Основная информация

Дата опубликования: 03 марта 2016г.
Номер документа: В201606397
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201606397

В201606397

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

03.03.2016 N АКПИ15-1535

[О признании не противоречащим федеральному

законодательству пункта 4.1 национального стандарта

Российской Федерации ГОСТ Р 56184-2014 "Услуги средств

размещения. Общие требования к хостелам", утвержденного

приказом Федерального агентства по техническому

регулированию и метрологии от 23 октября 2014 г. N 1393-ст]

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Назаровой А.М.

при секретаре Паршине Н.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дьячкова Е.В. о признании частично недействующим пункта 4.1 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56184-2014 "Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2014 г. N 1393-ст, установил:

приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2014 г. N 1393-ст утвержден и введен в действие с 1 января 2015 г. национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56184-2014 "Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам" (далее - ГОСТ Р 56184-2014), согласно пункту 4.1 которого хостелы могут располагаться в отдельно стоящем здании или занимать часть здания (этаж, подъезд), квартиру или несколько квартир в одном здании (на одном или нескольких разных этажах). Хостелы, расположенные в квартирах многоквартирных жилых домов, как правило, мини-хостелы и малые хостелы, могут иметь общий подъезд с соседями (собственниками или нанимателями других квартир, расположенных в том же подъезде), при условии соблюдения требований [2].

Под номером [2] в Библиографии ГОСТ Р 56184-2014 указан Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. N 188-ФЗ в редакции федеральных законов с изменениями и дополнениями.

Дьячков Е.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4.1 ГОСТ Р 56184-2014 в части, допускающей размещать хостел в квартире или нескольких квартирах одного здания и иметь общий подъезд с соседями (собственниками или нанимателями других квартир, расположенных в том же подъезде), ссылаясь на то, что предусмотренное оспариваемым положением размещение хостела в квартире многоквартирного дома является самостоятельным видом деятельности, направленной исключительно на извлечение прибыли, а не на удовлетворение нужд собственника квартиры, связанных с его проживанием, и противоречит части 2 статьи 15 и статье 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также пункту 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в соответствии с которым размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. По мнению административного истца, предоставляя собственнику право размещать в собственной квартире хостел, орган государственной власти путем введения ГОСТ Р 56184-2014 допускает нарушение прав других собственников.

В обоснование своего требования административный истец указал, что проживает в квартире, расположенной над хостелом, размещение которого в жилом помещении многоквартирного дома нарушает его жилищные права.

Дьячков Е.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Представитель Дьячкова Е.В. - Налбандян Е.Л. в судебном заседании поддержала заявленное требование.

Административные ответчики - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) в письменных возражениях указали, что ГОСТ Р 56184-2014 принят уполномоченным органом, носит добровольный характер, не является нормативным правовым актом и не может нарушать прав и законных интересов административного истца, поскольку не устанавливает, не изменяет и не отменяет каких-либо прав и обязанностей.

В судебном заседании представитель Минпромторга России Носальская А.Н. и представители Росстандарта Коломыщев Ю.М. и Скворцов Е.С. просили отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно абзацам тринадцатому и двадцать второму статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) в их взаимосвязи национальным стандартом является утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 184-ФЗ, пунктами 5.4.6, 5.4.11 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 (далее - Положение), национальным органом Российской Федерации по стандартизации, осуществляющим утверждение национальных стандартов, является Росстандарт.

Статьей 12 и абзацем вторым пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 184-ФЗ установлен принцип добровольного применения документов в области стандартизации, а также добровольность применения национального стандарта равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.

Росстандарт не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 7 Положения).

Пункт 2 статьи 43 Федерального закона N 184-ФЗ закрепляет, что официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется национальным органом по стандартизации. Положением об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594, определено, что официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов на государственном языке Российской Федерации осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (пункт 2). Тексты национальных стандартов подлежат официальному опубликованию в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (подпункт "а" пункта 3).

Таким образом, ГОСТ Р 56184-2014, принятый уполномоченным органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 184-ФЗ, носит добровольный характер, не является нормативным правовым актом и не содержит правил, обязательных для многократного применения неопределенным кругом лиц. Следовательно, не может нарушать прав и законных интересов административного истца, поскольку не устанавливает, не изменяет и не отменяет каких-либо прав и обязанностей.

Действующее законодательство не содержит императивных норм, запрещающих размещение хостелов в жилых многоквартирных домах.

Вместе с тем из содержания оспариваемого пункта ГОСТ Р 56184 следует, что он должен применяться с соблюдением норм ЖК РФ, в том числе нормы статьи 17 и частей 1 и 2 статьи 30 ЖК РФ, и не противоречить им.

Также согласно пункту 5.1 ГОСТ Р 56184 предусмотрено, что хостелы в своей деятельности должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, а именно Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".

Доводы административного истца основаны на ошибочном толковании национального стандарта ГОСТ Р 56184 как нормативного правового акта, а потому не могут быть признаны состоятельными.

Из административного искового заявления следует, что Дьячков Е.В. фактически не согласен с решением Сургутского городского суда, которым на основании оспариваемого положения ГОСТ Р 56184 ему отказано в удовлетворении требований и проверка которого в рамках данного дела, рассматриваемого Верховным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, осуществлена быть не может.

С учетом изложенного у суда не имеется оснований полагать, что оспариваемые положения национальных стандартов противоречат нормативным правовым актам и иным нормативным документам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права административного истца.

Руководствуясь статьями 177 - 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административного искового заявления Дьячкова Е.В. о признании частично недействующим пункта 4.1 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56184-2014 "Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2014 г. N 1393-ст, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М. НАЗАРОВА

[введено: 07.06.2017 редактор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]

[проверено: 09.06.2017 редактор НЦПИ - Аленичева Л.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.030.060 Качество продукции. Стандартизация. Сертификация. Маркировка (см. также 030.100.050, 090.100.100, 100.130.020, 110.010.070, 110.050.040), 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 030.090.090 Право собственности и другие вещные права на жилые помещения (см. также 050.030.000), 050.010.000 Общие положения, 050.100.000 Гостиничное хозяйство, 050.110.000 Разрешение жилищных споров. Ответственность за нарушение жилищного законодательства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать