Основная информация

Дата опубликования: 30 марта 2016г.
Номер документа: В201606391
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201606391

В201606391

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

30.03.2016 N АКПИ16-59

[О признании не противоречащим федеральному

законодательству пункта 2 постановления Правительства

Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 "Об утверждении

перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон

радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы

на Чернобыльской АЭС"]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре Поляковой К.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям Иванькова М.И., Храмцовой Н.Д., Боровика В.И., Бондаря В.В., Овсянниковой В.И., Тищенко М.И., Молявко В.П., Колюбаевой Т.Л., Ерошенко Н.В., Чернобая П.В., Желтовой В.М., Пусева А.А., Литвинова Н.М., Савченко Н.М., Соловцовой В.И., Клева А.И., Редькина С.В., Чигириновой Н.П., Давидчук Г.Н., Дерцакяна Р.Р., Кушнеревой Т.И., Украинцевой А.В., Бирули Ю.Г., Евтуховой О.В., Соболевой Н.А., Пивоварова В.В., Романенко М.С., Кубышевой Е.А., Хромой А.И., Шкляр Л.И., Шевцовой Т.А., Прохоренко Н.В., Кривоносовой Н.М., Прилуцкого С.Д., Кундик Н.В., Бондаренко А.М., Свиридова А.М., Воробьева А.М., Жмуриной В.М., Вишнякова А.П., Киселевой О.А., Марусовой Г.Д., Чередниченко Н.С., Старовойтова Н.В., Щуцкого Н.И., Банного А.В., Буцукиной В.А., Носовской А.И., Шатовой Т.Н., Егельского В.М., Курдюмовой К.М., Ирлица Ю.И., Шарипо Л.П., Захарковой Г.Я. о признании частично недействующим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установил:

согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Постановление) признаны утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2005 г. N 197 "Об изменении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Граждане Иваньков М.И., Храмцова Н.Д., Боровик В.И., Бондарь В.В., Овсянникова В.И., Тищенко М.И., Молявко В.П., Колюбаева Т.Л., Ерошенко Н.В., Чернобай П.В., Желтова В.М., Пусев А.А., Литвинов Н.М., Савченко Н.М., Соловцова В.И., Клева А.И., Редькин С.В., Чигиринова Н.П., Давидчук Г.Н., Дерцакян Р.Р., Кушнерева Т.И., Украинцева А.В., Бируля Ю.Г., Евтухова О.В., Соболева Н.А., Пивоваров В.В., Романенко М.С., Кубышева Е.А., Хромая А.И., Шкляр Л.И., Шевцова Т.А., Прохоренко Н.В., Кривоносова Н.М., Прилуцкий С.Д., Кундик Н.В., Бондаренко А.М., Свиридов А.М., Воробьев А.М., Жмурина В.М., Вишняков А.П., Киселева О.А., Марусова Г.Д., Чередниченко Н.С., Старовойтов Н.В., Щуцкий Н.И., Банный А.В., Буцукина В.А., Носовская А.И., Шатова Т.Н., Егельский В.М., Курдюмова К.М., Ирлица Ю.И., Шарипо Л.П. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями о признании частично недействующим пункта 2 Постановления, гражданка Захаркова Г.Я. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим названного Постановления в части невключения в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, населенного пункта Прибрежный Шиловского района Рязанской области.

В обоснование заявленных требований административные истцы ссылаются на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 1 декабря 1997 г. N 18-П, и нарушают права граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Граждане Шкляр Л.И., Молявко В.П., Шарипо Л.П., Бондарь В.В., Боровик В.И., Овсянникова В.И., Пивоваров В.В., Дерцакян Р.Р., Кушнерева Т.И., Ирлица Ю.И., Соболева Н.А., Шатова Т.Н., Егельский В.М., Вишняков А.П., Литвинов Н.М., Воробьев А.М., Желтова В.М., Чернобай П.В., Курдюмова К.М., Кривоносова Н.М., Пусев А.А., Кундик Н.В., Шевцова Т.А., Колюбаева Т.Л., Ерошенко Н.В., Бондаренко А.М., Клева А.И., Прохоренко Н.В., Свиридов А.М., Жмурина В.М., проживают в населенных пунктах, находящихся в Брянской области, которые на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2005 г. N 197) относились к зоне отселения, а граждане Тищенко М.И., Храмцова Н.Д., Евтухова О.В., Бируля Ю.Г., Киселева О.А., Шуцкий Н.И., Кубышева Е.А., Носовская А.И., Банный А.В., Чигиринова Н.П., Буцукина В.А., Романенко М.С., Соловцова В.И., Савченко Н.М., Хромая А.И., Редькин С.В., Чередниченко Н.С., Давидчук Г.Н., Иваньков М.И., Украинцева А.В., Старовойтов Н.В., Марусова Г.Д., Прилуцкий С.Д. проживают в населенных пунктах, которые относились к зоне проживания с правом на отселение.

Как указывают заявители, степень радиационного загрязнения территорий значительно не уменьшилась, мероприятия по экологическому оздоровлению территорий не проводились, радиационная обстановка не обследовалась.

Административные истцы о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В суде представитель административных истцов Маслов С.В. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством в нарушение положений как Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", так и федеральных законов "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей среды", "О недрах", "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Водного кодекса Российской Федерации.

Адвокат Тарасова Е.С. поддержала в суде требования представляемого ею административного истца Захарковой Г.Я.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (поручения от 19 февраля 2016 г. N СП-П9-905 и от 1 марта 2016 г. N СП-П9-1122).

Представитель Правительства Российской Федерации Даниелян А.Т. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административных истцов.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административных истцов Маслова С.В. адвоката Тарасовой Е.С., представителя Правительства Российской Федерации Даниеляна А.Т., пояснения специалиста Вакуловского С.М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административные иски не подлежат удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приоритетной задачей социально-экономического развития Российской Федерации является преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., в результате которой подверглись радиоактивному загрязнению территории 14 субъектов Российской Федерации, в том числе Брянская и Рязанская области.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" определяет, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23).

Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7).

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации от 8 октября 2015 г. издало постановление N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13 октября 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 19 октября 2015 г., N 42.

Данным Постановлением утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1). Населенные пункты, в которых проживают административные истцы, были включены в перечень территорий, находящихся в зонах с меньшим уровнем радиоактивного загрязнения. Так, с учетом изменения радиационной обстановки населенные пункты, находящиеся в границах зон радиоактивного загрязнения на территории Брянской области, Гордеевский район (с. Гордеевка, с. Петрова Буда, с. Перетин, дер. Рудня-Воробьевка, дер. Поповка, дер. Староновицкая); Злынковский район (г. Злынка, дер. Петровка, с. Денисковичи, пос. Софиевка, пос. Свидерки); Клинцовский район (с. Гута-Корецкая, с. Ущерпье); Новозыбковский район (г. Новозыбков, с. Верещаки, с. Перевоз, с. Замишево, с. Манюки, с. Белый Колодезь (ранее Белый колодец), с. Синий Колодец, дер. Крутоберезка, с. Старые Бобовичи, дер. Тростань, пос. Дружба, пос. Мамай, с. Сновское, дер. Дубровка, дер. Халеевичи (дер. Холевичи), с. Внуковичи, с. Шеломы) из зоны отселения переведены в зону проживания с правом на отселение.

С учетом изменения радиационной обстановки населенные пункты, находящиеся в границах зон радиоактивного загрязнения на территории Брянской области, Гордеевский район (дер. Старая Полона, дер. Ямное); Злынковский район (с. Петрятинка, дер. Шурубовка); Климовский район (с. Каменский Хутор, с. Соловьевка, с. Сачковичи, пос. Воробьевка, с. Сытая Буда, с. Челхов (Чолхов), с. Чуровичи); Клинцовский район (с. Займище, с. Великая Топаль, с. Малая Топаль, с. Гулевка, с. Туросна, с. Лопатни, с. Медведово, с. Душкино, пос. Оболешево, пос. Первое Мая); Новозыбковский район (с. Старый Кривец) из зоны проживания с правом на отселение переведены в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Населенный пункт Прибрежный Шиловского района Рязанской области, включенный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 в перечень территорий, находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, оспариваемым Постановлением исключен из перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает, что территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (из которых в 1986 г. и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых, начиная с 1991 г. среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых, начиная с 1991 г. плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км), подразделяются на зоны: зону отчуждения; зону отселения; зону проживания с правом на отселение; зону проживания с льготным социально-экономическим статусом (статья 7).

Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона отселения - это часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 - свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 - свыше 0.1 Ки/кв. км.

На основе анализа и комплексной оценки изменения радиационной обстановки на территории Брянской области установлена средняя плотность загрязнения почвы цезием-137 (Ки/кв. км) на 1 января 2015 г. и среднегодовая эффективная доза облучения (мЗв) в 30 населенных пунктах Брянской области, соответственно по Гордеевскому району: с. Гордеевка - 13,1 Ки/кв. км, 1,8 мЗв (Шкляр Л.И.), с. Петрова Буда - 10,2 Ки/кв. км, 1,4 мЗв (Молявко В.П.), с. Перетин - 9,8 Ки/кв. км, 1,4 мЗв (Шарипо Л.П.), дер. Рудня-Воробьевка - 11,5 Ки/кв. км, 1,6 мЗв (Бондарь В.В.), дер. Поповка - 11,3 Ки/кв. км, 1,6 мЗв (Боровик В.И.), дер. Староновицкая - 13,3 Ки/кв. км, 2,0 мЗв (Овсянникова В.И.); Злынковский район: г. Злынка - 14,4 Ки/кв. км, 2,1 мЗв (Пивоваров В.В.), дер. Петровка - 9,5 Ки/кв. км, 1,3 мЗв (Деркацян Р.Р.), с. Денисковичи - 9,9 Ки/кв. км, 1,6 мЗв (Кушнерева Т.И. пос. Софиевка - 9,7 Ки/кв. км, 1,3 мЗв (Ирлица Ю.И.), пос. Свидерки - 14,0 Ки/кв. км, 2,1 мЗв (Соболева Н.А.); по Клинцовскому району: с. Гута-Корецкая - 7,5 Ки/кв. км, 2,2 мЗв (Шатова Т.Н.), с. Ущерпье - 9,8 Ки/кв. км, 1,5 мЗв (Егельский В.М.); по Новозыбковскому району: г. Новозыбков - 10,5 Ки/кв. км, 1,7 мЗв (Вишняков А.П.), с. Верещаки - 10,0 Ки/кв. км, 1,7 мЗв (Литвинов Н.М.), с. Перевоз - 14,4 Ки/кв. км, 2,3 мЗв (Воробьев А.М.), с. Замишево - 10,2 Ки/кв. км, 1,5 мЗв (Желтова В.М.), с. Манюки - 7,6 Ки/кв. км, 1,1 мЗв (Чернобай В.П.), с. Белый Колодезь - 7,7 Ки/кв. км, 1,1 мЗв (Курдюмова К.М,),с. Синий Колодец - 8,1 Ки/кв. км, 1,5 мЗв (Кривоносова Н.М.), дер. Крутоберезка - 7,1 Ки/кв. км, 1,4 мЗв (Пусев А.А.), с. Старые Бобовичи - 14,1 Ки/кв. км, 2,4 мЗв (Кундик Н.В.), дер. Тростань - 7,8 Ки/кв. км, 1,2 мЗв (Шевцова Т.А.), пос. Дружба - 9,9 Ки/кв. км, 1,5 мЗв (Колюбаева Т.Л.), пос. Мамай - 10,0 Ки/кв. км, 1,5 мЗв (Ерошенко Н.В.), с. Сновское - 6,7 Ки/кв. км, 1,1 мЗв (Бондаренко А.М.), дер. Дубровка - 11,5 Ки/кв. км, 1,6 мЗв (Клева А.И.), дер. Халеевичи (дер. Холевичи) - 13,9 Ки/кв. км, 2,2 мЗв (Прохоренко Н.В.), с. Внуковичи - 10,7 Ки/кв. км, 1,8 мЗв (Свиридов А.М.), с. Шеломы - 12,0 Ки/кв. км, 2,1 мЗв (Жмурина В.М.).

В указанных населенных пунктах плотность загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км, среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), но менее 5.0 мЗв (0.5 бэр), следовательно, не имеется правовых оснований для отнесения этих населенных пунктов к зоне отселения.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с правом на отселение - это часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. В населенных пунктах этой зоны среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр). С учетом изменения радиационной обстановки вышеназванные населенные пункты правомерно включены в перечень территорий, находящихся в зоне проживания с правом на отселение.

В результате анализа и комплексной оценки изменения радиационной обстановки на территории Брянской области установлена средняя плотность загрязнения почвы цезием-137 (Ки/кв. км) на 1 января 2015 г. и среднегодовая эффективная доза облучения (мЗв) в 22 населенных пунктах Брянской области, соответственно по Гордеевскому району: дер. Старая Полона - 4,0 Ки/кв. км, 0,81 мЗв (Тищенко М.И.), дер. Ямное - 4,1 Ки/кв. км, 0,61 мЗв (Храмцова Н.Д.); по Злынковскому району с. Петрятинка - 4,8 Ки/кв. км, 0,79 мЗв (Евтухова О.В.), дер. Шурубовка - 4,7 Ки/кв. км, 0,80 мЗв (Бируля Ю.Г.); по Климовскому району с. Каменский Хутор - 3,6 Ки/кв. км, 0,60 мЗв (Киселева О.А.), с. Соловьевка - 4,2 Ки/кв. км, 0,62 мЗв (Щуцкий Н.И.), с. Сачковичи - 4,3 Ки/кв. км, 0,57 мЗв (Кубышева Е.А.), пос. Воробьевка - 3,9 Ки/кв. км, 0,66 мЗв (Носовская А.И.), с. Сытая Буда - 4,4 Ки/кв. км, 0,66 мЗв (Банный А.В.), с. Челхов (Чолхов) - 3,6 Ки/кв. км, 0,56 мЗв (Чигиринова Н.П.), с. Чуровичи - 4,0 Ки/кв. км, 0,60 мЗв (Буцукина В.А., Романенко М.С.); по Клинцовскому району с. Займище - 2,4 Ки/кв. км, 0,58 мЗв (Соловцова В.И.), с. Великая Топаль - 3,2 Ки/кв. км, 0,46 мЗв (Савченко Н.М.), с. Малая Топаль - 3,9 Ки/кв. км, 0,60 мЗв (Хромая А.И.), с. Гулевка - 4,3 Ки/кв. км, 0,67 мЗв (Редькин С.В.), с. Туросна - 4,6 Ки/кв. км, 0,75 мЗв (Чередниченко Н.С.), с. Лопатни - 3,5 Ки/кв. км, 0,63 мЗв (Давидчук Г.Н. с. Медведово - 3,0 Ки/кв. км, 0,32 мЗв (Иваньков М.И.), с. Душкино - 2,5 Ки/кв. км, 0,36 мЗв (Украинцева А.В.), пос. Оболешево - 3,5 Ки/кв. км, 0,071 мЗв (Старовойтов Н.В.), пос. Первое Мая - 3,8 Ки/кв. км, 0,62 мЗв (Марусова Г.Д.); по Новозыбковскому району с. Старый Кривец - 3,9 Ки/кв. км, 0,61 мЗв (Прилуцкий С.Д.).

В силу Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - это часть территории за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).

Указанные населенные пункты с учетом изменения радиационной обстановки правомерно включены в перечень территорий, находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Приведенные в судебном заседании доводы представителя административных истцов Маслова М.С. касаются несогласия с результатами исследований ФГБУ "НПО "Тайфун" о данных по радиоактивному загрязнению территорий населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239, 240, обусловленных аварией на Чернобыльской АЭС, и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Из пояснений специалиста В.С. в судебном заседании следует, что радиационная обстановка в зонах радиоактивного загрязнения с течением времени после катастрофы может лишь улучшаться в связи с естественным распадом выпавших на поверхность почв радионуклидов и снижением радиационного воздействия - цезия-137 в силу физического закона о периоде распада цезия-137.

При издании оспариваемого нормативного правового акта Правительством Российской Федерации были учтены данные Росгидромета на 1 января 2015 г. о плотности радиоактивного загрязнения почвы цезием-137, данные Роспотребнадзора на 1 января 2014 г. о среднегодовых эффективных дозах облучения жителей населенных пунктов Брянской области.

Данные по радиоактивному загрязнению территорий населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239, 240, обусловленному аварией на Чернобыльской АЭС, размещены на официальном сайте ФГБУ "НПО "Тайфун". Все данные по содержанию цезия-137 и стронция-90, полученные в разное время, приведены к указанной единой дате с учетом поправки на радиоактивный распад этих радионуклидов.

Отнесение населенных пунктов к зоне отселения на основании критерия загрязнения почв стронцием-90 (свыше 3,0 Ки/кв. км) не проводилось, так как по состоянию на 1 января 2015 г. максимум плотности загрязнения почв стронцием-90 по данным Росгидромета - 2,48 Ки/кв. км, что ниже определенного Законом критерия. Аналогично, отнесение населенных пунктов к зоне отселения на основании критерия загрязнения почв плутонием-239, 240 свыше 0,1 Ки/кв. км не проводилось, так как по состоянию на 1 января 2015 г. максимум плотности загрязнения почв плутонием-239, 240 по данным Росгидромета - 0,02 Ки/кв. км, что ниже определенного Законом критерия.

Достоверных доказательств, подтверждающих доводы административных истцов о незаконности оспариваемых положений нормативного правового акта, суду не представлено.

Из объяснения представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что Правительство Российской Федерации располагало сведениями, содержащимися в паспортах безопасности жизнедеятельности населения, проживающего в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Паспорт безопасности жизнедеятельности населения, проживающего в населенном пункте, подвергшемся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержит социально-экономические показатели и показатели, характеризующие радиационную обстановку обследуемого населенного пункта. Вывод, содержащийся в паспортах безопасности жизнедеятельности населения, проживающего в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о неготовности населенных пунктов к исключению из перечня, не свидетельствует о незаконности оспариваемых положений нормативного правового акта, поскольку населенные пункты, в которых проживают административные истцы, за исключением населенного пункта, в котором проживает гражданка Захаркова Г.Я., содержатся в перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Федеральный законодатель гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

При изменении статуса населенного пункта гражданам предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с названным Законом как лицам, проживающим в зоне радиоактивного загрязнения, с учетом статуса зоны.

Доводы административных истцов о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" являются несостоятельными.

Правовое значение для присвоения населенному пункту статуса зоны проживания с правом на отселение имеет факт наблюдения средней плотности загрязнения территории населенного пункта цезием-137 в интервале более 5,0 Ки/кв. км, но не более 15,0 Ки/кв. км, либо факт превышения средней годовой эффективной дозы облучения жителей населенных пунктов дозового уровня в 1 мЗв, а присвоение населенному пункту статуса зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом определяется фактом наблюдения значения средней плотности загрязнения территории населенного пункта цезием-137 в интервале свыше 1,0 Ки/кв. км до 5,0 Ки/кв. км включительно и условием непревышения средней годовой эффективной дозы облучения жителей населенных пунктов дозового уровня 1 мЗв.

Данные критерии установлены Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и не признаны нарушающими конституционно-правовую обязанность государства по возмещению вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, а также не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Федеральные законы от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 30 марта 1990 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" направлены на реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду и не регулируют вопросы пересмотра границ зон радиоактивного загрязнения и перечня находящихся в них населенных пунктов в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов.

Указанные вопросы также не регулируются Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах". Следовательно, доводы представителя административных истцов М.С. о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы без учета положений названных федеральных законов, являются несостоятельными.

Поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 утвержден новый перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то в пункте 2 оспариваемого нормативного правового акта правомерно указано о признании утратившими силу ранее изданных постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2005 г. N 197 "Об изменении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Населенный пункт Прибрежный Шиловского п/с Шиловского района Рязанской области, в котором проживает гражданка Захаркова Г.Я., согласно перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582, был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 указанное постановление признано утратившим силу. Населенный пункт, в котором проживает Захаркова Г.Я., правомерно не включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом. По данным Росгидромета средний уровень загрязнения почвы в населенном пункте Прибрежный в 1992 г. составлял 1,1 Ки/кв. км, на 2006 г. - 0,8 Ки/кв. км, что ниже уровня, установленного статьей 11 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Административные истцы не представили достоверных данных, свидетельствующих о том, что социальное положение граждан, проживающих в указанных населенных пунктах Брянской области, прожиточный минимум населения в зоне радиоактивного загрязнения, заболеваемость, смертность, рождаемость, занятость населения, состояние хозяйственно-экологической структуры, таковы, что высший исполнительный орган государственной власти, несмотря на изменение радиационной обстановки, должен был продлить действие ранее изданных нормативных правовых актов.

При издании Постановления Правительство Российской Федерации использовало официальные данные по радиоактивному загрязнению территорий населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239, 240, обусловленному аварией на Чернобыльской АЭС, о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, подготовленные Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-производственное объединение "Тайфун" (данные являются общедоступными, размещены на официальном сайте ФГБУ "НПО "Тайфун"), а также располагало данными социально-экономического развития региона, данными по паспортизации загрязненных территорий (населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, лесов).

Постановление Правительства Российской Федерации принято в установленном порядке. Проект нормативного правового акта прошел общественное обсуждение, согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, поддержан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и прошел правовую и антикоррупционную экспертизу.

Перевод населенных пунктов Брянской области из зоны отселения в зону проживания с правом на отселение и из зоны проживания с правом на отселение в зону с льготным социально-экономическим статусом осуществлено Правительством Российской Федерации с соблюдением требований Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Правительство Российской Федерации в соответствии с требованиями указанного Закона не реже чем один раз в пять лет пересматривает границы зон радиоактивного заражения и перечень находящихся в них населенных пунктов в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов (часть 3 статьи 7).

Оспариваемые положения нормативного правового акта не могут рассматриваться как нарушающие права граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда за риск проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, в результате чернобыльской катастрофы.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административных исковых заявлений Иванькова М.И., Храмцовой Н.Д., Боровика В.И., Бондаря В.В., Овсянниковой В.И. Тищенко М.И., Молявко В.П., Колюбаевой Т.Л., Ерошенко Н.В., Чернгобая П.В., Желтовой В.М., Пусева А.А., Литвинова Н.М., Савченко Н.М., Соловцовой В.И., Клева А.И., Редькина С.В., Чигириновой Н.П., Давидчук Г.Н., Дерцакяна Р.Р., Кушнеревой Т.И., Украинцевой А.В., Бирули Ю.Г., Евтуховой О.В., Соболевой Н.А., Пивоварова В.В., Романенко М.С., Кубышевой Е.А., Хромой А.И., Шкляр Л.И., Шевцовой Т.А., Прохоренко Н.В., Кривоносовой Н.М., Прилуцкого С.Д., Кундик Н.В., Бондаренко А.М., Свиридова .М., Воробьева А.М., Жмуриной В.М., Вишнякова А.П., Киселевой О.А., Марусовой Г.Д., Чередниченко Н.С, Старовойтова Н.В., Шуцкого Н.И., Банного А.В., Буцукиной В.А., Носовской А.И., Шатовой Т.Н., Егельского В.М., Курдюмовой К.М., Ирлица Ю.И., Шарипо Л.П., Захарковой Г.Я. о признании частично недействующим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г. ИВАНЕНКО

А.М. НАЗАРОВА

[введено: 07.06.2017 редактор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]

[проверено: 09.06.2017 редактор НЦПИ - Аленичева Л.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.070.080 Законодательство об отдельных регионах Российской Федерации, 020.040.040 Режим чрезвычайных ситуаций (см. также 110.010.150), 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 030.120.220 Обязательства вследствие причинения вреда (см. также 030.150.160), 070.010.000 Общие положения, 070.090.000 Льготы, 090.030.000 Использование атомной энергии. Захоронение радиоактивных отходов и материалов (см. также 160.040.070), 110.010.040 Мониторинг окружающей природной среды, 110.010.050 Информация о состоянии окружающей природной среды (см. также 120.030.080), 110.010.150 Зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия (см. также 020.040.040), 110.010.160 Охрана окружающей природной среды отдельных регионов, 160.040.070 Радиационная безопасность (см. также 090.030.000), 160.040.090 Экологическая безопасность (см. также 110.010.130)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать