Основная информация
Дата опубликования: | 15 декабря 2015г. |
Номер документа: | В201508051 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201508051
В201508051
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
15.12.2015 N АКПИ15-1236
[О признании не противоречащим федеральному
законодательству абзаца первого п. 13 Требований к подготовке
технического плана помещения, утвержденных приказом
Министерства экономического развития Российской Федерации
от 29 ноября 2010 г. N 583]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,
при секретаре Полагаевой К.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента городского имущества города Москвы о признании недействующим абзаца первого пункта 13 Требований к подготовке технического плана помещения, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 583, установил:
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 29 ноября 2010 г. N 583 утверждены Требования к подготовке технического плана помещения (далее - Требования), изложенные в приложении N 2. Нормативный правовой акт зарегистрирован 22 декабря 2010 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 19335, опубликован 7 февраля 2011 г. в печатном издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 6.
Согласно абзацу первому пункта 13 Требований сведения о помещении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод в эксплуатацию здания или сооружения, в котором находится помещение, проектной документации здания или сооружения, в котором находится помещение, изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором находится помещение. Копии указанных документов включаются в состав приложения.
Данная правовая норма действует в редакции приказа Минэкономразвития России от 25 февраля 2014 г. N 87 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 29 ноября 2010 г. N 583", зарегистрированного 7 апреля 2014 г. в Минюсте России, регистрационный номер 31838, и опубликованного 16 апреля 2014 г. в "Российской газете", N 86.
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 13 Требований, ссылаясь на его противоречие части 1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ). Свое требование административный истец мотивирует тем, что оспариваемое нормативное положение нарушает его право на распоряжение имуществом, предусмотренное статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, создает препятствия для государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения, служит основанием для принятия соответствующими органами решений об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объектов недвижимости в случае предоставления технических планов, сведения о которых указаны в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
В судебном заседании представители административного истца Атаманов Р.С., Шевелев Р.С. требование поддержали.
Представители Минэкономразвития России Калмыков А.С., Нуприенкова А.В. и представитель Минюста России Балоян К.Т. просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, считая, что Требования утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует законодательству Российской Федерации, принято и введено в действие в установленном порядке, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Выслушав объяснения представителей Департамента городского имущества города Москвы Атаманова Р.С., Шевелева Р.С. возражения представителей Минэкономразвития России Калмыкова А.С., Нуприенковой А.В. и представителя Минюста России Балоян К.Т, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частью 10 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ форма технического плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, по государственному мониторингу земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по геодезии и картографии переданы Минэкономразвития России (пункт 10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 утверждено Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, согласно которому Минэкономразвития России предоставлено полномочие на принятие нормативного правового акта, утверждающего форму и требования к подготовке документов, оформляемых в процессе кадастровых работ (подпункт 5.2.22).
Таким образом, оспариваемое нормативное положение принято компетентным федеральным органом исполнительной власти во исполнение требований федерального закона и при реализации предоставленных ему полномочий на издание нормативного правового акта в установленной законом форме. Порядок опубликования, государственной регистрации и вступления в силу такого акта соблюден.
В силу пункта 3 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ необходимым для кадастрового учета документом признается технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 47 данного федерального закона.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер (часть 1 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ).
Установленные Минэкономразвития России правила подготовки технического плана помещения, содержащиеся в абзаце первом пункта 13 Требований, соответствуют положениям третьего предложения части 8 статьи 41 названного выше федерального закона, которая, кроме прочего, в качестве общей нормы предписывает, что сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение.
Следовательно, оспариваемая норма Требований об указании сведений о помещении на основании разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором оно расположено, соответствующих технических паспортов помещения или здания, сооружения основано на приведенном законоположении, которому не противоречит.
При этом вопреки утверждениям административного истца о нарушении его прав, предусмотренных статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, не только Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ (четвертое предложение части 8 статьи 41), но и иные, не оспариваемые в настоящем деле, положения пункта 13 Требований (абзац второй) предусматривают возможность указания в техническом плане сведений о помещении на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, в случае отсутствия перечисленных выше документов.
В связи с этим доводы административного истца о том, что оспариваемое нормативное положение создает препятствия для государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости в случае предоставления технических планов, сведения о которых указаны в порядке, регламентированном частью 8 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, следует признать несостоятельными, так как они основаны на ошибочном толковании норм права.
Решения органов кадастрового учета о приостановлении осуществления или об отказе в осуществлении кадастрового учета, о факте которых указано в административном исковом заявлении, могут быть обжалованы в судебном порядке согласно части 10 статьи 26 и части 13 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ соответственно. Их наличие не является основанием для признания недействующим абзаца первого пункта 13 Требований, имеющего содержание, не допускающее его неопределенного толкования.
При этом суждения о том, что оспариваемое нормативное положение при его применении на практике органами кадастрового учета имеет иное истолкование, отличное от выявленного судом, и приводит к нарушению прав, административным истцом не подтверждены.
Лишены правовых оснований и доводы о противоречии абзаца первого пункта 13 Требований части 1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, которая регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности применительно к ранее учтенным объектам недвижимости и не определяет в отличие от статьи 41 этого же федерального закона требования, предъявляемые к техническому плану.
Поскольку абзац первый пункта 13 Требований соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в удовлетворении административного искового заявления должно быть отказано согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Департамента городского имущества города Москвы о признании недействующим абзаца первого пункта 13 Требований к подготовке технического плана помещения, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 583, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г. ИВАНЕНКО
[введено: 22.03.2017 редактор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 24.03.2017 редактор НЦПИ - Аленичева Л.В.]
В201508051
В201508051
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
15.12.2015 N АКПИ15-1236
[О признании не противоречащим федеральному
законодательству абзаца первого п. 13 Требований к подготовке
технического плана помещения, утвержденных приказом
Министерства экономического развития Российской Федерации
от 29 ноября 2010 г. N 583]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,
при секретаре Полагаевой К.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента городского имущества города Москвы о признании недействующим абзаца первого пункта 13 Требований к подготовке технического плана помещения, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 583, установил:
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 29 ноября 2010 г. N 583 утверждены Требования к подготовке технического плана помещения (далее - Требования), изложенные в приложении N 2. Нормативный правовой акт зарегистрирован 22 декабря 2010 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 19335, опубликован 7 февраля 2011 г. в печатном издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 6.
Согласно абзацу первому пункта 13 Требований сведения о помещении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод в эксплуатацию здания или сооружения, в котором находится помещение, проектной документации здания или сооружения, в котором находится помещение, изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором находится помещение. Копии указанных документов включаются в состав приложения.
Данная правовая норма действует в редакции приказа Минэкономразвития России от 25 февраля 2014 г. N 87 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 29 ноября 2010 г. N 583", зарегистрированного 7 апреля 2014 г. в Минюсте России, регистрационный номер 31838, и опубликованного 16 апреля 2014 г. в "Российской газете", N 86.
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 13 Требований, ссылаясь на его противоречие части 1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ). Свое требование административный истец мотивирует тем, что оспариваемое нормативное положение нарушает его право на распоряжение имуществом, предусмотренное статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, создает препятствия для государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения, служит основанием для принятия соответствующими органами решений об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объектов недвижимости в случае предоставления технических планов, сведения о которых указаны в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
В судебном заседании представители административного истца Атаманов Р.С., Шевелев Р.С. требование поддержали.
Представители Минэкономразвития России Калмыков А.С., Нуприенкова А.В. и представитель Минюста России Балоян К.Т. просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, считая, что Требования утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует законодательству Российской Федерации, принято и введено в действие в установленном порядке, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Выслушав объяснения представителей Департамента городского имущества города Москвы Атаманова Р.С., Шевелева Р.С. возражения представителей Минэкономразвития России Калмыкова А.С., Нуприенковой А.В. и представителя Минюста России Балоян К.Т, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частью 10 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ форма технического плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, по государственному мониторингу земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по геодезии и картографии переданы Минэкономразвития России (пункт 10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 утверждено Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, согласно которому Минэкономразвития России предоставлено полномочие на принятие нормативного правового акта, утверждающего форму и требования к подготовке документов, оформляемых в процессе кадастровых работ (подпункт 5.2.22).
Таким образом, оспариваемое нормативное положение принято компетентным федеральным органом исполнительной власти во исполнение требований федерального закона и при реализации предоставленных ему полномочий на издание нормативного правового акта в установленной законом форме. Порядок опубликования, государственной регистрации и вступления в силу такого акта соблюден.
В силу пункта 3 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ необходимым для кадастрового учета документом признается технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 47 данного федерального закона.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер (часть 1 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ).
Установленные Минэкономразвития России правила подготовки технического плана помещения, содержащиеся в абзаце первом пункта 13 Требований, соответствуют положениям третьего предложения части 8 статьи 41 названного выше федерального закона, которая, кроме прочего, в качестве общей нормы предписывает, что сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение.
Следовательно, оспариваемая норма Требований об указании сведений о помещении на основании разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором оно расположено, соответствующих технических паспортов помещения или здания, сооружения основано на приведенном законоположении, которому не противоречит.
При этом вопреки утверждениям административного истца о нарушении его прав, предусмотренных статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, не только Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ (четвертое предложение части 8 статьи 41), но и иные, не оспариваемые в настоящем деле, положения пункта 13 Требований (абзац второй) предусматривают возможность указания в техническом плане сведений о помещении на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, в случае отсутствия перечисленных выше документов.
В связи с этим доводы административного истца о том, что оспариваемое нормативное положение создает препятствия для государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости в случае предоставления технических планов, сведения о которых указаны в порядке, регламентированном частью 8 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, следует признать несостоятельными, так как они основаны на ошибочном толковании норм права.
Решения органов кадастрового учета о приостановлении осуществления или об отказе в осуществлении кадастрового учета, о факте которых указано в административном исковом заявлении, могут быть обжалованы в судебном порядке согласно части 10 статьи 26 и части 13 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ соответственно. Их наличие не является основанием для признания недействующим абзаца первого пункта 13 Требований, имеющего содержание, не допускающее его неопределенного толкования.
При этом суждения о том, что оспариваемое нормативное положение при его применении на практике органами кадастрового учета имеет иное истолкование, отличное от выявленного судом, и приводит к нарушению прав, административным истцом не подтверждены.
Лишены правовых оснований и доводы о противоречии абзаца первого пункта 13 Требований части 1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, которая регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности применительно к ранее учтенным объектам недвижимости и не определяет в отличие от статьи 41 этого же федерального закона требования, предъявляемые к техническому плану.
Поскольку абзац первый пункта 13 Требований соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в удовлетворении административного искового заявления должно быть отказано согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Департамента городского имущества города Москвы о признании недействующим абзаца первого пункта 13 Требований к подготовке технического плана помещения, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 583, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г. ИВАНЕНКО
[введено: 22.03.2017 редактор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 24.03.2017 редактор НЦПИ - Аленичева Л.В.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 030.050.040 Недвижимость (см. также 050.060.000, 050.080.000, 190.020.080), 030.090.010 Общие положения, 050.010.000 Общие положения, 090.040.010 Общие положения, 090.050.050 Градостроительные нормативы. Градостроительная документация. Экспертиза, 110.020.030 Государственный учет земель. Государственный земельный кадастр. Мониторинг земель, 190.020.080 Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (см. также 030.050.040) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: