Основная информация
Дата опубликования: | 31 марта 2016г. |
Номер документа: | В201606077 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201606077
В201606077
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
31.03.2016 N АКПИ16-57
[О признании не противоречащими федеральному
законодательству абзацев второго и третьего п. 3 и абзацев первого –
четвертого п. 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно
приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации
и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера
и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации,
утвержденного приказом Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации
от 31 января 2011 г. N 57н]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре Паршине Н.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Березницкого И.Н. о признании недействующими абзацев второго и третьего пункта 3 и абзацев первого-четвертого пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, установил:
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н (далее - Приказ N 57н) утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2011 г., N 19694, и опубликован 11 февраля 2011 г. в "Российской газете", N 29.
В соответствии с пунктом 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (абзац первый). Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (абзац второй). Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией (абзац третий).
Согласно пункту 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (абзац первый).
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме) (абзац второй).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации (абзац третий).
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации (абзац четвертый).
Березницкая Е.А., действующая по доверенности от имени Березницкого И.Н., обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими второго и третьего абзацев пункта 3 и первого - четвертого абзацев пункта 4 Порядка, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные предписания ограничивают право Березницкого И.Н. на полное возмещение затрат на приобретение технических средств реабилитации и противоречат статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) и постановлению Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240, которым утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила), которые не содержат каких-либо ограничений для выплаты компенсаций инвалидам при невозможности обеспечения их техническими средствами реабилитации.
В обоснование заявленных требований представитель административного истца указала, что Березницкий И.Н. является инвалидом I группы, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида имеет право на получение подгузников для взрослых в количестве 90 штук в месяц, которые приобретались за счет собственных средств, однако компенсация в полном объеме фондом социального страхования не выплачена.
Административный истец и его представитель Березницкая Е.А., извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Березницкая Е.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) в письменном отзыве указало, что порядок принятия и вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта не нарушен. Между тем в соответствии с частью первой статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, которым согласно Положению о Министерстве труда и социальной защите Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (далее - Положение о Минтруде России), является Минтруд России.
Представитель Минздрава России в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в пределах предоставленной законодательством Российской Федерации компетенции, оспариваемые положения Порядка не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Обсудив доводы представителя административного истца, выслушав возражения представителя Минтруда России Ерохиной Ю.В.. и представителя Минюста России Лебедевой Е.Н., проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части шестой статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ в редакции, действовавший на момент принятия Приказа N 57н, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Таким федеральным органом исполнительной власти согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, являлось Минздравсоцразвития России, которым во исполнение указанных выше предписаний Федерального закона N 181-ФЗ был издан Приказ N 57н, утвердивший оспариваемый порядок.
В настоящее время полномочия по принятию Порядка статьей 11 Федерального закона N 181-ФЗ возложены на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, которым согласно Положению о Минтруде России является Минтруд России.
Таким образом, Приказ N 57н издан уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка введения в действие и опубликования.
Статьей 11 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что компенсация за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации инвалиду выплачивается в размере, не превышающем стоимость технического средства реабилитации, предоставляемого инвалиду в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 данного федерального закона, в соответствии с которой технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение данной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 7 апреля 2008 г. N 240 утвердило Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
Пунктом 15 (1) Правил предусмотрена возможность выплаты инвалиду компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в случае невозможности его предоставления уполномоченным органом. При этом компенсация инвалиду выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с данными правилами. Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н.
Классификация содержит перечень технических средств реабилитации как предоставляемых инвалидам уполномоченными органами в соответствии с рекомендациями индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида за счет федерального бюджета (графа третья), так и их возможных аналогов, приобретаемых инвалидами самостоятельно за счет собственных средств (графа четвертая).
В соответствии с абзацем третьи пункта 15(1) Правил Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В связи с этим, исходя из вышеизложенных положений Правил обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации инвалидов осуществляется как путем непосредственного предоставления этих средств, так и посредством выплаты денежной компенсации за их самостоятельное приобретение в размере, не превышающем стоимость аналогичных технических средств реабилитации, предоставляемых уполномоченными органами в установленном порядке.
Ввиду изложенного, положения абзацев второго и третьего пункта 3 Порядка не противоречат нормам Федерального закона N 181-ФЗ и Правилам.
В оспариваемых положениях пункта 4 Порядка разъясняются понятие "последняя по времени осуществления закупка технического средства реабилитации и (или) оказания услуги" для целей указанной компенсации и порядок действий в тех случаях, когда уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технического средства реабилитации не состоялась, а также содержатся требования к информации о закупках технических средств реабилитации, размещенной на официальных информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченных органов.
Право на получение инвалидами денежной компенсации в размере фактической стоимости приобретенных технических средств реабилитации Федеральным законом N 181-ФЗ и Правилами не предусмотрено и в ранее действующих редакциях установлено не было. Инвалиду выплачивалась компенсация за приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации в размере стоимости технического средства реабилитации, которое должно было быть предоставлено инвалиду.
Предусмотренный Порядком механизм компенсации стоимости технических средств реабилитации в размере, не превышающем стоимость аналогичных средств реабилитации, предоставляемых уполномоченными органами, не ограничивает права инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета.
Учитывая полномочие Минтруда России по установлению порядка определения размера компенсации инвалиду за приобретенное техническое средство реабилитации за счет собственных средств, предусмотренное абзацем третьим пункта 15(1) Правил, положения абзацев первого - четвертого пункта 4 Порядка не противоречат нормам Федерального закона N 181-ФЗ и Правил.
Поскольку оспариваемые нормативные предписания не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Березницкого И.Н. о признании недействующими абзацев второго и третьего пункта 3 и абзацев первого - четвертого пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М. НАЗАРОВА
[введено: 22.03.2017 редактор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 24.03.2017 редактор НЦПИ - Аленичева Л.В.]
В201606077
В201606077
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
31.03.2016 N АКПИ16-57
[О признании не противоречащими федеральному
законодательству абзацев второго и третьего п. 3 и абзацев первого –
четвертого п. 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно
приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации
и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера
и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации,
утвержденного приказом Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации
от 31 января 2011 г. N 57н]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре Паршине Н.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Березницкого И.Н. о признании недействующими абзацев второго и третьего пункта 3 и абзацев первого-четвертого пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, установил:
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н (далее - Приказ N 57н) утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2011 г., N 19694, и опубликован 11 февраля 2011 г. в "Российской газете", N 29.
В соответствии с пунктом 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (абзац первый). Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (абзац второй). Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией (абзац третий).
Согласно пункту 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (абзац первый).
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме) (абзац второй).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации (абзац третий).
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации (абзац четвертый).
Березницкая Е.А., действующая по доверенности от имени Березницкого И.Н., обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими второго и третьего абзацев пункта 3 и первого - четвертого абзацев пункта 4 Порядка, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные предписания ограничивают право Березницкого И.Н. на полное возмещение затрат на приобретение технических средств реабилитации и противоречат статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) и постановлению Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240, которым утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила), которые не содержат каких-либо ограничений для выплаты компенсаций инвалидам при невозможности обеспечения их техническими средствами реабилитации.
В обоснование заявленных требований представитель административного истца указала, что Березницкий И.Н. является инвалидом I группы, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида имеет право на получение подгузников для взрослых в количестве 90 штук в месяц, которые приобретались за счет собственных средств, однако компенсация в полном объеме фондом социального страхования не выплачена.
Административный истец и его представитель Березницкая Е.А., извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Березницкая Е.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) в письменном отзыве указало, что порядок принятия и вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта не нарушен. Между тем в соответствии с частью первой статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, которым согласно Положению о Министерстве труда и социальной защите Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (далее - Положение о Минтруде России), является Минтруд России.
Представитель Минздрава России в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в пределах предоставленной законодательством Российской Федерации компетенции, оспариваемые положения Порядка не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Обсудив доводы представителя административного истца, выслушав возражения представителя Минтруда России Ерохиной Ю.В.. и представителя Минюста России Лебедевой Е.Н., проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части шестой статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ в редакции, действовавший на момент принятия Приказа N 57н, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Таким федеральным органом исполнительной власти согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, являлось Минздравсоцразвития России, которым во исполнение указанных выше предписаний Федерального закона N 181-ФЗ был издан Приказ N 57н, утвердивший оспариваемый порядок.
В настоящее время полномочия по принятию Порядка статьей 11 Федерального закона N 181-ФЗ возложены на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, которым согласно Положению о Минтруде России является Минтруд России.
Таким образом, Приказ N 57н издан уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка введения в действие и опубликования.
Статьей 11 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что компенсация за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации инвалиду выплачивается в размере, не превышающем стоимость технического средства реабилитации, предоставляемого инвалиду в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 данного федерального закона, в соответствии с которой технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение данной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 7 апреля 2008 г. N 240 утвердило Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
Пунктом 15 (1) Правил предусмотрена возможность выплаты инвалиду компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в случае невозможности его предоставления уполномоченным органом. При этом компенсация инвалиду выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с данными правилами. Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н.
Классификация содержит перечень технических средств реабилитации как предоставляемых инвалидам уполномоченными органами в соответствии с рекомендациями индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида за счет федерального бюджета (графа третья), так и их возможных аналогов, приобретаемых инвалидами самостоятельно за счет собственных средств (графа четвертая).
В соответствии с абзацем третьи пункта 15(1) Правил Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В связи с этим, исходя из вышеизложенных положений Правил обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации инвалидов осуществляется как путем непосредственного предоставления этих средств, так и посредством выплаты денежной компенсации за их самостоятельное приобретение в размере, не превышающем стоимость аналогичных технических средств реабилитации, предоставляемых уполномоченными органами в установленном порядке.
Ввиду изложенного, положения абзацев второго и третьего пункта 3 Порядка не противоречат нормам Федерального закона N 181-ФЗ и Правилам.
В оспариваемых положениях пункта 4 Порядка разъясняются понятие "последняя по времени осуществления закупка технического средства реабилитации и (или) оказания услуги" для целей указанной компенсации и порядок действий в тех случаях, когда уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технического средства реабилитации не состоялась, а также содержатся требования к информации о закупках технических средств реабилитации, размещенной на официальных информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченных органов.
Право на получение инвалидами денежной компенсации в размере фактической стоимости приобретенных технических средств реабилитации Федеральным законом N 181-ФЗ и Правилами не предусмотрено и в ранее действующих редакциях установлено не было. Инвалиду выплачивалась компенсация за приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации в размере стоимости технического средства реабилитации, которое должно было быть предоставлено инвалиду.
Предусмотренный Порядком механизм компенсации стоимости технических средств реабилитации в размере, не превышающем стоимость аналогичных средств реабилитации, предоставляемых уполномоченными органами, не ограничивает права инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета.
Учитывая полномочие Минтруда России по установлению порядка определения размера компенсации инвалиду за приобретенное техническое средство реабилитации за счет собственных средств, предусмотренное абзацем третьим пункта 15(1) Правил, положения абзацев первого - четвертого пункта 4 Порядка не противоречат нормам Федерального закона N 181-ФЗ и Правил.
Поскольку оспариваемые нормативные предписания не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Березницкого И.Н. о признании недействующими абзацев второго и третьего пункта 3 и абзацев первого - четвертого пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М. НАЗАРОВА
[введено: 22.03.2017 редактор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 24.03.2017 редактор НЦПИ - Аленичева Л.В.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 020.030.030 Государственные нужды. Государственный заказ, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 030.120.010 Купля-продажа (см. также 030.100.050, 030.150.100, 090.100.050), 030.120.100 Возмездное оказание услуг, 070.020.000 Управление социальным обеспечением и социальным страхованием (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 070.030.020 Финансирование пособий и компенсационных выплат, 070.030.030 Финансирование социального обслуживания и льгот, 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты, 070.080.010 Общие положения, 070.080.040 Реабилитация (социальная, медицинская и др.), 120.040.020 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: