Основная информация
Дата опубликования: | 11 ноября 2009г. |
Номер документа: | RU605143032009002 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Псковская область |
Принявший орган: | Собрание депутатов сельского поселения "Новоуситовская волость" |
Раздел на сайте: | Уставы муниципальных образований |
Тип документа: | Муниципальный правовой акт |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «НОВОУСИТОВСКАЯ ВОЛОСТЬ»
РЕШЕНИЕ
от 11 ноября 2009 года
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОУСИТОВСКАЯ ВОЛОСТЬ»
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и в соответствии со статьей 30 Устава муниципального образования «Новоуситовская волость» Собрание депутатов сельского поселения решило:
1. Внести изменения и дополнения в Устав муниципального образования «Новоуситовская волость» согласно приложению.
2. Направить изменения и дополнения в Устав муниципального образования «Новоуситовская волость» на государственную регистрацию в установленном порядке
3. Настоящее решение вступает в силу после его государственной регистрации и официального обнародования.
Глава сельского поселения
«Новоуситовская волость»
В. В. МАТВЕЕВА
Приняты
Решением
Собрания депутатов
сельского поселения
«Новоуситовская волость»
11.11.2009 г.
1.1. Статью 2 пункт 2 изложить в редакции:
«1. Административным центром поселения является деревня Новая Уситва, улица Советская, дом 27.
1.2. В статью 4 внести следующие изменения:
1. Пункт 25 статьи 4 признать утратившим силу.
2. Статью 4.1 дополнить пунктами 8,9 следующего содержания:
8) участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения ;
9) создание условий для развития туризма.
1.3.Статью 9 изложить в новой редакции:
«Депутаты Собрания депутатов сельского поселения избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании по многомандатным округам в порядке, определенным федеральным и областным законодательством.»
1.4. Статью 11 изложить в редакции:
1. Для обсуждения c участием населения проектов муниципальных правовых актов сельского поселения по вопросам местного значения по инициативе населения, Главы поселения или Собрания депутатов поселения могут проводиться слушания.
Решение о проведении публичных слушаний подлежит опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 10 дней до проведения слушаний.
2. На публичные слушания должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правого акта о внесении изменений и дополнении в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях привидения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства,реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
3. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Собрания депутатов сельского поселения».
1.5. Статью 17 дополнить пунктом 5:
«5. Глава сельского поселения представляет Собранию депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, деятельности Администрации поселения и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Собранием депутатов.»
1.6. Статью 18 дополнить пунктом 24 следующего содержания:
24) Обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
1.7. Пункт 1 статьи 19 дополнить подпунктом 15:
«15) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.».
1.8. Предпоследний абзац пункта 2 статьи 19 дополнить цифрой «, 15».
1.9. Статью 19 дополнить пунктом 5:
«5. Удаление главы сельского поселения в отставку осуществляется в соответствии со статьей 74.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».».
1.10. В статью 21 внести следующие изменения:
Пункт 4 статьи 21 изложить в редакции:
Собрание депутатов может быть юридическим лицом, может иметь обособленное имущество, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, иметь печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, счета в банковских и кредитных учреждениях.
Пункт 5 статьи 21 изложить в редакции:
«5. Полномочия Собрания депутатов сельского поселения могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Полномочия Собрания могут быть также прекращены в случае:
1. принятия Собранием депутатов решения о самороспуске. Вопрос о самороспуске Собрания депутатов может быть внесен на рассмотрение по инициативе не менее половины от установленной численности депутатов. Решение о самороспуске принимается большинством голосов не менее, чем две трети от установленной численности;
2. вступления в силу решения Псковского областного суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
3. преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с федеральным законодательством, а также в случае упразднения муниципального образования;
4. утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его
объединением с городским округом;
5. в случае увеличения численности избирателей более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.
Досрочное прекращение полномочий Собрания депутатов влечет досрочное прекращение полномочий депутатов».
1.11.Подпункт 29 пункта 1 статьи 28 признать утратившим силу.
1.12.Пункт 1 статьи 29 изложить в редакции:
«1. Систему муниципальных правовых актов сельского поселения образуют:
- Устав муниципального образования «Новоуситовская волость» и
правовые акты, принятые на местном референдуме;
- решения Собрания депутатов сельского поселения;
- правовые акты Главы сельского поселения;
- постановления и распоряжения Администрации сельского поселения.
2. Дополнить статью 29.1 следующего содержания:
Статья 29.1.» Подготовка муниципальных правовых актов сельского поселения ( субъекты правотворческой деятельности)»
Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами, постоянными комиссиями Собрания депутатов сельского поселения, главой поселения, районной прокуратурой, инициативными группами граждан в порядке правотворческой инициативы и органами ТОС.
1.13. Статью 32 изложить в редакции:
«1. Глава сельского поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Псковской области, настоящим Уставом и решениями Собрания депутатов, издает постановления и распоряжения.
2. Постановления главы сельского поселения издаются по вопросам организации деятельности Собрания депутатов для созыва сессии (определение времени, места проведения сессии и предлагаемой повестки дня и др.).
Постановления главы сельского поселения подлежат официальному обнародованию.
3. Глава сельского поселения издает распоряжения по вопросам
обеспечения деятельности Собрания депутатов.».
1.14. Дополнить статьей 32.1:
«Статья 32.1. Постановления и распоряжения Администрации сельского поселения
Постановления Администрации сельского поселения издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Псковской области, а так же по другим вопросам, затрагивающим права граждан на местное самоуправление.
Распоряжения Администрации сельского поселения издаются по вопросам организации работы Администрации сельского поселения».
1.15. Дополнить статьей 32.2.
«Статья 32.2 Регистр муниципальных нормативных правовых актов Псковской области
Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном уровне (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Псковской области, организация и ведение которого осуществляется Администрацией области или иным уполномоченным Администрацией области органом исполнительной власти области в порядке, установленном Законом Псковской области».
ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ПАЛКИНСКИЙ РАЙОН
Собрание депутатов сельского поселения
«Новоуситовская волость»
РЕШЕНИЕ
От 20. 07. 2009 года
Принято на восемнадцатой сессии
первого созыва Собрания депутатов.
О порядке рассмотрения протестов, представлений, и иных актов прокурорского реагирования.
В соответствии с п.4 статьи 30 Устава сельского поселения «Новоуситовская волость» в целях совершенствования деятельности органов местного самоуправления поселения по вопросам рассмотрения протестов, представлений и иных актов прокурорского реагирования Собрание депутатов сельского поселения «Новоуситовская волость» постановляет:
Утвердить прилагаемый Порядок рассмотрения протестов, представлений и иных актов прокурорского реагирования органами местного самоуправления сельского поселения «Новоуситовская волость» Палкинского района.
Обнародовать данное решение .
Глава сельского поселения «Новоуситовскя волость» В.В. Матвеева
Утвержден
решением Собрания депутатов
Новоуситовской волости
от 20.07.2009 г.
ПОРЯДОК
РАСМОТРЕНИЯ ПРОТЕСТОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
И ИНЫХ АКТОВ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НОВОУСИТОВСКОЙ ВОЛОСТИ
1. Протесты, представления и иные акты прокурорского реагирования, потупившие в органы местного самоуправления Новоуситовской волости (далее -акты прокурорского реагирования), рассматриваются коллегиально Собранием депутатов Новоуситовской волости или лично руководителем исполнитерапорядительного органа местного самоуправления, которому адресован акт прокурорского реагирования.
Для подготовки документов, необходимых для организации рассмотрения акта прокурорского реагирования, он может быть направлен в иной орган местного самоуправления или его структурное подразделение, к сфере ведения которых отнесены вопросы, затрагиваемые в акте прокурорского реагирования.
Проект ответа на акт прокурорского реагирования подготавливается органом местного самоуправления или его структурным подразделением (далее -разработчик проекта ответа) по поручению лица, которому адресован акт прокурорского реагирования, согласовывается с юридической службой органа местного самоуправления, не позднее, чем за 5 дней до дня истечения срока рассмотрения, указанного в акте прокурорского реагирования.
Рассмотрение акта прокурорского реагирования и проекта ответа проводится на заседании сельского поселения Собрания депутатов или под руководством руководителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, с участием представителя разработчика проекта ответа, представителя юридической службы органа местного самоуправления и уполномоченных представителей органов прокуратуры. Лицо, которому адресован акт прокурорского реагирования, либо уполномоченное им лицо уведомляет представителей органов прокуратуры, указанных в акте прокурорского реагирования, о месте и времени рассмотрения акта прокурорского реагирования не позднее, чем за 5 дней до его рассмотрения.
4. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования решение
Собрания депутатов сельского поселения незамедлительно направляет в орган
прокуратуры, направивший акт прокурорского реагирования.
Окончательный проект ответа исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, согласованный с его юридической службой, направляется руководителю исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления для рассмотрения и подписания.
Ответ в органы прокуратуры должен быть направлен не позднее срока, указанного в акте прокурорского реагирования.
5. В случае удовлетворения акта прокурорского реагирования руководители
Собрания депутатов сельского поселения или исполнительно-распорядительных
органов местного самоуправления принимают соответствующие меры,
предусмотренные действующим законодательством, о результатах которых
дополнительно информируют органы прокуратуры. / ,
ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ПАЛКИНСКИЙ РАЙОН
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
«НОВОУСИТОВСКАЯ ВОЛОСТЬ»
РЕШЕНИЕ
От 20.07.2009 года
О порядке принятия решений о проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Новоуситовская волость» и их проектов
В соответствии со статьей 4 Закона Псковской области от 17.07.2008 № 784-оз «О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской области и органах местного самоуправления» Собрание депутатов сельского поселения «Новоуситовская волость» Решило:
1. Установить следующий порядок принятия решений о проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов Собрания депутатов и Главы сельского поселения (далее - органов местного самоуправления поселения) и их проектов:
Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов органов местного самоуправления поселения, а также их проектов проводится в целях выявления и устранения содержащихся в них коррупционных факторов.
Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты муниципальных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере муниципальной собственности, муниципальной службы, статуса лиц, замещающих муниципальные должности, налоговых льгот, природопользования, лесного, земельного, водного, градостроительного, жилищного законодательства, законодательства об охране окружающей среды.
Решение о проведении антикоррупционной экспертизы проекта муниципального правового акта может быть принято Собранием депутатов или Главой сельского поселения в иных случаях, не указанных в пункте 1.2 настоящего решения.
1.4. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы
действующего муниципального правового акта Собрания депутатов поселения
принимается Собранием депутатов поселения по предложению депутатов
Собрания, Главы сельского поселения или прокурора района.
1.5. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы действующих
муниципальных правовых актов Главы сельского поселения принимается
Главой сельского поселения по собственной инициативе, по предложению
Собрания депутатов поселения или прокурора района.
1.6. Антикоррупционная экспертиза проводится органом местного самоуправления, принявшим или принимающим муниципальный правовой акт, в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке коррупциогенности муниципальных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов (приложение к настоящему решению).
2. Настоящее решение вступает в силу с 01.08.2009 года.
Глава сельского поселения
«Новоуситовская волость» В.В. Матвеева
Приложение к решению
Собрания депутатов сельского
поселения «Новоуситовская
волость» от 20.07.2009 года
Методические рекомендации
по оценке коррупциогенности муниципальных правовых актов
органов местного самоуправления муниципального образования
«Новоуситовская волость» и их проектов.
I. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации по оценке коррупциогенности муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Новоуситовская волость» и их проектов (далее -Рекомендации) разработаны в соответствии со статьей 4 Закона Псковской области «О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской области и органах местного самоуправления» и призваны оказать помощь Собранию депутатов и Главе сельского поселения в оценке (правовой экспертизе) действующих муниципальных правовых актов и их проектов с целью выявления в них положений, которые могут вызвать коррупционные действия и решения субъектов правоприменения.
Основные понятия (коррупция, коррупциогенность, коррупционный фактор, коррупционное проявление и др.), применяются в Рекомендациях в значениях, определенных в федеральных законах и иных федеральных нормативных правовых актах.
П. Оценка коррупциогенности проекта муниципального правового
акта
Определение коррупциогенности проекта муниципального правового акта проводится в ходе правовой экспертизы и наряду с анализом содержащихся в нем норм включает оценку целей, задач, предмета правового регулирования, формы (юридического статуса) акта, компетенции принявшего акт органа (должностного лица) с точки зрения выявления условий для коррупционных действий и решений.
Конкретными коррупционными факторами, содержащимися в проектах нормативных правовых актов, являются:
необоснованно широкие пределы усмотрения для органа местного самоуправления, должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией компетенции;
наличие явных пробелов в установлении положений, отражающих полномочия органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения;
нарушение единства прав и обязанностей должностных лиц, муниципальных служащих, руководителей коммерческой или иной организации;
наличие одинаковых полномочий у субъектов правоприменения одного и того же органа (организации) без четкого разграничения их компетенции;
отсутствие специальных запретов (ограничений) для должностных лиц, муниципальных служащих, руководителей коммерческой или иной организации;
отсутствие положений об ответственности должностных лиц, иных субъектов правоприменения;
установление явно завышенных требований, предъявляемых к гражданину или юридическому лицу, которые необходимы для предоставления им конкретного права;
использование двусмысленных или неустоявшихся терминов, формулировок с неясным содержанием;
отсутствие положений о порядке обжалования решений (действий) субъектов правоприменения;
отсутствие конкурсных процедур, если они явно целесообразны;
наличие очевидных противоречий (коллизий) между правовыми нормами одного нормативного акта (внутренних противоречий) или нормами различных актов;
использование норм с бланкетной (отсылочной) диспозицией при возможности сформулировать конкретное нормативное предписание.
Наличие в проекте муниципального правового акта любого из этих недостатков (коррупционных факторов) свидетельствует о том, что его качество требует улучшения путем устранения соответствующих положений на стадии обсуждения проекта. Однако при правовой экспертизе проекта все его положения должны оцениваться во взаимосвязи, поэтому наличие в нем отдельных недостатков, способных вызвать коррупционные проявления, не может служить безусловным формальным основанием для его отклонения.
III. Содержание коррупционных факторов 1. Необоснованно широкие пределы усмотрения органа местного самоуправления, должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией компетенции.
Исполнительно-распорядительная деятельность невозможна без наличия
свободного усмотрения субъектов правоприменения, реализующих собственную компетенцию или компетенцию органа местного самоуправления, коммерческой или некоммерческой организации. Их полномочия не всегда могут быть установлены предельно четко и в зависимости от складывающихся условий в пределах, дозволенных законодательством, они руководствуются собственным усмотрением. Поэтому, когда муниципального правовой акт предоставляет субъекту правоприменения несколько возможных вариантов решений (действий) без точного определения оснований для принятия одного из них, возникают условия для коррупционных проявлений.
Таким образом, необоснованно широкие пределы свободного усмотрения субъектов правоприменения должны быть ограничены. В муниципальном правовом акте по возможности следует указать точно, какие варианты решений охватывает компетенция органа (должностного лица, руководителя коммерческой организации), каковы основания и условия принятия того или иного решения.
2. Наличие явных пробелов в установлении положений,
отражающих полномочия органа местного самоуправления, должностных
лиц или иных субъектов правоприменения.
Недостаточность норм, которые регламентируют компетенцию указанных органов и субъектов правоприменения (права, обязанности, цели, задачи и основные направления их деятельности), создает возможность для произвольной трактовки их полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет им самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, вторгаться в компетенцию уполномоченных органов и их должностных лиц, руководителей коммерческой или некоммерческой организации.
С учетом этого проект муниципального правового акта должен всецело отражать компетенцию должностных лиц, органов управления и руководителей коммерческой или иной организации. Если реализация этого требования в проекте невозможна или нецелесообразна, то в нем должно содержаться положение о разработке проектов соответствующих правовых актов, которые необходимы для его реализации (с указанием их характера и сроков подготовки).
Если проект муниципального правового акта признает утратившими силу ранее действовавшие муниципальные правовые акты (отдельные их положения), возникновение пробела в правовом регулировании наиболее вероятно. В этой связи необходимо выяснить, имеется ли потребность в подготовке проектов соответствующих муниципальных правовых актов, устраняющих правовые пробелы или необходимых для реализации базового муниципального правового акта, запланированы ли их разработка и принятие в оптимальные сроки.
3. Нарушение единства прав и обязанностей должностных лиц,
муниципальных служащих, руководителей коммерческой или иной
организации
Права и обязанности органов местного самоуправления, их должностных лиц, органов управления и руководителей коммерческой и иной организации тесно взаимосвязаны и в совокупности образуют полномочие. Поэтому при оценке проекта муниципального правового акта необходимо проследить, чтобы фиксация полномочий органа («может и должен») не подменялась перечнем его прав («может», «вправе» и т.п., но не должен). В результате этого исполнение служебных обязанностей субъектом правоприменения становится произвольным, а при наличии корыстной или иной личной заинтересованности ведет к коррупционным проявлениям.
Следовательно, в проекте муниципального правового акта недопустима подмена терминов, обозначающих одновременно возможность и обязательность действий субъекта правоприменения («осуществляет», «рассматривает», «принимает» и т.п.), терминами, отражающими одну лишь возможность решения или действия («может», «вправе» и т.д.).
Наряду с этим в муниципальном правовом акте должна быть установлена четкая связь между зафиксированными в нем субъективными правами гражданина, правами юридического лица и соответствующими обязанностями муниципального органа, что позволит исключить отказ в реализации их прав под предлогом отсутствия законных полномочий.
4. Наличие одинаковых полномочий у субъектов правоприменения
одного и того же органа (организации) без четкого разграничения их
компетенции.
Если за принятие того или иного решения может быть принято разными органами местного самоуправления и при этом отсутствует четкое разграничение их компетенции, то, как правило, такое дублирование полномочий создает условия для злоупотребления служебным положением.
С учетом этого снижению коррупциогенности проекта муниципального правового акта служит закрепление в нем принципа «одного окна», когда все необходимые согласования для вынесения окончательного решения по заявлению заинтересованного физического или юридического лица служащие муниципального органа осуществляют самостоятельно.
5. Отсутствие специальных запретов (ограничений) для
должностных лиц, муниципальных служащих, руководителей
коммерческой или иной организации
В необходимых случаях проект муниципального правового акта в целях снижения коррупциогенности должен содержать специальные ограничения и запреты для субъектов правоприменения. Например, запрет муниципальным служащим осуществлять от имени муниципального образования деятельность, связанную с имущественными и финансовыми отношениями.
При этом следует учитывать, что установление запретов (ограничений в правах) производится нормами закона; муниципальный правовой акт может лишь конкретизировать законодательно установленные запреты и ограничения.
6. Отсутствие положений об ответственности органов местного
самоуправления, должностных лиц, иных субъектов правоприменения
Если в проекте содержатся предписания, устанавливающие обязанности должностных лиц, муниципальных служащих, руководителей муниципальных предприятий и учреждений, то в нем должны быть указаны санкции за их неисполнение (при условии, что такие санкции отсутствуют в действующем законодательстве). Если же соответствующие санкции или вид ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая, иная) предусмотрены законодательными актами, в проекте необходимо отразить это обстоятельство.
Вид ответственности должен быть установлен с учетом статуса субъекта правоприменения, содержания запретов и ограничений в его деятельности, а также тяжести служебного проступка. Основания ответственности должны быть четко сформулированы.
7. Установление явно завышенных требований, предъявляемых к
гражданину или юридическому лицу, которые необходимы для
предоставления им конкретного права
Если требования, необходимые для реализации гражданином или юридическим лицом своего субъективного права, согласно проекту чрезмерно завышены, явно выходят за разумно допустимый уровень, между заинтересованными физическими или юридическими лицами и уполномоченными субъектами правоприменения неизбежно возникают отношения, основанные на проявлениях коррупции.
Завышение требований чаще всего носит завуалированный характер и нередко связано с характеристикой оснований для отказа заинтересованному лицу в реализации его субъективного права (например, приведен «открытый» перечень таких оснований; основанием для отказа выступает «представление сведений, не соответствующих действительности», т.е. без указания, в чем именно это выражается, или «представление сведений не в полном объеме», т.е. без конкретизации сведений, отсутствие которых исключает положительное решение вопроса).
8. Использование двусмысленных или неустоявшихся терминов,
формулировок с неясным содержанием.
Такие дефекты проекта муниципального правового акта могут обусловить произвольное применение его норм, в том числе связанное с коррупционными проявлениями.
Следует иметь в виду, что в наибольшей степени коррупции способствуют неконкретные нормы, регулирующие вопросы юридической ответственности, нормы с нечетким указанием условий, при которых субъект правоприменения правомочен принимать определенные решения, а также содержащие отсылку к мнимым регламентам (например, «в случае необходимости», «при наличии достаточных оснований», «согласно установленному порядку», хотя он отсутствует).
Источником коррупционных проявлений могут стать положения проекта, допускающие расширительное толкование компетенции уполномоченного органа (должностного лица, руководителя коммерческой организации) при наличии формулировок типа «принимает решения по отдельным вопросам», «по ряду вопросов вправе принимать решения единолично», «обладает иными полномочиями».
9. Отсутствие положений о порядке обжалования решений
(действий) субъектов правоприменения
Так называемые административные процедуры, устанавливающие порядок обжалования решений (действий) субъектов правоприменения и их рассмотрения вышестоящей инстанцией, - важная часть правового регулирования. Если соответствующие процессуальные (регламентные) нормы отсутствуют в процессуальном и ином законодательстве Российской Федерации, то порядок обжалования управленческих решений (действий) субъектов правоприменения должен получить соответствующее нормативное закрепление.
При отсутствии в проекте нормативного правового акта норм о порядке принятия решений субъектом правоприменения, процедуре обжалования его решений (действий) и принятии окончательного решения возникает риск произвольных управленческих актов и, как следствие этого, - коррупционные проявления.
Напротив, коррупциогенность проекта муниципального акта снижается, если в нем установлен четкий порядок принятия решения субъектом правоприменения, основание и процедура его пересмотра другой инстанцией в случае несогласия заинтересованного физического или юридического лица с принятым решением (управленческим актом).
10. Отсутствие конкурсных процедур, если они явно целесообразны
Реализация некоторых видов полномочий (в частности, разрешительных)
предполагает наличие состязательных процедур с участием заинтересованных граждан (юридических лиц), претендующих на предоставление определенного права. Проведение аукционов, конкурсов снижает возможность субъективного подхода уполномоченного субъекта (например, муниципального служащего) в выборе наиболее достойного из заинтересованных участников.
Напротив, при отсутствии в муниципального правовом акте конкурсных процедур, когда на получение определенного права претендует несколько лиц, увеличивается риск коррупционных проявлений.
11. Наличие очевидных противоречий (коллизий) между правовыми
нормами одного и того же или различных муниципальных правовых актов
Коллизии между нормами права препятствуют правильному правоприменению, а также позволяют применить ту норму, которая выгодна конкретному участнику правоотношений, что существенно повышает вероятность коррупционных проявлений.
Коллизии могут возникать между нормами одного и того же проекта, равными по юридической силе правовыми актами, между актами разного уровня и разных сфер правового регулирования. Будучи явным недостатком нормативного правового регулирования, коллизии должны устраняться в ходе нормотворческой деятельности путем отмены или изменения противоречащих друг другу нормативных предписаний.
Для предотвращения возникновения коллизий следует выяснить, не противоречат ли нормы проекта муниципального правового акта положениям ранее принятых и сохраняющих свою юридическую силу (действующих) правовых актов. Поэтому важно изучить все ранее принятые по данному вопросу муниципального правовые акты (с учетом внесенных в них изменений) и обеспечить согласование с ними норм проекта.
12. Использование норм с бланкетной (отсылочной) диспозицией при
возможности сформулировать конкретное нормативное предписание
В целом использование бланкетных (отсылочных) диспозиций правовых норм не может рассматриваться как явный недостаток законодательной техники. Однако если есть возможность в четкой форме сформулировать нормативное предписание, из проекта желательно исключить общие и не вполне определенные формулировки и отсылки к другим муниципального правовым актам (например, конкретно указать полномочия служащих, а не подразумевать их или исходить из того, что они аналогичны полномочиям служащих других категорий).
Наличие неконкретных нормативных отсылок позволяет субъектам правоприменения действовать не в публичных интересах, а руководствуясь корыстной или иной личной заинтересованностью. Кроме того, коррупциогенность увеличивается, если имеется отсылка к норме, которая, в свою очередь, отсылает к другой норме либо к еще не принятым законам или иным нормативным правовым актам.
IV. Заключение по итогам антикоррупционной экспертизы муниципального правового акта или его проекта
По результатам экспертизы коррупциогенности муниципального правового акта или его проекта составляется заключение. В заключении отражаются следующие вопросы:
наличие в анализируемом правовом акте превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению;
наличие в анализируемом акте норм, содержащих коррупционные факторы в соответствии с настоящими Рекомендациями; обоснование их коррупционности;
рекомендации по изменению формулировок правовых норм для устранения их коррупциогенности.
Заключение по итогам антикоррупционной экспертизы составляется в форме отдельного документа или отражается в заключении о законности (незаконности) муниципального правового акта или его проекта.
Приведенный в настоящих Рекомендациях перечень коррупционных факторов не является исчерпывающим. В ходе экспертизы лицо, составляющее заключение, вправе выявить любые другие факторы, способствующие, на его взгляд, коррупционным нарушениям в данной сфере. Эти факторы и рекомендации по их преодолению также отражаются в заключении.
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «НОВОУСИТОВСКАЯ ВОЛОСТЬ»
РЕШЕНИЕ
от 11 ноября 2009 года
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОУСИТОВСКАЯ ВОЛОСТЬ»
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и в соответствии со статьей 30 Устава муниципального образования «Новоуситовская волость» Собрание депутатов сельского поселения решило:
1. Внести изменения и дополнения в Устав муниципального образования «Новоуситовская волость» согласно приложению.
2. Направить изменения и дополнения в Устав муниципального образования «Новоуситовская волость» на государственную регистрацию в установленном порядке
3. Настоящее решение вступает в силу после его государственной регистрации и официального обнародования.
Глава сельского поселения
«Новоуситовская волость»
В. В. МАТВЕЕВА
Приняты
Решением
Собрания депутатов
сельского поселения
«Новоуситовская волость»
11.11.2009 г.
1.1. Статью 2 пункт 2 изложить в редакции:
«1. Административным центром поселения является деревня Новая Уситва, улица Советская, дом 27.
1.2. В статью 4 внести следующие изменения:
1. Пункт 25 статьи 4 признать утратившим силу.
2. Статью 4.1 дополнить пунктами 8,9 следующего содержания:
8) участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения ;
9) создание условий для развития туризма.
1.3.Статью 9 изложить в новой редакции:
«Депутаты Собрания депутатов сельского поселения избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании по многомандатным округам в порядке, определенным федеральным и областным законодательством.»
1.4. Статью 11 изложить в редакции:
1. Для обсуждения c участием населения проектов муниципальных правовых актов сельского поселения по вопросам местного значения по инициативе населения, Главы поселения или Собрания депутатов поселения могут проводиться слушания.
Решение о проведении публичных слушаний подлежит опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 10 дней до проведения слушаний.
2. На публичные слушания должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правого акта о внесении изменений и дополнении в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях привидения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства,реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
3. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Собрания депутатов сельского поселения».
1.5. Статью 17 дополнить пунктом 5:
«5. Глава сельского поселения представляет Собранию депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, деятельности Администрации поселения и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Собранием депутатов.»
1.6. Статью 18 дополнить пунктом 24 следующего содержания:
24) Обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
1.7. Пункт 1 статьи 19 дополнить подпунктом 15:
«15) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.».
1.8. Предпоследний абзац пункта 2 статьи 19 дополнить цифрой «, 15».
1.9. Статью 19 дополнить пунктом 5:
«5. Удаление главы сельского поселения в отставку осуществляется в соответствии со статьей 74.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».».
1.10. В статью 21 внести следующие изменения:
Пункт 4 статьи 21 изложить в редакции:
Собрание депутатов может быть юридическим лицом, может иметь обособленное имущество, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, иметь печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, счета в банковских и кредитных учреждениях.
Пункт 5 статьи 21 изложить в редакции:
«5. Полномочия Собрания депутатов сельского поселения могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Полномочия Собрания могут быть также прекращены в случае:
1. принятия Собранием депутатов решения о самороспуске. Вопрос о самороспуске Собрания депутатов может быть внесен на рассмотрение по инициативе не менее половины от установленной численности депутатов. Решение о самороспуске принимается большинством голосов не менее, чем две трети от установленной численности;
2. вступления в силу решения Псковского областного суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
3. преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с федеральным законодательством, а также в случае упразднения муниципального образования;
4. утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его
объединением с городским округом;
5. в случае увеличения численности избирателей более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.
Досрочное прекращение полномочий Собрания депутатов влечет досрочное прекращение полномочий депутатов».
1.11.Подпункт 29 пункта 1 статьи 28 признать утратившим силу.
1.12.Пункт 1 статьи 29 изложить в редакции:
«1. Систему муниципальных правовых актов сельского поселения образуют:
- Устав муниципального образования «Новоуситовская волость» и
правовые акты, принятые на местном референдуме;
- решения Собрания депутатов сельского поселения;
- правовые акты Главы сельского поселения;
- постановления и распоряжения Администрации сельского поселения.
2. Дополнить статью 29.1 следующего содержания:
Статья 29.1.» Подготовка муниципальных правовых актов сельского поселения ( субъекты правотворческой деятельности)»
Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами, постоянными комиссиями Собрания депутатов сельского поселения, главой поселения, районной прокуратурой, инициативными группами граждан в порядке правотворческой инициативы и органами ТОС.
1.13. Статью 32 изложить в редакции:
«1. Глава сельского поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Псковской области, настоящим Уставом и решениями Собрания депутатов, издает постановления и распоряжения.
2. Постановления главы сельского поселения издаются по вопросам организации деятельности Собрания депутатов для созыва сессии (определение времени, места проведения сессии и предлагаемой повестки дня и др.).
Постановления главы сельского поселения подлежат официальному обнародованию.
3. Глава сельского поселения издает распоряжения по вопросам
обеспечения деятельности Собрания депутатов.».
1.14. Дополнить статьей 32.1:
«Статья 32.1. Постановления и распоряжения Администрации сельского поселения
Постановления Администрации сельского поселения издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Псковской области, а так же по другим вопросам, затрагивающим права граждан на местное самоуправление.
Распоряжения Администрации сельского поселения издаются по вопросам организации работы Администрации сельского поселения».
1.15. Дополнить статьей 32.2.
«Статья 32.2 Регистр муниципальных нормативных правовых актов Псковской области
Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном уровне (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Псковской области, организация и ведение которого осуществляется Администрацией области или иным уполномоченным Администрацией области органом исполнительной власти области в порядке, установленном Законом Псковской области».
ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ПАЛКИНСКИЙ РАЙОН
Собрание депутатов сельского поселения
«Новоуситовская волость»
РЕШЕНИЕ
От 20. 07. 2009 года
Принято на восемнадцатой сессии
первого созыва Собрания депутатов.
О порядке рассмотрения протестов, представлений, и иных актов прокурорского реагирования.
В соответствии с п.4 статьи 30 Устава сельского поселения «Новоуситовская волость» в целях совершенствования деятельности органов местного самоуправления поселения по вопросам рассмотрения протестов, представлений и иных актов прокурорского реагирования Собрание депутатов сельского поселения «Новоуситовская волость» постановляет:
Утвердить прилагаемый Порядок рассмотрения протестов, представлений и иных актов прокурорского реагирования органами местного самоуправления сельского поселения «Новоуситовская волость» Палкинского района.
Обнародовать данное решение .
Глава сельского поселения «Новоуситовскя волость» В.В. Матвеева
Утвержден
решением Собрания депутатов
Новоуситовской волости
от 20.07.2009 г.
ПОРЯДОК
РАСМОТРЕНИЯ ПРОТЕСТОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
И ИНЫХ АКТОВ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НОВОУСИТОВСКОЙ ВОЛОСТИ
1. Протесты, представления и иные акты прокурорского реагирования, потупившие в органы местного самоуправления Новоуситовской волости (далее -акты прокурорского реагирования), рассматриваются коллегиально Собранием депутатов Новоуситовской волости или лично руководителем исполнитерапорядительного органа местного самоуправления, которому адресован акт прокурорского реагирования.
Для подготовки документов, необходимых для организации рассмотрения акта прокурорского реагирования, он может быть направлен в иной орган местного самоуправления или его структурное подразделение, к сфере ведения которых отнесены вопросы, затрагиваемые в акте прокурорского реагирования.
Проект ответа на акт прокурорского реагирования подготавливается органом местного самоуправления или его структурным подразделением (далее -разработчик проекта ответа) по поручению лица, которому адресован акт прокурорского реагирования, согласовывается с юридической службой органа местного самоуправления, не позднее, чем за 5 дней до дня истечения срока рассмотрения, указанного в акте прокурорского реагирования.
Рассмотрение акта прокурорского реагирования и проекта ответа проводится на заседании сельского поселения Собрания депутатов или под руководством руководителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, с участием представителя разработчика проекта ответа, представителя юридической службы органа местного самоуправления и уполномоченных представителей органов прокуратуры. Лицо, которому адресован акт прокурорского реагирования, либо уполномоченное им лицо уведомляет представителей органов прокуратуры, указанных в акте прокурорского реагирования, о месте и времени рассмотрения акта прокурорского реагирования не позднее, чем за 5 дней до его рассмотрения.
4. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования решение
Собрания депутатов сельского поселения незамедлительно направляет в орган
прокуратуры, направивший акт прокурорского реагирования.
Окончательный проект ответа исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, согласованный с его юридической службой, направляется руководителю исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления для рассмотрения и подписания.
Ответ в органы прокуратуры должен быть направлен не позднее срока, указанного в акте прокурорского реагирования.
5. В случае удовлетворения акта прокурорского реагирования руководители
Собрания депутатов сельского поселения или исполнительно-распорядительных
органов местного самоуправления принимают соответствующие меры,
предусмотренные действующим законодательством, о результатах которых
дополнительно информируют органы прокуратуры. / ,
ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ПАЛКИНСКИЙ РАЙОН
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
«НОВОУСИТОВСКАЯ ВОЛОСТЬ»
РЕШЕНИЕ
От 20.07.2009 года
О порядке принятия решений о проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Новоуситовская волость» и их проектов
В соответствии со статьей 4 Закона Псковской области от 17.07.2008 № 784-оз «О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской области и органах местного самоуправления» Собрание депутатов сельского поселения «Новоуситовская волость» Решило:
1. Установить следующий порядок принятия решений о проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов Собрания депутатов и Главы сельского поселения (далее - органов местного самоуправления поселения) и их проектов:
Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов органов местного самоуправления поселения, а также их проектов проводится в целях выявления и устранения содержащихся в них коррупционных факторов.
Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты муниципальных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере муниципальной собственности, муниципальной службы, статуса лиц, замещающих муниципальные должности, налоговых льгот, природопользования, лесного, земельного, водного, градостроительного, жилищного законодательства, законодательства об охране окружающей среды.
Решение о проведении антикоррупционной экспертизы проекта муниципального правового акта может быть принято Собранием депутатов или Главой сельского поселения в иных случаях, не указанных в пункте 1.2 настоящего решения.
1.4. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы
действующего муниципального правового акта Собрания депутатов поселения
принимается Собранием депутатов поселения по предложению депутатов
Собрания, Главы сельского поселения или прокурора района.
1.5. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы действующих
муниципальных правовых актов Главы сельского поселения принимается
Главой сельского поселения по собственной инициативе, по предложению
Собрания депутатов поселения или прокурора района.
1.6. Антикоррупционная экспертиза проводится органом местного самоуправления, принявшим или принимающим муниципальный правовой акт, в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке коррупциогенности муниципальных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов (приложение к настоящему решению).
2. Настоящее решение вступает в силу с 01.08.2009 года.
Глава сельского поселения
«Новоуситовская волость» В.В. Матвеева
Приложение к решению
Собрания депутатов сельского
поселения «Новоуситовская
волость» от 20.07.2009 года
Методические рекомендации
по оценке коррупциогенности муниципальных правовых актов
органов местного самоуправления муниципального образования
«Новоуситовская волость» и их проектов.
I. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации по оценке коррупциогенности муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Новоуситовская волость» и их проектов (далее -Рекомендации) разработаны в соответствии со статьей 4 Закона Псковской области «О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской области и органах местного самоуправления» и призваны оказать помощь Собранию депутатов и Главе сельского поселения в оценке (правовой экспертизе) действующих муниципальных правовых актов и их проектов с целью выявления в них положений, которые могут вызвать коррупционные действия и решения субъектов правоприменения.
Основные понятия (коррупция, коррупциогенность, коррупционный фактор, коррупционное проявление и др.), применяются в Рекомендациях в значениях, определенных в федеральных законах и иных федеральных нормативных правовых актах.
П. Оценка коррупциогенности проекта муниципального правового
акта
Определение коррупциогенности проекта муниципального правового акта проводится в ходе правовой экспертизы и наряду с анализом содержащихся в нем норм включает оценку целей, задач, предмета правового регулирования, формы (юридического статуса) акта, компетенции принявшего акт органа (должностного лица) с точки зрения выявления условий для коррупционных действий и решений.
Конкретными коррупционными факторами, содержащимися в проектах нормативных правовых актов, являются:
необоснованно широкие пределы усмотрения для органа местного самоуправления, должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией компетенции;
наличие явных пробелов в установлении положений, отражающих полномочия органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения;
нарушение единства прав и обязанностей должностных лиц, муниципальных служащих, руководителей коммерческой или иной организации;
наличие одинаковых полномочий у субъектов правоприменения одного и того же органа (организации) без четкого разграничения их компетенции;
отсутствие специальных запретов (ограничений) для должностных лиц, муниципальных служащих, руководителей коммерческой или иной организации;
отсутствие положений об ответственности должностных лиц, иных субъектов правоприменения;
установление явно завышенных требований, предъявляемых к гражданину или юридическому лицу, которые необходимы для предоставления им конкретного права;
использование двусмысленных или неустоявшихся терминов, формулировок с неясным содержанием;
отсутствие положений о порядке обжалования решений (действий) субъектов правоприменения;
отсутствие конкурсных процедур, если они явно целесообразны;
наличие очевидных противоречий (коллизий) между правовыми нормами одного нормативного акта (внутренних противоречий) или нормами различных актов;
использование норм с бланкетной (отсылочной) диспозицией при возможности сформулировать конкретное нормативное предписание.
Наличие в проекте муниципального правового акта любого из этих недостатков (коррупционных факторов) свидетельствует о том, что его качество требует улучшения путем устранения соответствующих положений на стадии обсуждения проекта. Однако при правовой экспертизе проекта все его положения должны оцениваться во взаимосвязи, поэтому наличие в нем отдельных недостатков, способных вызвать коррупционные проявления, не может служить безусловным формальным основанием для его отклонения.
III. Содержание коррупционных факторов 1. Необоснованно широкие пределы усмотрения органа местного самоуправления, должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией компетенции.
Исполнительно-распорядительная деятельность невозможна без наличия
свободного усмотрения субъектов правоприменения, реализующих собственную компетенцию или компетенцию органа местного самоуправления, коммерческой или некоммерческой организации. Их полномочия не всегда могут быть установлены предельно четко и в зависимости от складывающихся условий в пределах, дозволенных законодательством, они руководствуются собственным усмотрением. Поэтому, когда муниципального правовой акт предоставляет субъекту правоприменения несколько возможных вариантов решений (действий) без точного определения оснований для принятия одного из них, возникают условия для коррупционных проявлений.
Таким образом, необоснованно широкие пределы свободного усмотрения субъектов правоприменения должны быть ограничены. В муниципальном правовом акте по возможности следует указать точно, какие варианты решений охватывает компетенция органа (должностного лица, руководителя коммерческой организации), каковы основания и условия принятия того или иного решения.
2. Наличие явных пробелов в установлении положений,
отражающих полномочия органа местного самоуправления, должностных
лиц или иных субъектов правоприменения.
Недостаточность норм, которые регламентируют компетенцию указанных органов и субъектов правоприменения (права, обязанности, цели, задачи и основные направления их деятельности), создает возможность для произвольной трактовки их полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет им самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, вторгаться в компетенцию уполномоченных органов и их должностных лиц, руководителей коммерческой или некоммерческой организации.
С учетом этого проект муниципального правового акта должен всецело отражать компетенцию должностных лиц, органов управления и руководителей коммерческой или иной организации. Если реализация этого требования в проекте невозможна или нецелесообразна, то в нем должно содержаться положение о разработке проектов соответствующих правовых актов, которые необходимы для его реализации (с указанием их характера и сроков подготовки).
Если проект муниципального правового акта признает утратившими силу ранее действовавшие муниципальные правовые акты (отдельные их положения), возникновение пробела в правовом регулировании наиболее вероятно. В этой связи необходимо выяснить, имеется ли потребность в подготовке проектов соответствующих муниципальных правовых актов, устраняющих правовые пробелы или необходимых для реализации базового муниципального правового акта, запланированы ли их разработка и принятие в оптимальные сроки.
3. Нарушение единства прав и обязанностей должностных лиц,
муниципальных служащих, руководителей коммерческой или иной
организации
Права и обязанности органов местного самоуправления, их должностных лиц, органов управления и руководителей коммерческой и иной организации тесно взаимосвязаны и в совокупности образуют полномочие. Поэтому при оценке проекта муниципального правового акта необходимо проследить, чтобы фиксация полномочий органа («может и должен») не подменялась перечнем его прав («может», «вправе» и т.п., но не должен). В результате этого исполнение служебных обязанностей субъектом правоприменения становится произвольным, а при наличии корыстной или иной личной заинтересованности ведет к коррупционным проявлениям.
Следовательно, в проекте муниципального правового акта недопустима подмена терминов, обозначающих одновременно возможность и обязательность действий субъекта правоприменения («осуществляет», «рассматривает», «принимает» и т.п.), терминами, отражающими одну лишь возможность решения или действия («может», «вправе» и т.д.).
Наряду с этим в муниципальном правовом акте должна быть установлена четкая связь между зафиксированными в нем субъективными правами гражданина, правами юридического лица и соответствующими обязанностями муниципального органа, что позволит исключить отказ в реализации их прав под предлогом отсутствия законных полномочий.
4. Наличие одинаковых полномочий у субъектов правоприменения
одного и того же органа (организации) без четкого разграничения их
компетенции.
Если за принятие того или иного решения может быть принято разными органами местного самоуправления и при этом отсутствует четкое разграничение их компетенции, то, как правило, такое дублирование полномочий создает условия для злоупотребления служебным положением.
С учетом этого снижению коррупциогенности проекта муниципального правового акта служит закрепление в нем принципа «одного окна», когда все необходимые согласования для вынесения окончательного решения по заявлению заинтересованного физического или юридического лица служащие муниципального органа осуществляют самостоятельно.
5. Отсутствие специальных запретов (ограничений) для
должностных лиц, муниципальных служащих, руководителей
коммерческой или иной организации
В необходимых случаях проект муниципального правового акта в целях снижения коррупциогенности должен содержать специальные ограничения и запреты для субъектов правоприменения. Например, запрет муниципальным служащим осуществлять от имени муниципального образования деятельность, связанную с имущественными и финансовыми отношениями.
При этом следует учитывать, что установление запретов (ограничений в правах) производится нормами закона; муниципальный правовой акт может лишь конкретизировать законодательно установленные запреты и ограничения.
6. Отсутствие положений об ответственности органов местного
самоуправления, должностных лиц, иных субъектов правоприменения
Если в проекте содержатся предписания, устанавливающие обязанности должностных лиц, муниципальных служащих, руководителей муниципальных предприятий и учреждений, то в нем должны быть указаны санкции за их неисполнение (при условии, что такие санкции отсутствуют в действующем законодательстве). Если же соответствующие санкции или вид ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая, иная) предусмотрены законодательными актами, в проекте необходимо отразить это обстоятельство.
Вид ответственности должен быть установлен с учетом статуса субъекта правоприменения, содержания запретов и ограничений в его деятельности, а также тяжести служебного проступка. Основания ответственности должны быть четко сформулированы.
7. Установление явно завышенных требований, предъявляемых к
гражданину или юридическому лицу, которые необходимы для
предоставления им конкретного права
Если требования, необходимые для реализации гражданином или юридическим лицом своего субъективного права, согласно проекту чрезмерно завышены, явно выходят за разумно допустимый уровень, между заинтересованными физическими или юридическими лицами и уполномоченными субъектами правоприменения неизбежно возникают отношения, основанные на проявлениях коррупции.
Завышение требований чаще всего носит завуалированный характер и нередко связано с характеристикой оснований для отказа заинтересованному лицу в реализации его субъективного права (например, приведен «открытый» перечень таких оснований; основанием для отказа выступает «представление сведений, не соответствующих действительности», т.е. без указания, в чем именно это выражается, или «представление сведений не в полном объеме», т.е. без конкретизации сведений, отсутствие которых исключает положительное решение вопроса).
8. Использование двусмысленных или неустоявшихся терминов,
формулировок с неясным содержанием.
Такие дефекты проекта муниципального правового акта могут обусловить произвольное применение его норм, в том числе связанное с коррупционными проявлениями.
Следует иметь в виду, что в наибольшей степени коррупции способствуют неконкретные нормы, регулирующие вопросы юридической ответственности, нормы с нечетким указанием условий, при которых субъект правоприменения правомочен принимать определенные решения, а также содержащие отсылку к мнимым регламентам (например, «в случае необходимости», «при наличии достаточных оснований», «согласно установленному порядку», хотя он отсутствует).
Источником коррупционных проявлений могут стать положения проекта, допускающие расширительное толкование компетенции уполномоченного органа (должностного лица, руководителя коммерческой организации) при наличии формулировок типа «принимает решения по отдельным вопросам», «по ряду вопросов вправе принимать решения единолично», «обладает иными полномочиями».
9. Отсутствие положений о порядке обжалования решений
(действий) субъектов правоприменения
Так называемые административные процедуры, устанавливающие порядок обжалования решений (действий) субъектов правоприменения и их рассмотрения вышестоящей инстанцией, - важная часть правового регулирования. Если соответствующие процессуальные (регламентные) нормы отсутствуют в процессуальном и ином законодательстве Российской Федерации, то порядок обжалования управленческих решений (действий) субъектов правоприменения должен получить соответствующее нормативное закрепление.
При отсутствии в проекте нормативного правового акта норм о порядке принятия решений субъектом правоприменения, процедуре обжалования его решений (действий) и принятии окончательного решения возникает риск произвольных управленческих актов и, как следствие этого, - коррупционные проявления.
Напротив, коррупциогенность проекта муниципального акта снижается, если в нем установлен четкий порядок принятия решения субъектом правоприменения, основание и процедура его пересмотра другой инстанцией в случае несогласия заинтересованного физического или юридического лица с принятым решением (управленческим актом).
10. Отсутствие конкурсных процедур, если они явно целесообразны
Реализация некоторых видов полномочий (в частности, разрешительных)
предполагает наличие состязательных процедур с участием заинтересованных граждан (юридических лиц), претендующих на предоставление определенного права. Проведение аукционов, конкурсов снижает возможность субъективного подхода уполномоченного субъекта (например, муниципального служащего) в выборе наиболее достойного из заинтересованных участников.
Напротив, при отсутствии в муниципального правовом акте конкурсных процедур, когда на получение определенного права претендует несколько лиц, увеличивается риск коррупционных проявлений.
11. Наличие очевидных противоречий (коллизий) между правовыми
нормами одного и того же или различных муниципальных правовых актов
Коллизии между нормами права препятствуют правильному правоприменению, а также позволяют применить ту норму, которая выгодна конкретному участнику правоотношений, что существенно повышает вероятность коррупционных проявлений.
Коллизии могут возникать между нормами одного и того же проекта, равными по юридической силе правовыми актами, между актами разного уровня и разных сфер правового регулирования. Будучи явным недостатком нормативного правового регулирования, коллизии должны устраняться в ходе нормотворческой деятельности путем отмены или изменения противоречащих друг другу нормативных предписаний.
Для предотвращения возникновения коллизий следует выяснить, не противоречат ли нормы проекта муниципального правового акта положениям ранее принятых и сохраняющих свою юридическую силу (действующих) правовых актов. Поэтому важно изучить все ранее принятые по данному вопросу муниципального правовые акты (с учетом внесенных в них изменений) и обеспечить согласование с ними норм проекта.
12. Использование норм с бланкетной (отсылочной) диспозицией при
возможности сформулировать конкретное нормативное предписание
В целом использование бланкетных (отсылочных) диспозиций правовых норм не может рассматриваться как явный недостаток законодательной техники. Однако если есть возможность в четкой форме сформулировать нормативное предписание, из проекта желательно исключить общие и не вполне определенные формулировки и отсылки к другим муниципального правовым актам (например, конкретно указать полномочия служащих, а не подразумевать их или исходить из того, что они аналогичны полномочиям служащих других категорий).
Наличие неконкретных нормативных отсылок позволяет субъектам правоприменения действовать не в публичных интересах, а руководствуясь корыстной или иной личной заинтересованностью. Кроме того, коррупциогенность увеличивается, если имеется отсылка к норме, которая, в свою очередь, отсылает к другой норме либо к еще не принятым законам или иным нормативным правовым актам.
IV. Заключение по итогам антикоррупционной экспертизы муниципального правового акта или его проекта
По результатам экспертизы коррупциогенности муниципального правового акта или его проекта составляется заключение. В заключении отражаются следующие вопросы:
наличие в анализируемом правовом акте превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению;
наличие в анализируемом акте норм, содержащих коррупционные факторы в соответствии с настоящими Рекомендациями; обоснование их коррупционности;
рекомендации по изменению формулировок правовых норм для устранения их коррупциогенности.
Заключение по итогам антикоррупционной экспертизы составляется в форме отдельного документа или отражается в заключении о законности (незаконности) муниципального правового акта или его проекта.
Приведенный в настоящих Рекомендациях перечень коррупционных факторов не является исчерпывающим. В ходе экспертизы лицо, составляющее заключение, вправе выявить любые другие факторы, способствующие, на его взгляд, коррупционным нарушениям в данной сфере. Эти факторы и рекомендации по их преодолению также отражаются в заключении.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Новоуситовская волость от 12.02.2010 Проект МПА был обнародован 01.10.2009 в порядке, определенном Собранием депутатов., Новоуситовская волость от 10.12.2009 МПА был обнародован 10.12.2009 в порядке, определенном Собранием депутатов. |
Рубрики правового классификатора: | 010.030.000 Уставы муниципальных образований, 010.030.010 Устав сельского поселения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: