Основная информация
Дата опубликования: | 28 июня 2017г. |
Номер документа: | В201705425 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201705425
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
28.06.2017 N АКПИ17-357
[О признании не противоречащим федеральному
законодательству постановления Правительства
Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301
"О государственном учете жилищного фонда
в Российской Федерации"]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего
судьи Верховного Суда Романенкова Н.С.
Российской Федерации
судей Верховного Суда Меркулова В.П.
Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Поляковой К.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "БТИ N 1" о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", установил:
Правительство Российской Федерации 13 октября 1997 г. издало постановление N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации".
Первоначально нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 20 октября 1997 г., N 42, "Российской газете" 22 октября 1997 г.
ООО "БТИ N 1" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, ссылаясь на то, что установленный оспариваемым нормативным правовым актом порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, так как принят до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и нарушает права в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Административный истец оказывает услуги физическим и юридическим лицам по подготовке технических паспортов объектов недвижимости на коммерческой основе. Прокуратурой Центрального района г. Тольятти Самарской области в адрес ООО "БТИ N 1" направлено представление об устранении нарушений законодательства о государственном техническом учете и технической инвентаризации объектов жилищного фонда.
ООО "БТИ N 1" извещено о времени и месте судебного разбирательства, представитель административного истца в судебное заседание не явился, в суд направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 5 мая 2017 г. N СП-П9-2902).
Представитель Правительства Российской Федерации Цимбалов В.Ю. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Цимбалова В.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В целях ускорения проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации государственного учета жилищного фонда Правительство Российской Федерации постановлением от 13 октября 1997 г. N 1301 утвердило Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, действующее с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 67.
Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации определяет основные задачи государственного учета жилищного фонда, виды жилых помещений, подлежащие государственному учету, состав государственного учета жилищного фонда (технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет), организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ), осуществляющие технический учет жилищного фонда, заполнение и представление форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, который к жилищным отношениям, регулируемым жилищным законодательством, относит учет жилищного фонда (часть 1 статьи 4).
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений данный Кодекс относит определение порядка государственного учета жилищных фондов (пункт 5 части 1 статьи 12).
Содержание государственного учета жилищного фонда определено в части 5 статьи 19 названного Кодекса и предусматривает наряду с иными формами его учета проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Жилищный фонд в соответствии с частью 4 данной статьи подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время иного порядка государственного учета жилищного фонда кроме предусмотренного оспариваемым постановлением, не установлено.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и указанному Федеральному закону (статья 4). В силу данной нормы Федерального закона действует Положение о государственном учете жилищного фонда Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301.
Регулируя кадастровые отношения, Федеральный закон "О кадастровой деятельности" в части 8 статьи 47 предусматривает приведение законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с этим Федеральным законом и применение их постольку, поскольку они не противоречат названному Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 г.
Оспариваемый нормативный правовой акт регулирует отношения по учету жилищного фонда, тогда как в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона "О кадастровой деятельности" после 1 января 2013 г. не подлежат применению нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Следовательно, доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О кадастровой деятельности" являются несостоятельными.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведением Единого государственного реестра недвижимости, и не регламентирует порядок государственного учета жилищного фонда.
Направление в адрес ООО "БТИ N 1" представления прокурора об устранении нарушений законодательства не может рассматриваться как нарушение прав и охраняемых законом интересов административного истца и служить основанием к отмене оспариваемого постановления.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнении законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения. Если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "БТИ N 1" о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С. РОМАНЕНКОВ
судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.П. МЕРКУЛОВ
А.М. НАЗАРОВА
В201705425
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
28.06.2017 N АКПИ17-357
[О признании не противоречащим федеральному
законодательству постановления Правительства
Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301
"О государственном учете жилищного фонда
в Российской Федерации"]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего
судьи Верховного Суда Романенкова Н.С.
Российской Федерации
судей Верховного Суда Меркулова В.П.
Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Поляковой К.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "БТИ N 1" о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", установил:
Правительство Российской Федерации 13 октября 1997 г. издало постановление N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации".
Первоначально нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 20 октября 1997 г., N 42, "Российской газете" 22 октября 1997 г.
ООО "БТИ N 1" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, ссылаясь на то, что установленный оспариваемым нормативным правовым актом порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, так как принят до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и нарушает права в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Административный истец оказывает услуги физическим и юридическим лицам по подготовке технических паспортов объектов недвижимости на коммерческой основе. Прокуратурой Центрального района г. Тольятти Самарской области в адрес ООО "БТИ N 1" направлено представление об устранении нарушений законодательства о государственном техническом учете и технической инвентаризации объектов жилищного фонда.
ООО "БТИ N 1" извещено о времени и месте судебного разбирательства, представитель административного истца в судебное заседание не явился, в суд направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 5 мая 2017 г. N СП-П9-2902).
Представитель Правительства Российской Федерации Цимбалов В.Ю. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Цимбалова В.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В целях ускорения проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации государственного учета жилищного фонда Правительство Российской Федерации постановлением от 13 октября 1997 г. N 1301 утвердило Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, действующее с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 67.
Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации определяет основные задачи государственного учета жилищного фонда, виды жилых помещений, подлежащие государственному учету, состав государственного учета жилищного фонда (технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет), организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ), осуществляющие технический учет жилищного фонда, заполнение и представление форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, который к жилищным отношениям, регулируемым жилищным законодательством, относит учет жилищного фонда (часть 1 статьи 4).
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений данный Кодекс относит определение порядка государственного учета жилищных фондов (пункт 5 части 1 статьи 12).
Содержание государственного учета жилищного фонда определено в части 5 статьи 19 названного Кодекса и предусматривает наряду с иными формами его учета проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Жилищный фонд в соответствии с частью 4 данной статьи подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время иного порядка государственного учета жилищного фонда кроме предусмотренного оспариваемым постановлением, не установлено.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и указанному Федеральному закону (статья 4). В силу данной нормы Федерального закона действует Положение о государственном учете жилищного фонда Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301.
Регулируя кадастровые отношения, Федеральный закон "О кадастровой деятельности" в части 8 статьи 47 предусматривает приведение законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с этим Федеральным законом и применение их постольку, поскольку они не противоречат названному Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 г.
Оспариваемый нормативный правовой акт регулирует отношения по учету жилищного фонда, тогда как в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона "О кадастровой деятельности" после 1 января 2013 г. не подлежат применению нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Следовательно, доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О кадастровой деятельности" являются несостоятельными.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведением Единого государственного реестра недвижимости, и не регламентирует порядок государственного учета жилищного фонда.
Направление в адрес ООО "БТИ N 1" представления прокурора об устранении нарушений законодательства не может рассматриваться как нарушение прав и охраняемых законом интересов административного истца и служить основанием к отмене оспариваемого постановления.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнении законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения. Если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "БТИ N 1" о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С. РОМАНЕНКОВ
судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.П. МЕРКУЛОВ
А.М. НАЗАРОВА
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 020.030.090 Учет. Отчетность. Статистика (см. также 080.110.050, 080.150.060), 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 030.050.040 Недвижимость (см. также 050.060.000, 050.080.000, 190.020.080), 030.120.100 Возмездное оказание услуг, 050.020.010 Общие вопросы, 050.020.020 Управление жилищным фондом (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.020.030 Государственный учет земель. Государственный земельный кадастр. Мониторинг земель, 190.010.030 Прокурорский надзор |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: