Основная информация

Дата опубликования: 23 декабря 2015г.
Номер документа: В201508000
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201508000

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

23.12.2015 N АКПИ15-1203

[О признании

не противоречащим федеральному законодательству

второго предложения абз. 5 п. 229 Основных положений

функционирования розничных рынков электрической

энергии, утвержденных постановлением Правительства

Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, в части

установления срока для обеспечения гарантирующим

поставщиком участия в торговле на оптовом рынке

до 1 октября 2015 г.]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего

судьи Верховного Суда                            Романенкова Н.С.

Российской Федерации

судей Верховного Суда                            Иваненко Ю.Г.

Российской Федерации                            Назаровой А.М.

при секретаре                                          Полякововй К.А.

с участием прокурора                            Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ОАО "Электросервис" о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 229 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, установил:

согласно абзацу пятому пункта 229 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в случае если гарантирующим поставщиком, в зону деятельности которого в соответствии с абзацем четвертым данного пункта была включена зона деятельности либо часть зоны деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце шестом пункта 198 названного документа, а также гарантирующим поставщиком, функционирующим на территории субъекта Российской Федерации, входящего в неценовую зону оптового рынка, указанным в абзацах третьем и четвертом пункта 198 этого документа, до 1 октября 2015 г. обеспечено участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с использованием групп точек поставки, соответствующих границам только части его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то та часть зоны его деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отношении точек поставки которой им по состоянию на 1 октября 2015 г. не осуществляется покупка электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, с 1 октября 2015 г. включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце втором пункта 198 поименованного документа. При этом если гарантирующим поставщиком, функционирующим на территории субъекта Российской Федерации, входящего в неценовую зону оптового рынка, указанным в абзацах третьем и четвертом пункта 198 названного документа, до 1 октября 2015 г. не обеспечено участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в отношении его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то такой гарантирующий поставщик с 1 октября 2015 г. утрачивает статус гарантирующего поставщика, а зона его деятельности в качестве гарантирующего поставщика включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце втором пункта 198 этого документа.

ОАО "Электросервис" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим второго предложения абзаца пятого пункта 229 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в части установления срока для обеспечения гарантирующим поставщиком участия в торговле на оптовом рынке до 1 октября 2015 г., ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пунктам 4, 5 статьи 3, статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьям 4, 6, 20, 30, 33 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и нарушают права административного истца в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

В суде представители ОАО "Электросервис" Максимчук О.С., Осипов М.В. поддержали заявленные требования и пояснили, что ОАО "Электросервис" до 1 октября 2015 г. не успело обеспечить участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке из-за необходимости прохождения длительных процедур, предусмотренных действующим законодательством и утратило статус гарантирующего поставщика.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 15 октября 2015 г. N СП-П9-7051).

Представители Правительства Российской Федерации Семейкин А.Ю., Лавриненко Д.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей ОАО "Электросервис" Максимчука О С., Осипова М.В., Правительства Российской Федерации Семейкина А.Ю., Лавриненко Д.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Устанавливая правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяя полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, Федеральный закон "Об электроэнергетике" к полномочиям Правительства Российской Федерации относит утверждение основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (статья 21).

Осуществляя свои полномочия в сфере электроэнергетики, Правительство Российской Федерации постановлением от 4 мая 2012 г. N 442 утвердило Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, которые устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, включая порядок присвоения (утраты) организациям статуса гарантирующего поставщика, определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков (далее - Основные положения).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 4 июня 2012 г., N 23.

Подпунктом "д" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 г. N 508 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам изменения зон деятельности гарантирующих поставщиков" пункт 229 Основных положений дополнен оспариваемым абзацем.

Согласно пункту 3 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, предусматриваются правила деятельности гарантирующих поставщиков; порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках; правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие в себя существенные условия указанных договоров; правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии на розничных рынках; порядок присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика, основания и порядок лишения организаций статуса гарантирующего поставщика, а также определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков.

Оспариваемые положения нормативного правового акта устанавливают основания лишения организации, функционирующей на территории субъекта Российской Федерации, входящего в неценовую зону оптового рынка, статуса гарантирующего поставщика. Они не противоречат общим принципам организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, закрепленным в статье 6 Федерального закона "Об электроэнергетике", к которым относятся: обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики, свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии, использование рыночных отношений и конкуренции, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики.

Доводы административного истца о том, что предусмотренное оспариваемыми положениями нормативного правового акта условие для гарантирующего поставщика обеспечить участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в отношении его зоны деятельности до 1 октября 2015 г., ограничивают ОАО "Электросервис" в реализации права на участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке, являются несостоятельными.

На территории Российской Федерации действует двухуровневый (оптовый и розничный) рынок электрической энергии и мощности.

Оптовый рынок функционирует на территории регионов, объединенных в ценовые зоны. Территории Российской Федерации, на которых по технологическим причинам функционирование конкурентного рынка невозможно, объединены в неценовые зоны оптового рынка. Оптовая торговля электрической энергией (мощностью) в неценовых зонах осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) (статья 3 Федерального закона "Об электроэнергетике").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 утверждены Правила оптового рынка электрической энергии и мощности. В Приложении N 2 к Правилам содержится перечень территорий, которые объединены в неценовые зоны оптового рынка. К ним, в частности, относится территория Дальнего Востока, которая включает территории Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области. Административный истец осуществляет свою деятельность на территории Приморского края.

Гарантирующий поставщик является основным поставщиком электроэнергии на соответствующей территории и обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах его зоны деятельности (пункт 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике).

Требования к гарантирующему поставщику, предусматривающие, что данный субъект продает на розничном рынке электрическую энергию (мощность), приобретенную им на оптовом рынке с использованием группы (групп) точек поставки, соответствующей его зоне деятельности (за исключением гарантирующих поставщиков, чья зона деятельности располагается в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами) установлены пунктом 12 Основных положений. Следовательно, датой начала течения срока для обеспечения участия в торговле на оптовом рынке гарантирующими поставщиками, функционирующими в неценовой зоне оптового рынка, является момент вступления в силу Основных положений, а не дата 28 мая 2015 г., когда Правительство Российской Федерации постановлением N 508 внесло изменения в пункт 229 Основных положений, как ошибочно полагает административный истец.

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Между тем оспариваемые положения нормативного правового акта, изданные Правительством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, регулируют порядок лишения организаций статуса гарантирующего поставщика, а также определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков и носят административный характер.

Статьей 35 Федерального закона "Об электроэнергетике" предусмотрено, что юридическое лицо получает статус субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке после совершения им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе, проведения мероприятий технического характера и иных мероприятий, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка согласно Правилам оптового рынка, а также вступления в члены совета рынка и подписания Договора о присоединении.

Порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются Правилами оптового рынка (пункт 3 статьи 35 Закона об электроэнергетике).

Наблюдательным советом НП "Совет рынка" 26 ноября 2009 г. утверждено Положение о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, являющееся приложением N 1.1 к Договору о присоединении.

Ссылки административного истца на то, что ОАО "Электросервис" не смогло обеспечить свое участие в торговле на оптовом рынке, не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемых положений нормативного правового акта.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Федеральный закон "Об электроэнергетике", а также изданные во исполнение названного Федерального закона Основные положения являются частью законодательства о защите конкуренции, поэтому доводы административного истца о противоречии абзаца пятого пункта 229 Основных положений антимонопольному законодательству являются несостоятельными.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административного искового заявления ОАО "Электросервис" о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 229 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. Романенков

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г. Иваненко

А.М. Назарова

[введено: 09.11.2016 редактор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 17.11.2016 редактор НЦПИ – Петросова А.Б.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.070.020 Субъекты Российской Федерации, 020.030.040 Антимонопольное законодательство, 030.110.000 Общие положения о договоре, 030.120.010 Купля-продажа (см. также 030.100.050, 030.150.100, 090.100.050), 090.010.070 Энергетика, 090.100.020 Управление в сфере торговли (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.100.040 Оптовая торговля, 090.100.050 Розничная торговля (см. также 030.120.010), 090.100.090 Торговля отдельными видами товаров, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать