Основная информация

Дата опубликования: 17 февраля 2016г.
Номер документа: В201604654
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201604654

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

17.02.2016 N АКПИ15-1430

[О признании не противоречащим федеральному законодательству

постановления Правительства Российской Федерации

от 31 октября 2015 г. N 1171 "О внесении изменения в постановление

Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2015 г. N 399"]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М., при секретаре Поляковой К.А. с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Муляра В.Я. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015 г. N 1171 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2015 г. N 399", установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015 г. N 1171 дополнено постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2015 г. N 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя" пунктом 3, согласно которому собственники транспортных средств из числа граждан, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территории Республики Крым и г. Севастополя, а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г., обязаны до 1 апреля 2016 г. заменить в установленном порядке регистрационные документы и государственные регистрационные знаки, выданные на транспортные средства до 18 марта 2014 г. в соответствии с законодательством Украины.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 9 ноября 2015 г., N 45, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 ноября 2015 г.

Гражданин Муляр В.Я. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим данного Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и нарушают права административного истца, возлагая на него обязанность, ранее не установленную законом. Как указывает Муляр В.Я., он является собственником транспортного средства, право собственности на которое зарегистрировано согласно действующему на момент возникновения такого права законодательству и право на которое было гарантировано названным Федеральным конституционным законом. Оспариваемое Постановление ограничивает срок действия правоустанавливающих и правоопределяющих документов до 1 апреля 2016 г. и вводит обязательность подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации путем их замены на соответствующие российского образца.

Административный истец Муляр В.Я. поддержал в суде заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта являются дискриминационными по отношению к добросовестным собственникам, имеющим все необходимые документы на транспортные средства.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 14 декабря 2015 г. N ДК-П4-8431).

Представители Правительства Российской Федерации Марьян Г.В., Мишуров Р.С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения административного истца Муляра В.Я., представителей административного ответчика Правительства Российской Федерации Марьяна Г.В., Мишурова Р.С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" устанавливает, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме (пункт 3 статьи 15).

Для обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации действует постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов Правительство Российской Федерации 27 апреля 2015 г. издало постановление N 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя", которое действует с дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015 г. N 1171.

Реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и поэтому подлежит регламентации нормами не только гражданского, но и административного законодательства.

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" рассматривает государственную регистрацию транспортных средств в подразделениях Госавтоинспекции как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили (использование в дорожном движении). Регистрационные действия, осуществляемые подразделениями Госавтоинспекции, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.

Следовательно, предусмотренные оспариваемыми положениями нормативного правового акта требования к собственникам транспортных средств из числа граждан, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации, а также юридических лиц заменить в установленном порядке регистрационные документы и государственные регистрационные знаки, выданные на транспортные средства до 18 марта 2014 г. в соответствии с законодательством Украины, соответствуют действующему законодательству Российской Федерации о безопасности дорожного движения и не могут рассматриваться как нарушающие права граждан, поскольку направлены на обеспечение и защиту прав и охраняемых законом имущественных интересов граждан и отвечают требованиям справедливости.

Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" подтверждено действие документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым и города Севастополя.

Из содержания статьи 12 названного Федерального конституционного закона следует, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют ранее выданные документы, подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии), если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос об обязательности государственной регистрации транспортных средств в подразделениях ГИБДД и опираясь на правовые позиции, сформулированные им в постановлениях от 17 декабря 1996 г. N 20-П, от 31 мая 2005 г. N 6-П, указал, что отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима (определения от 7 декабря 2006 г. N 544-О, от 1 октября 2008 г. N 670-О-О, от 26 января 2010 г. N 124-О-О).

Особенность правового режима эксплуатации (использования) транспортных средств относится к существу регулируемых отношений. Установление предельных сроков замены регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, выданных на транспортные средства до 18 марта 2014 г. в соответствии с законодательством Украины, вытекает из существа правоотношений, регулирующих допуск транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации. При этом документы, выданные ранее в соответствии с законодательством Украины, остаются легитимными без ограничения срока их действия в качестве оснований для обмена их на аналогичные документы и государственные регистрационные знаки Российской Федерации.

Доводы административного истца о возможных проблемах при пересечении им границы с Украиной не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку данные отношения регулируются иными нормативными правовыми актами, в том числе Конвенцией о дорожном движении (г. Вена, 1968 г.).

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административного искового заявления Муляра В.Я. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015 г. N 1171 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2015 г. N 399" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г. ИВАНЕНКО

А.М. НАЗАРОВА

[введено: 05.12.2016 редактор НЦПИ - Терешина И.В.]

[проверено: 07.12.2016 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.050.010 Гражданство (см. также 200.050.010), 010.070.080 Законодательство об отдельных регионах Российской Федерации, 020.060.010 Общие положения, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 030.020.010 Общие положения, 030.030.010 Общие положения, 030.090.020 Право частной собственности, 030.090.100 Право собственности на другие объекты (см. также 050.060.020), 090.070.010 Общие положения, 090.070.020 Управление в сфере транспорта (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.070.060 Автомобильный транспорт (см. также 200.100.040), 090.070.130 Борьба с аварийностью. Безопасность движения (см. также 160.040.020), 160.020.080 Органы внутренних дел (см. также 020.010.040), 160.040.020 Безопасность дорожного движения (см. также 090.070.130), 180.040.020 Производство в суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать