Основная информация

Дата опубликования: 28 сентября 2016г.
Номер документа: В201606517
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201606517

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

28.09.2016 N АКПИ16-690

[О признании не противоречащим федеральному

законодательству пункта 2 постановления Правительства

Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74

"Об утверждении Единого реестра ученых степеней

и ученых званий и Положения о порядке присуждения

ученых степеней"]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Николаевой О.В.,

при секретаре Поляковой К.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Вакулина А.А. о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74 "Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней", установил:

согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74 "Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней" в качестве документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, предусмотренных государственной системой аттестации научных и научно-педагогических работников, имеют силу только дипломы и аттестаты, выданные Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или иными государственными органами бывшего Союза ССР и Российской Федерации, ранее наделенными соответствующими функциями в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, а также документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признанные в Российской Федерации эквивалентными дипломам и аттестатам государственного образца (далее - Постановление).

Гражданин Вакулин А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2 Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 2 статьи 3, статье 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 1139 "О порядке присвоения ученых званий" и нарушают его права научного сотрудника на присвоение ученого звания профессора.

Представитель административного истца адвокат Пинигин М.Г. в суде поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта исключают возможность для Вакулина А.А. в данный момент претендовать на присвоение ученого звания профессора, поскольку ему первоначально должно быть присуждено ученое звание доцента с получением соответствующего аттестата, и только по истечении трех лет он сможет претендовать на присвоение ученого звания профессора.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству образования и науки Российской Федерации (поручение от 16 августа 2016 г. N АД-П8-4879).

Представитель Правительства Российской Федерации Федорова О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца адвоката Пинигина М.Г., Правительства Российской Федерации Федоровой О.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" обеспечивается государственной системой научной аттестации. Государственная система научной аттестации предусматривает присуждение ученых степеней кандидата наук и доктора наук, присвоение ученых званий доцента и профессора (статья 4). Правовое регулирование в указанной сфере осуществляется Правительством Российской Федерации, которое в соответствии с названным Федеральным законом установило правило о юридической силе документов, подтверждающих присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий, предусмотренных государственной системой аттестации научных и научно-педагогических работников.

Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" 6 февраля 2002 г., Собрании законодательства Российской Федерации 11 февраля 2002 г., N 6, действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842.

В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 г. N 1186, к ученым званиям относились звания профессора, доцента и старшего научного сотрудника, которые присваивались специализированными советами, а соответствующие аттестаты выдавались Государственным комитетом СССР по народному образованию и Высшей аттестационной комиссией при Совете Министров СССР. Система государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров была сохранена в Российской Федерации, что нашло закрепление в Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике".

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., устанавливает, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу данной Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Данный нормативный правовой акт являлся действующим и утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 634.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. N 1185 было утверждено Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий. В соответствии с данным постановлением ученое звание старшего научного сотрудника по специальности присваивалось приказом руководителя соответствующей научной, научно-исследовательской, научно-производственной организации или высшего учебного заведения на основании решения ученого совета. Материалы по вопросу о присвоении ученого звания старшего научного сотрудника по специальности в ВАК России не представлялись (пункт 4). Между тем названные научные, научно-исследовательские, научно-производственные организации функциями в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников не наделялись.

С учетом этого Правительство Российской Федерации в пункте 2 оспариваемого Постановления правомерно определило, дипломы и аттестаты каких государственных органов подтверждают наличие ученых степеней и званий, предусмотренных государственной системой аттестации. Оспариваемые положения нормативного правового акта не могут рассматриваться как нарушающие права административного истца на получение ученого звания.

Доводы административного истца о противоречии пункта 2 Постановления пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 1139 "О порядке присвоения ученых званий" не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 1139 "О порядке присвоения ученых званий" имеет равную юридическую силу с оспариваемым нормативным правовым актом, поэтому на соответствие ему проверка не может быть произведена.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административного искового заявления Вакулина А.А. о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74 "Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г. ИВАНЕНКО

О.В. НИКОЛАЕВА

[введено: 04.12.2017 редактор НЦПИ - Терешина И.В.]

[сверено с электронной рассылкой]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс, 130.010.060 Документы об образовании, 130.010.070 Гарантии реализации прав граждан в области образования, 130.020.010 Общие положения, 130.020.030 Субъекты научной и научно-технической деятельности

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать