Основная информация

Дата опубликования: 02 декабря 2015г.
Номер документа: В201508043
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201508043

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

02.12.2015 N АКПИ15-1129

[О признании не противоречащим федеральному законодательству

п. 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)

в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства

Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М., при секретаре Поляковой К.А. с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО "Камешковотепло" о признании недействующим пункта 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, установил:

Согласно пункту 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ООО "Камешковотепло" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 26 Основ ценообразования, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат абзацу четвертому статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которого размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на установление Департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области постановлением от 18 декабря 2014 г. N 59/3 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Владимирской области" тарифа для ООО "Камешковотепло", в котором учтены расходы по выплате заработной платы в размере меньшем, чем минимальный размер оплаты труда.

В суде представитель ООО "Камешковотепло" И. поддержал заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной антимонопольной службе, Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 25 сентября 2015 г. N СП-П9-6534).

Представители Правительства Российской Федерации А., С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации и не нарушают прав административного истца.

Выслушав объяснения представителей ООО "Камешковотепло" И., Правительства Российской Федерации А., С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок согласно Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23).

Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации 29 декабря 2011 г. приняло постановление N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 23 января 2012 г., N 4.

Основы ценообразования определяют принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе критерии оценки экономической обоснованности затрат, включаемых в указанные цены (тарифы), и определения уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), порядок учета результатов деятельности субъектов электроэнергетики по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов), порядок определения, распределения и учета величины перекрестного субсидирования между потребителями (покупателями) на розничных рынках электрической энергии, особенности определения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям в технологически изолированных территориальных энергетических системах.

В соответствии с пунктами 2 и 15 - 34 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.

При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, пунктом 26 Основ ценообразования регулирующим органам предписано определять размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен. Оспариваемые положения Основ ценообразования позволяют заявителю представить в регулирующий орган данные о фактическом положении дел в части оплаты труда.

Данное правовое регулирование соответствует требованиям Федерального закона "Об электроэнергетике", предусматривающего, что основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике при определении принципов и методов расчета цен (тарифов) в электроэнергетике должны учитывать, в частности, критерии оценки экономической обоснованности затрат (пункт 1 статьи 24). Оно осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, направлено на формирование надлежащего механизма ценообразования в сфере электроэнергетики, обеспечивающего баланс экономических интересов сетевых организаций и интересов потребителей, и не может рассматриваться как нарушающее права административного истца.

Ссылки административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта нормам трудового законодательства являются несостоятельными. Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 133.1 регулирует вопросы установления размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Из решения Арбитражного суда Владимирской области от 11 сентября 2015 г. по делу N <...> по заявлению ООО "Камешковотепло" о признании частично недействующим постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18 декабря 2014 г. N 59/3 и постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 ноября 2015 г. не следует, что при разрешении заявленных требований в отношении административного истца применены оспариваемые положения Основ ценообразования.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административного искового заявления ООО "Камешковотепло" о признании недействующим пункта 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г. ИВАНЕНКО

А.М. НАЗАРОВА

[введено: 05.12.2016 редактор НЦПИ - Терешина И.В.]

[проверено: 07.12.2016 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.030.100 Цены и ценообразование (см. также 090.100.030), 020.060.040 Органы, полномочные рассматривать административные дела, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 060.020.090 Оплата труда, 090.010.070 Энергетика, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать