Основная информация

Дата опубликования: 24 апреля 2017г.
Номер документа: В201705405
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201705405

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

24.04.2017 N АКПИ17-192

[О признании не противоречащим федеральному

законодательству пункта 2 приложения 1 к Положению

о национальном парке "Земля леопарда", утвержденному

приказом Министерства природных ресурсов и экологии

Российской Федерации от 4 июня 2012 г. N 142, в части

включения спорных земельных участков Славянского участкового

лесничества в состав национального парка "Земля леопарда"]

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

при секретаре Поляковой К.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кушнарева М.П., Эртмана А.А. о признании частично недействующим пункта 2 приложения 1 к Положению о национальном парке "Земля леопарда", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 июня 2012 г. N 142, установил:

приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 июня 2012 г. N 142 утверждено Положение о национальном парке "Земля леопарда".

Граждане Кушнарев М.П., Эртман А.А. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим пункта 2 приложения 1 к Положению о национальном парке "Земля леопарда", ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нарушают их права на осуществление любительской и спортивной охоты.

Как указывают административные истцы, 16 октября 2016 г. Хасанской районной общественной организацией охотников и рыболовов (далее - Общество) им были выданы разрешение на добычу копытных животных и путевки (договоры) на право любительской охоты и определено место охоты - участок N 6, который расположен в границах участка Славянского участкового лесничества, а именно, кварталы N 18, 20, 28. Указанная территория включена в состав охотничьих угодий Общества согласно охотхозяйственному соглашению от 28 июня 2010 г. N 25-17/2010. Между тем указанные земли незаконно включены в состав национального парка "Земля леопарда". Изъятие этих участков из состава охотничьих угодий Общества Администрацией Приморского края не проводилось, внесение изменений в охотхозяйственное соглашение N 25-17/2010 и возврат арендной платы также не производились.

Административные истцы Кушнарев М.П., Эртман А.А. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Иванов С.В., Министерства юстиции Российской Федерации Каспарова Н.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Выслушав объяснения представителей Минприроды России Иванова С.В., Минюста России Каспаровой Н.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Регулируя отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в пункте 4 статьи 12 предусматривает, что положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

Минприроды России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках федерального значения, государственных природных биосферных заповедниках, дендрологических парках и ботанических садах федерального значения, памятниках природы федерального значения (пункт 5.2.69 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. N 282 "Об учреждении национального парка "Земля леопарда" этот национальный парк отнесен к ведению Минприроды России.

Следовательно, Положение о национальном парке "Земля леопарда" издано компетентным федеральным органом исполнительной власти.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 июля 2012 г., регистрационный номер 24881, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 10 сентября 2012 г. N 37.

В приложении 1 к Положению о национальном парке "Земля леопарда" приведены состав и описание функциональных зон национального парка. Согласно пункту 2 приложения 1 к Положению о национальном парке "Земля леопарда" особо охраняемая зона составляет 82522 га. В данную зону входят участки;

Николо-Львовское участковое лесничество - квартала 15, 20-22, 27, 28, 30, 31, 36, 38-41;

- Корсаковское участковое лесничество - квартала 62-82;

- Занадворовское участковое лесничество - квартала 1-13, 28-34, 45-47;

- Барабашское участковое лесничество - квартала 1-11, 23-24, 37-41, 45-47, 49, 55-59, 79, 80, 82-85;

- Славянское участковое лесничество - квартала 1-38, 40, 41, 43, 46;

- Краскинское участковое лесничество - квартала 1-29, 45-50.

Национальные парки в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной данным Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях (статья 12).

Национальный парк "Земля леопарда" учрежден постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. N 282, которым определена его общая площадь 261868,84 га, включая земли лесного фонда площадью 148427 га и земли иных пользователей общей площадью 113441,84 га (без изъятия их из хозяйственной эксплуатации), в Хасанском и Надеждинском муниципальных районах и Уссурийском городском округе Приморского края, Фрунзенском районе г.Владивостока.

Как установлено в судебном заседании, 3 апреля 2012 г. проект постановления Правительства Российской Федерации о создании национального парка с приложением координат поворотных точек границ и картой-схемой в установленном порядке был внесен в Правительство Российской Федерации уполномоченным органом - Минприроды России. К проекту постановления во исполнение требований подпункта 6 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" были приобщены материалы комплексного экологического обследования территории, обосновывающие придание статуса национального парка, которые прошли государственную экологическую экспертизу. Положительное заключение экспертизы утверждено приказом Росприроднадзора от 22 февраля 2012 г. N 65.

Спорные участки Славянского участкового лесничества являются частью лесного фонда и в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.

Доводы административных истцов о том, что изъятие спорных участков Славянского участкового лесничества из состава охотничьих угодий Хасанской общественной организации охотников и рыболовов Администрацией Приморского края не проводилось, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку предметом административного дела об оспаривании нормативного правового акта является законность отнесения земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, к особо охраняемым территориям.

Администрация Приморского края подготовила и направила в Минприроды России материалы эколого-экономического обоснования, которые впоследствии были направлены на государственную экологическую экспертизу и получили положительную оценку. Согласно пункту 2 Приложения 2 к письму Администрации Приморского края в Минприроды России от 30 мая 2011 г. в перечень кварталов участковых лесничеств, планируемых к включению в состав национального парка "Земля леопарда", вошло Славянское участковое лесничество, кварталы 1-20 которого ранее располагались в границах государственного природного заказника федерального значения "Леопардовый", а кварталы 21-50 - вне границ данного заказника.

На территории национальных парков Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территорриях" предусмотрено осуществление зонирования его территории с выделением заповедной зоны, особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зоны хозяйственного назначения, зоны традиционного экстенсивного природопользования (статья 15). Особо охраняемая зона, к которой относятся спорные участи Славянского участкового лесничества, предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в ее границах допускается проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма.

На территориях национальных парков непосредственно законом предусмотрены охранные меры окружающей среды.

Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Между тем ни данный Федеральный закон, ни Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" не предусматривают возможность использования особо охраняемой зоны национального парка для спортивной и любительской охоты и рыболовства, и, следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта не могут нарушать права административных истцов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административного искового заявления Кушнарева М.П., Эртмана А.А. о признании частично недействующим пункта 2 приложения 1 к Положению о национальном парке "Земля леопарда", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 июня 2012 г. N 142, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. Романенков

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.170.010 Общественные объединения (см. также 030.030.050), 020.040.070 Иные разрешительные и регистрационные режимы, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 110.010.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.010.140 Особо охраняемые природные территории и объекты, 110.010.160 Охрана окружающей природной среды отдельных регионов, 110.020.060 Правовой режим отдельных категорий и видов земель, 110.020.110 Прекращение и ограничение прав на землю. Изъятие земель. Возмещение потерь и убытков, вызванных изъятием земель, 110.050.090 Возникновение и прекращение прав на участки лесного фонда и участки леса, 110.060.040 Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания, 110.060.070 Возникновение и прекращение права пользования объектами животного мира, 110.060.090 Охрана объектов животного мира и среды их обитания (см. также 200.150.020), 160.040.090 Экологическая безопасность (см. также 110.010.130)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать