, частей 1, 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Вместе с тем следует учесть, что согласно изменениям, внесенным в часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", смягчена ответственность страхователя за непредставление либо представление неполных и (или) недостоверных сведений персонифицированного учета. Размер санкций с 01.01.2014 составляет 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленных к уплате в фонд за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены (представлены неполные или недостоверные) сведения.
Принимая во внимание, что в данном случае предприниматель был привлечен к ответственности не как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы и не производящее выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а как страхователь-работодатель, у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований фонда о взыскании с предпринимателя штрафных санкций в связи с исключением ответственности в отношении индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2013 по делу N А40-66210/13 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий
А.А. ИВАНОВ
[введено: 20.02.2015 оператор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]
[проверено: 09.04.2015 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВОСУДИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 10 от 27.10.2014 Стр. 115 |
Рубрики правового классификатора: | 030.030.010 Общие положения, 030.120.160 Страхование (см. также 030.150.150, 140.010.030), 070.010.000 Общие положения, 070.060.000 Пенсии (см. также 200.160.030), 070.060.010 Общие положения, 180.050.010 Общие положения, 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: