Основная информация
Дата опубликования: | 03 марта 2016г. |
Номер документа: | В201606397 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201606397
В201606397
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
03.03.2016 N АКПИ15-1535
[О признании не противоречащим федеральному
законодательству пункта 4.1 национального стандарта
Российской Федерации ГОСТ Р 56184-2014 "Услуги средств
размещения. Общие требования к хостелам", утвержденного
приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 23 октября 2014 г. N 1393-ст]
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Паршине Н.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дьячкова Е.В. о признании частично недействующим пункта 4.1 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56184-2014 "Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2014 г. N 1393-ст, установил:
приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2014 г. N 1393-ст утвержден и введен в действие с 1 января 2015 г. национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56184-2014 "Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам" (далее - ГОСТ Р 56184-2014), согласно пункту 4.1 которого хостелы могут располагаться в отдельно стоящем здании или занимать часть здания (этаж, подъезд), квартиру или несколько квартир в одном здании (на одном или нескольких разных этажах). Хостелы, расположенные в квартирах многоквартирных жилых домов, как правило, мини-хостелы и малые хостелы, могут иметь общий подъезд с соседями (собственниками или нанимателями других квартир, расположенных в том же подъезде), при условии соблюдения требований [2].
Под номером [2] в Библиографии ГОСТ Р 56184-2014 указан Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. N 188-ФЗ в редакции федеральных законов с изменениями и дополнениями.
Дьячков Е.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4.1 ГОСТ Р 56184-2014 в части, допускающей размещать хостел в квартире или нескольких квартирах одного здания и иметь общий подъезд с соседями (собственниками или нанимателями других квартир, расположенных в том же подъезде), ссылаясь на то, что предусмотренное оспариваемым положением размещение хостела в квартире многоквартирного дома является самостоятельным видом деятельности, направленной исключительно на извлечение прибыли, а не на удовлетворение нужд собственника квартиры, связанных с его проживанием, и противоречит части 2 статьи 15 и статье 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также пункту 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в соответствии с которым размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. По мнению административного истца, предоставляя собственнику право размещать в собственной квартире хостел, орган государственной власти путем введения ГОСТ Р 56184-2014 допускает нарушение прав других собственников.
В обоснование своего требования административный истец указал, что проживает в квартире, расположенной над хостелом, размещение которого в жилом помещении многоквартирного дома нарушает его жилищные права.
Дьячков Е.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Представитель Дьячкова Е.В. - Налбандян Е.Л. в судебном заседании поддержала заявленное требование.
Административные ответчики - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) в письменных возражениях указали, что ГОСТ Р 56184-2014 принят уполномоченным органом, носит добровольный характер, не является нормативным правовым актом и не может нарушать прав и законных интересов административного истца, поскольку не устанавливает, не изменяет и не отменяет каких-либо прав и обязанностей.
В судебном заседании представитель Минпромторга России Носальская А.Н. и представители Росстандарта Коломыщев Ю.М. и Скворцов Е.С. просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно абзацам тринадцатому и двадцать второму статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) в их взаимосвязи национальным стандартом является утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 184-ФЗ, пунктами 5.4.6, 5.4.11 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 (далее - Положение), национальным органом Российской Федерации по стандартизации, осуществляющим утверждение национальных стандартов, является Росстандарт.
Статьей 12 и абзацем вторым пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 184-ФЗ установлен принцип добровольного применения документов в области стандартизации, а также добровольность применения национального стандарта равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.
Росстандарт не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 7 Положения).
Пункт 2 статьи 43 Федерального закона N 184-ФЗ закрепляет, что официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется национальным органом по стандартизации. Положением об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594, определено, что официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов на государственном языке Российской Федерации осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (пункт 2). Тексты национальных стандартов подлежат официальному опубликованию в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (подпункт "а" пункта 3).
Таким образом, ГОСТ Р 56184-2014, принятый уполномоченным органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 184-ФЗ, носит добровольный характер, не является нормативным правовым актом и не содержит правил, обязательных для многократного применения неопределенным кругом лиц. Следовательно, не может нарушать прав и законных интересов административного истца, поскольку не устанавливает, не изменяет и не отменяет каких-либо прав и обязанностей.
Действующее законодательство не содержит императивных норм, запрещающих размещение хостелов в жилых многоквартирных домах.
Вместе с тем из содержания оспариваемого пункта ГОСТ Р 56184 следует, что он должен применяться с соблюдением норм ЖК РФ, в том числе нормы статьи 17 и частей 1 и 2 статьи 30 ЖК РФ, и не противоречить им.
Также согласно пункту 5.1 ГОСТ Р 56184 предусмотрено, что хостелы в своей деятельности должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, а именно Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".
Доводы административного истца основаны на ошибочном толковании национального стандарта ГОСТ Р 56184 как нормативного правового акта, а потому не могут быть признаны состоятельными.
Из административного искового заявления следует, что Дьячков Е.В. фактически не согласен с решением Сургутского городского суда, которым на основании оспариваемого положения ГОСТ Р 56184 ему отказано в удовлетворении требований и проверка которого в рамках данного дела, рассматриваемого Верховным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, осуществлена быть не может.
С учетом изложенного у суда не имеется оснований полагать, что оспариваемые положения национальных стандартов противоречат нормативным правовым актам и иным нормативным документам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права административного истца.
Руководствуясь статьями 177 - 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Дьячкова Е.В. о признании частично недействующим пункта 4.1 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56184-2014 "Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2014 г. N 1393-ст, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М. НАЗАРОВА
[введено: 07.06.2017 редактор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]
[проверено: 09.06.2017 редактор НЦПИ - Аленичева Л.В.]
В201606397
В201606397
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
03.03.2016 N АКПИ15-1535
[О признании не противоречащим федеральному
законодательству пункта 4.1 национального стандарта
Российской Федерации ГОСТ Р 56184-2014 "Услуги средств
размещения. Общие требования к хостелам", утвержденного
приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 23 октября 2014 г. N 1393-ст]
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Паршине Н.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дьячкова Е.В. о признании частично недействующим пункта 4.1 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56184-2014 "Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2014 г. N 1393-ст, установил:
приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2014 г. N 1393-ст утвержден и введен в действие с 1 января 2015 г. национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56184-2014 "Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам" (далее - ГОСТ Р 56184-2014), согласно пункту 4.1 которого хостелы могут располагаться в отдельно стоящем здании или занимать часть здания (этаж, подъезд), квартиру или несколько квартир в одном здании (на одном или нескольких разных этажах). Хостелы, расположенные в квартирах многоквартирных жилых домов, как правило, мини-хостелы и малые хостелы, могут иметь общий подъезд с соседями (собственниками или нанимателями других квартир, расположенных в том же подъезде), при условии соблюдения требований [2].
Под номером [2] в Библиографии ГОСТ Р 56184-2014 указан Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. N 188-ФЗ в редакции федеральных законов с изменениями и дополнениями.
Дьячков Е.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4.1 ГОСТ Р 56184-2014 в части, допускающей размещать хостел в квартире или нескольких квартирах одного здания и иметь общий подъезд с соседями (собственниками или нанимателями других квартир, расположенных в том же подъезде), ссылаясь на то, что предусмотренное оспариваемым положением размещение хостела в квартире многоквартирного дома является самостоятельным видом деятельности, направленной исключительно на извлечение прибыли, а не на удовлетворение нужд собственника квартиры, связанных с его проживанием, и противоречит части 2 статьи 15 и статье 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также пункту 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в соответствии с которым размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. По мнению административного истца, предоставляя собственнику право размещать в собственной квартире хостел, орган государственной власти путем введения ГОСТ Р 56184-2014 допускает нарушение прав других собственников.
В обоснование своего требования административный истец указал, что проживает в квартире, расположенной над хостелом, размещение которого в жилом помещении многоквартирного дома нарушает его жилищные права.
Дьячков Е.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Представитель Дьячкова Е.В. - Налбандян Е.Л. в судебном заседании поддержала заявленное требование.
Административные ответчики - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) в письменных возражениях указали, что ГОСТ Р 56184-2014 принят уполномоченным органом, носит добровольный характер, не является нормативным правовым актом и не может нарушать прав и законных интересов административного истца, поскольку не устанавливает, не изменяет и не отменяет каких-либо прав и обязанностей.
В судебном заседании представитель Минпромторга России Носальская А.Н. и представители Росстандарта Коломыщев Ю.М. и Скворцов Е.С. просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно абзацам тринадцатому и двадцать второму статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) в их взаимосвязи национальным стандартом является утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 184-ФЗ, пунктами 5.4.6, 5.4.11 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 (далее - Положение), национальным органом Российской Федерации по стандартизации, осуществляющим утверждение национальных стандартов, является Росстандарт.
Статьей 12 и абзацем вторым пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 184-ФЗ установлен принцип добровольного применения документов в области стандартизации, а также добровольность применения национального стандарта равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.
Росстандарт не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 7 Положения).
Пункт 2 статьи 43 Федерального закона N 184-ФЗ закрепляет, что официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется национальным органом по стандартизации. Положением об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594, определено, что официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов на государственном языке Российской Федерации осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (пункт 2). Тексты национальных стандартов подлежат официальному опубликованию в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (подпункт "а" пункта 3).
Таким образом, ГОСТ Р 56184-2014, принятый уполномоченным органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 184-ФЗ, носит добровольный характер, не является нормативным правовым актом и не содержит правил, обязательных для многократного применения неопределенным кругом лиц. Следовательно, не может нарушать прав и законных интересов административного истца, поскольку не устанавливает, не изменяет и не отменяет каких-либо прав и обязанностей.
Действующее законодательство не содержит императивных норм, запрещающих размещение хостелов в жилых многоквартирных домах.
Вместе с тем из содержания оспариваемого пункта ГОСТ Р 56184 следует, что он должен применяться с соблюдением норм ЖК РФ, в том числе нормы статьи 17 и частей 1 и 2 статьи 30 ЖК РФ, и не противоречить им.
Также согласно пункту 5.1 ГОСТ Р 56184 предусмотрено, что хостелы в своей деятельности должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, а именно Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".
Доводы административного истца основаны на ошибочном толковании национального стандарта ГОСТ Р 56184 как нормативного правового акта, а потому не могут быть признаны состоятельными.
Из административного искового заявления следует, что Дьячков Е.В. фактически не согласен с решением Сургутского городского суда, которым на основании оспариваемого положения ГОСТ Р 56184 ему отказано в удовлетворении требований и проверка которого в рамках данного дела, рассматриваемого Верховным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, осуществлена быть не может.
С учетом изложенного у суда не имеется оснований полагать, что оспариваемые положения национальных стандартов противоречат нормативным правовым актам и иным нормативным документам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права административного истца.
Руководствуясь статьями 177 - 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Дьячкова Е.В. о признании частично недействующим пункта 4.1 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56184-2014 "Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2014 г. N 1393-ст, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М. НАЗАРОВА
[введено: 07.06.2017 редактор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]
[проверено: 09.06.2017 редактор НЦПИ - Аленичева Л.В.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 020.030.060 Качество продукции. Стандартизация. Сертификация. Маркировка (см. также 030.100.050, 090.100.100, 100.130.020, 110.010.070, 110.050.040), 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 030.090.090 Право собственности и другие вещные права на жилые помещения (см. также 050.030.000), 050.010.000 Общие положения, 050.100.000 Гостиничное хозяйство, 050.110.000 Разрешение жилищных споров. Ответственность за нарушение жилищного законодательства |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: