Основная информация

Дата опубликования: 03 февраля 2016г.
Номер документа: В201604657
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201604657

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

03.02.2016 N АКПИ15-1380

[О признании не противоречащим федеральному законодательству

подп. "в" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации

от 26 декабря 2014 г. N 1509 "О ставках платы за пользование водными

объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении

изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами,

находящимися в федеральной собственности" в части применения

в отношении водопользователей, не имеющих водоизмерительных

приборов, повышающего коэффициента 1.1 к ставкам платы

за пользование водными объектами, установленным постановлением

Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 876

с учетом коэффициентов, указанных в подп. "а" п. 1 Постановления]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М., при секретаре Поляковой К.А. с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ОАО "Интер РАО - Электрогенерация" о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности", установил:

Правительство Российской Федерации 26 декабря 2014 г. приняло постановление N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" (далее - Постановление).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 5 января 2015 г., N 1 (часть II), на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2014 г.

Согласно подпункту "в" пункта 1 Постановления к ставкам платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности", с учетом коэффициентов, установленных подпунктом "а" данного пункта, и к ставкам платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, предусмотренным подпунктом "б" названного пункта, за забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов, находящихся в федеральной собственности, водопользователями, не имеющими водоизмерительных приборов, применяется повышающий коэффициент 1,1.

ОАО "Интер РАО - Электрогенерация" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "в" пункта 1 Постановления в части применения повышающего коэффициента 1.1 для водопользователей, не имеющих водоизмерительных приборов, которым ставки платы за пользование водными объектами установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 876, с учетом коэффициентов, указанных в подпункте "а" пункта 1 Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта ставят размер ставки в зависимость от способа определения объема забранной воды, что противоречит статье 20 Водного кодекса Российской Федерации, и нарушают права административного истца, который должен производить оплату за водозабор в повышенном размере.

В суде представитель административного истца Кукушкина О.Г. поддержала заявленные требования, пояснив, что административный истец является субъектом предпринимательской деятельности, осуществляющим производство электрической и тепловой энергии, для чего необходим забор (изъятие) водных ресурсов из реки Волга для охлаждения конденсаторов турбин и нужд водоподготовки. Водозаборные сооружения Общества не оснащены водоизмерительными приборами, установка которых технически затруднительна. Договором водопользования, заключенным между Обществом и Федеральным агентством водных ресурсов, предусмотрено, что определение объема воды, забранной из части водного объекта, производится на основании расчета индивидуальных балансовых норм водопотребления и водоотведения.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (поручение от 27 ноября 2015 г. N СП-П9-8024).

Представитель Правительства Российской Федерации Иванов С.В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя административного истца Кукушкиной О.Г., представителя Правительства Российской Федерации Иванова С.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Регулируя отношения по использованию и охране водных объектов, Водный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 20 предусматривает, что ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, которые дифференцированы в зависимости от речных бассейнов и их частей, связанных с административно-территориальным делением Российской Федерации, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности". В целях стимулирования рационального водопользования водопользователями, не имеющими водоизмерительных приборов учета воды, забранной из водного объекта, подпунктом "в" пункта 1 оспариваемого постановления к данным ставкам платы установлен повышающий коэффициент, равный 1,1.

Плата за пользование водными объектами в соответствии с частью 2 статьи 20 Водного кодекса Российской Федерации устанавливается на основе принципов стимулирования экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов, дифференциации ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна, равномерности поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года. При этом принцип стимулирования экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов предполагает установление платы за пользование водными объектами, призванной стимулировать водопользователя к более рациональному использованию водных объектов с целью достижения экономии финансовых ресурсов водопользователя, а дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна предполагает учет природно-географических и других особенностей водного объекта.

Правительство Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных данным Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

Согласно статье 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и включают в его сферу деятельности управление федеральной собственностью, организацию деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

Пользование водными объектами как деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, в силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" должна осуществляться на основе принципа рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Оснащенность хозяйствующих субъектов водоизмерительными приборами является одним из необходимых условий эффективной работы по водосбережению и экономному использованию водных ресурсов, и правовое регулирование ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, рассчитанное с применением повышающего коэффициента, осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем, и соответствует общим принципам водного законодательства.

Доводы административного истца о том, что договором о водопользовании определение объема воды, забранной из водного объекта, производится на основании расчета индивидуальных балансовых норм водопотребления и водоотведения, в соответствии с пунктом 8 Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 764, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Устанавливая порядок расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами или их частями, находящимися в федеральной собственности, предоставляемыми на основании договоров водопользования, Правила, в частности, устанавливают определение платежной базы для плательщиков, что не исключает к ставкам платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, применение соответствующего коэффициента.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административного искового заявления ОАО "Интер РАО - Электрогенерация" о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г. ИВАНЕНКО

А.М. НАЗАРОВА

[введено: 05.12.2016 редактор НЦПИ - Терешина И.В.]

[проверено: 07.12.2016 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.010.020 Правительство Российской Федерации, 090.010.070 Энергетика, 110.040.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области использования и охраны вод. Контроль за охраной водных объектов и водных ресурсов (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.040.050 Объекты водных отношений (см. также 200.040.050, 200.040.090, 200.120.020), 110.040.060 Право собственности и другие права на водные объекты (см. также 030.090.080), 110.040.070 Использование водных объектов, 110.040.080 Возникновение и прекращение права пользования водными объектами, 110.040.090 Платежи за пользование водными объектами, 110.040.100 Охрана водных объектов (см. также 200.150.020), 110.040.110 Разрешение споров о водопользовании. Ответственность за нарушение водного законодательства, 160.040.090 Экологическая безопасность (см. также 110.010.130), 180.040.020 Производство в суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать