Основная информация
Дата опубликования: | 17 мая 2017г. |
Номер документа: | В201705506 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201705506
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
17.05.2017 N АКПИ17-195
[О признании не противоречащим федеральному
законодательству пункта 1 постановления Правительства
Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1402
"Об установлении коэффициента индексации размера
ежемесячной страховой выплаты по обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний"]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре Поляковой К.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Миронова Ю.Н. о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1402 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", установил:
согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1402 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" с 1 января 2015 г. коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2015 г., составляет 1,055 (далее - Постановление).
Гражданин Миронов Ю.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 11 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", подпункту "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 329-ФЗ).
Как указывает административный истец, он является получателем ежемесячных страховых выплат, установленный оспариваемым Постановлением коэффициент 1,055 ограничивает его права на индексацию получаемых им сумм страхового возмещения в соответствии с пунктом 11 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", поскольку индексация должна определяться не из прогнозируемого уровня инфляции на следующий год, а из фактического уровня на конец текущего года.
Административный истец Миронов Ю.Н. и его представитель Рык В.А. извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 30 марта 2017 г. N СП-П12-1846).
Представитель Правительства Российской Федерации Сарвадий М.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Сарвадий М.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Определяя правовые основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных и возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, путем предоставления ежемесячных страховых выплат.
В соответствии с пунктом 11 статьи 12 названного Федерального закона размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Правительство Российской Федерации 18 декабря 2014 г. издало постановление N 1402, которым с 1 января 2015 г. установлен коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1,055.
Нормативный правовой акт опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 22 декабря 2014 г., Собрании законодательства Российской Федерации 29 декабря 2014 г. N 52 (часть I).
На момент издания оспариваемого нормативного правового акта основные характеристики федерального бюджета на 2015 год Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" были определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 77 498,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года).
Предусмотренный пунктом 1 Постановления коэффициент индексации 1,055 размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2015 году соответствовал прогнозируемому уровню инфляции 5,5 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года).
Установление Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" основных характеристик федерального бюджета на 2015 год исходя из уровня инфляции, не превышающего 12,2 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года), не может служить основанием для признания незаконным оспариваемого нормативного правового акта.
Страховые выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации. Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" бюджет Фонда не увеличен.
Оспариваемое Постановление издано в целях реализации статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусматривающей, что коэффициент индексации и ее периодичность определяется Правительством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, Правительство Российской Федерации 1 декабря 2015 г. издало постановление N 1299 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым произведена дополнительная индексация ежемесячных страховых выплат до фактического уровня инфляции за 2015 год (отношение уровня инфляции 2015 года (1,122) к коэффициенту индексации размера ежемесячной страховой выплаты, установленному с 1 января 2015 г. (1,055).
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Миронова Ю.Н. о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1402 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С. РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г. ИВАНЕНКО
А.М. НАЗАРОВА
В201705506
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
17.05.2017 N АКПИ17-195
[О признании не противоречащим федеральному
законодательству пункта 1 постановления Правительства
Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1402
"Об установлении коэффициента индексации размера
ежемесячной страховой выплаты по обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний"]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре Поляковой К.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Миронова Ю.Н. о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1402 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", установил:
согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1402 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" с 1 января 2015 г. коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2015 г., составляет 1,055 (далее - Постановление).
Гражданин Миронов Ю.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 11 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", подпункту "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 329-ФЗ).
Как указывает административный истец, он является получателем ежемесячных страховых выплат, установленный оспариваемым Постановлением коэффициент 1,055 ограничивает его права на индексацию получаемых им сумм страхового возмещения в соответствии с пунктом 11 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", поскольку индексация должна определяться не из прогнозируемого уровня инфляции на следующий год, а из фактического уровня на конец текущего года.
Административный истец Миронов Ю.Н. и его представитель Рык В.А. извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 30 марта 2017 г. N СП-П12-1846).
Представитель Правительства Российской Федерации Сарвадий М.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Сарвадий М.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Определяя правовые основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных и возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, путем предоставления ежемесячных страховых выплат.
В соответствии с пунктом 11 статьи 12 названного Федерального закона размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Правительство Российской Федерации 18 декабря 2014 г. издало постановление N 1402, которым с 1 января 2015 г. установлен коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1,055.
Нормативный правовой акт опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 22 декабря 2014 г., Собрании законодательства Российской Федерации 29 декабря 2014 г. N 52 (часть I).
На момент издания оспариваемого нормативного правового акта основные характеристики федерального бюджета на 2015 год Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" были определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 77 498,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года).
Предусмотренный пунктом 1 Постановления коэффициент индексации 1,055 размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2015 году соответствовал прогнозируемому уровню инфляции 5,5 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года).
Установление Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" основных характеристик федерального бюджета на 2015 год исходя из уровня инфляции, не превышающего 12,2 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года), не может служить основанием для признания незаконным оспариваемого нормативного правового акта.
Страховые выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации. Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" бюджет Фонда не увеличен.
Оспариваемое Постановление издано в целях реализации статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусматривающей, что коэффициент индексации и ее периодичность определяется Правительством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, Правительство Российской Федерации 1 декабря 2015 г. издало постановление N 1299 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым произведена дополнительная индексация ежемесячных страховых выплат до фактического уровня инфляции за 2015 год (отношение уровня инфляции 2015 года (1,122) к коэффициенту индексации размера ежемесячной страховой выплаты, установленному с 1 января 2015 г. (1,055).
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Миронова Ю.Н. о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1402 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С. РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г. ИВАНЕНКО
А.М. НАЗАРОВА
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 060.020.140 Охрана труда, 070.020.000 Управление социальным обеспечением и социальным страхованием (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты, 080.080.010 Иные виды бюджетов, 080.080.020 Государственные внебюджетные фонды (см. также 060.010.050, 070.030.000, 140.010.030) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: