Основная информация

Дата опубликования: 22 мая 2017г.
Номер документа: В201705503
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201705503

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

22.05.2017 N АКПИ17-193

[О признании не противоречащим федеральному

законодательству приложения N 1 "Формы реестров

регистрации нотариальных действий, нотариальных

свидетельств, удостоверительных надписей на сделках

и свидетельствуемых документах" к приказу

Министерства юстиции Российской Федерации

от 27 декабря 2016 г. N 313 в части включения в них

содержания и стоимости услуг правового

и технического характера]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре Сибиле Г.В.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Берга О.В. Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" о признании не действующим в части приложения N 1 "Формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 313, установил:

приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 313 утверждены формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах (приложение N 1) (далее - Приказ). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 декабря 2016 г., регистрационный номер 45046, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2016 г.

В приложении N 1 к Приказу имеется форма N 1.1 "Реестр регистрации нотариальных действий нотариуса" (далее - Форма N 1.1), состоящая из восьми граф: графа 1 "Реестровый N нотариального действия", графа 2 "Дата совершения нотариального действия", графа 3 "Наименование и место жительства лица (лиц), обратившегося (обратившихся) за совершением нотариального действия, и его (их) представителя (представителей) (при наличии)", графа 4 "Документ, удостоверяющий личность лица (лиц), обратившегося (обратившихся) за совершением нотариального действия, и его (их) представителя (представителей) (при наличии)", графа 5 "Содержание нотариального действия и форма нотариального документа", графа 6 "Взыскано государственной пошлины (по тарифу) или отметка об освобождении от уплаты государственной пошлины (тарифа)", графа 7 "Взыскано платы за оказание услуг правового и технического характера", графа 8 "Подпись лица (лиц), обратившегося (обратившихся) за совершением нотариального действия".

Берг О.В. и Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими в части граф 5, 6, 7 Формы N 1.1, ссылаясь на их противоречие статьям 9, 16, 48 и 50 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, которые разделяют нотариальные действия и услуги правового и технического характера. По мнению административных истцов, возможность включения в содержание оспариваемых граф данных об услугах правового и технического характера приравнивает такие услуги к нотариальным действиям, что нарушает их право на получение соответствующего закону документа, подтверждающего произведенные расходы на получение услуг нотариуса.

Министерство юстиции Российской Федерации и Федеральная нотариальная палата в письменных возражениях на административное исковое заявление указывают, что оспариваемый в части нормативный правовой акт утвержден в соответствии с требованиями действующего законодательства, которому не противоречит, и не нарушает прав административных истцов.

Берг О.В. и Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, не явились и своих представителей не направили.

В судебном заседании представитель Министерства юстиции Российской Федерации Попова С.С. и представитель Федеральной нотариальной палаты Сагин А.А. не признали административный иск.

Обсудив доводы административных истцов Берга О.В., Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс", выслушав возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Поповой С.С., представителя Федеральной нотариальной палаты Сагина А.А., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с частью первой статьи 50 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются в реестре.

Формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядок их оформления устанавливаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой (статья 51 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Согласно материалам дела Форма N 1.1 установлена Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой, которая, в свою очередь, указанную форму утвердила решением Правления от 17 ноября 2016 г. N 11/16.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти во исполнение требований закона с соблюдением порядка подготовки и принятия нормативного правового акта, его государственной регистрации и опубликования.

Правила оформления реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах установлены Порядком оформления форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утвержденным приложением N 2 к Приказу.

Названным порядком предусмотрено, что в графе 5 реестра регистрации нотариальных действий излагается краткое содержание нотариального действия, а также указывается форма нотариального документа, если нотариальный документ изготовлен в электронной форме (пункт 12). В графе 6 реестра указывается цифрами сумма государственной пошлины (нотариального тарифа), взысканной за совершение нотариального действия, либо указываются реквизиты документа (серия, номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего документ), на основании которого возвращается государственная пошлина (нотариальный тариф), и возвращенная сумма (цифрами), либо записывается основание освобождения от уплаты государственной пошлины (нотариального тарифа) и размер предоставленной льготы в рублях. При совершении нотариального действия вне помещения нотариальной конторы в данной графе указывается адрес, по которому совершено нотариальное действие (пункт 17). В графе 7 реестра регистрации нотариальных действий указываются цифрами суммы, полученные нотариусом за оказание услуг правового и технического характера. Если такие услуги не оказывались, в этой графе проставляется прочерк (пункт 18).

Исходя из положений статей 22, 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате финансовое обеспечение деятельности нотариусов предусматривает оплату нотариальных действий, услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, включая услуги правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

По смыслу закона предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера не являются обязательными, они не входят в содержание нотариальных действий, определяемых в соответствии со статьями 9, 16, 48, 50 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, их получение в конкретной правовой ситуации зависит от согласия лица, обратившегося к нотариусу.

Вопреки доводам административных истцов оспариваемая в части Форма N 1.1 не допускает отождествления нотариальных действий и услуг правового и технического характера. Это следует из различного содержания ее граф 6 и 7, предусматривающих указание в первом случае суммы государственной пошлины (нотариального тарифа), взысканной за совершение нотариального действия, либо реквизиты документа, на основании которого возвращена государственная пошлина (нотариальный тариф), а во втором - суммы, полученной нотариусом за оказание услуг правового и технического характера, если такие услуги были оказаны.

Установленные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате регистрация нотариальных действий и формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей не предусматривают ведение отдельного реестра или иной регистрации оказываемых нотариусами услуг правового и технического характера. Являясь по своему правовому содержанию дополнительными по отношению к нотариальным действиям, с которыми связано их возможное оказание, они подлежат отражению в соответствующем таким действиям реестре при условии их предоставления лицу, обратившемуся к нотариусу.

Необходимость документальной фиксации денежных средств, полученных нотариусами за оказание услуг правового и технического характера, обусловлена, как обоснованно указывают административные ответчики, требованиями не только приведенных статей Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, но и законодательства о налогах и сборах (статьи 31, 149, 227 Налогового кодекса Российской Федерации).

Включение в Форму N 1.1 данных о возможных услугах правового и технического характера не приравнивает такие услуги к нотариальным действиям и не может нарушать права административных истцов в указанных ими аспектах.

Нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе статьям 9, 16, 48 и 50 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, оспариваемая в части Форма N 1.1 соответствует, что в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административного искового заявления Берга О.В., Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" о признании не действующим в части приложения N 1 "Формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 313 отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г. Иваненко

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 120.030.020 Документирование информации. Делопроизводство, 120.030.080 Предоставление информации. Информационные услуги (см. также 080.120.070, 110.010.050), 190.040.010 Общие положения, 190.040.030 Нотариальные действия и правила их совершения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать