Основная информация

Дата опубликования: 08 декабря 2015г.
Номер документа: В201508054
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201508054

В201508054

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

08.12.2015 N АКПИ15-1197

[О признании не противоречащими федеральному

законодательству абзацев второго, третьего раздела 1

"Область применения" межгосударственного стандарта

ГОСТ 32710-2014 "Продукция алкогольная и сырье

для ее производства. Идентификация. Метод определения

отношения изотопов 13С/12С спиртов и сахаров в винах

и суслах", введенного в действие приказом Федерального

агентства по техническому регулированию и метрологии

от 25 июня 2014 г. N 669-ст с учетом приказа

от 18 ноября 2014 г. N 1649-ст]

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.

при секретаре Полагаевой К.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Плодоперерабатывающий комбинат "Северский" о признании недействующими абзацев второго, третьего раздела 1 "Область применения" межгосударственного стандарта ГОСТ 32710-2014 "Продукция алкогольная и сырье для ее производства. Идентификация. Метод определения отношения изотопов 13С/12С спиртов и сахаров в винах и суслах", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 июня 2014 г. N 669-ст с учетом приказа от 18 ноября 2014 г. N 1649-ст, установил:

приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) от 25 июня 2014 г. N 669-ст введен в действие для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г. межгосударственный стандарт ГОСТ 32710-2014 "Продукция алкогольная и сырье для ее производства. Идентификация. Метод определения отношения изотопов 13С/12С спиртов и сахаров в винах и суслах" (далее - ГОСТ 32710-2014).

Приказом Росстандарта от 18 ноября 2014 г. N 1649-ст дата введения в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 32710-2014 перенесена с 1 января 2016 г. на 1 января 2015 г.

Разделом 1 "Область применения" ГОСТ 32710-2014 предусмотрено, что стандарт распространяется на вина, виноградное сусло, виноградное концентрированное сусло, виноградное концентрированное ректификованное сусло и устанавливает метод определения отношения изотопов спиртов и сахаров в указанных продуктах.

Для спиртов и сахаров вин и сусел, произведенных из винограда, установлено, что значение находится в диапазоне от минус 29 до минус 26, промилле, .

Отклонение отношения изотопов 13С/12С от установленных пределов свидетельствует о наличии в продукции спиртов и (или) сахаров невиноградного происхождения.

Общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Плодоперерабатывающий комбинат "Северский" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзацев второго и третьего раздела 1 "Область применения" ГОСТ 32710-2014, ссылаясь на их противоречие статье 12 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также методике Международной организации винограда и вина OIV-MA-AS312-06 "Определение методом изотопной масс-спектрометрии изотопного отношения 13С/12С этилового спирта вина или спирта, полученного сбраживанием сусла, концентрированного сусла или виноградного сахара" (далее - Методика MOBB OIV-MA-AS312-06). По мнению административного истца, оспариваемые положения нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности ввиду создания препятствий в использовании сырья (виноматериалов) производства стран Европейского союза, легальный оборот которых не запрещен на территории Российской Федерации, при изготовлении алкогольной продукции. Установленный ими количественный показатель отношения изотопов 13С/12С спиртов и сахаров в пределах от минус 29 до минус 26 промилле, существенно сужает интервал допустимых значений показателя относительно тех, которые определены стандартами Европейского союза. По результатам исследований винодельческая продукция (виноматериалы) иностранного производства, являющаяся, по сути, подлинной виноградной, признается продукцией, содержащей спирты и (или) сахара невиноградного происхождения, поэтому использование ГОСТ 32710-2014 не служит целям борьбы с фальсификацией винодельческой продукции и влечет для Общества неблагоприятные последствия материального характера, а также необоснованное привлечение к административной ответственности за выпуск продукции, не соответствующей обязательным требованиям, и аннулирование выданной лицензии.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечена Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование).

В письменных возражениях на административное исковое заявление Росстандарт указал, что оспариваемый в части межгосударственный стандарт не является нормативным правовым актом, он разработан и принят в целях добровольного применения в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом требований Европейского союза и методики Международной организации винограда и вина, не нарушает прав и законных интересов административного истца в сфере предпринимательской деятельности.

В судебном заседании представитель Общества Тучкова Т.В. требование поддержала.

Представители Росстандарта - Скворцов Е.С., Коломыцев Ю.М., Росалкогольрегулирования - Абрамов Д.И. просили в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Выслушав объяснения представителя административного истца Тучковой Т.В., возражения представителей административного ответчика Скворцова Е.С., Коломыцева Ю.М., представителя заинтересованного лица Абрамова Д.И., проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ).

Для целей названного федерального закона под стандартом понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. При этом стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Национальным стандартом признается стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Стандартизация определена в качестве деятельности по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленной на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (статья 2).

В силу статьи 11 данного федерального закона целями стандартизации являются, кроме прочего, повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений.

Исходя из пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ, пункта 1, подпунктов 5.4.2, 5.4.6, 5.4.11 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294, Росстандарт как федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции национального органа Российской Федерации по стандартизации, осуществляет в установленной сфере деятельности, помимо прочего, опубликование уведомлений о разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении национального стандарта, официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и их распространение; утверждение национальных стандартов.

Разработка проекта оспариваемого в части стандарта проводилась при соблюдении процедур, регламентированных статьей 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ и межгосударственным стандартом ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены", введенным в действие приказом Росстандарта от 15 декабря 2009 г. N 845-ст.

Так, уведомление о разработке проекта ГОСТ 32710-2014 было размещено на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет (www.gost.ru) 12 апреля 2013 г. и в информационном указателе "Национальные стандарты" (ИУС), 2013 г., N 7. Публичное обсуждение этого проекта проводилось с учетом предложений и замечаний заинтересованных лиц и завершилось 10 июня 2013 г.

Обсуждаемый проект ГОСТ 32710-2014, содержащий метод определения отношения изотопов 13С/12С спиртов и сахаров в винах и суслах, был разработан федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности" (прежнее наименование - государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности" Российской академии сельскохозяйственных наук) (далее - ФГБНУ ВНИИПБиВП). При этом согласно государственному контракту от 2 августа 2010 г. N 08-02/20к, заключенному ФГБНУ ВНИИПБиВП с Росалкогольрегулированием, объектом разработки являлись инструментальные физико-химические методы по идентификации определенных показателей в винодельческой продукции с целью выявления недоброкачественной и (или) фальсифицированной продукции и разработка на их основе сборника методических рекомендаций по комплексному использованию метода идентификации столовых вин с описанием проведения данных испытаний и требований к ним.

При производстве работы использовалась методика выполнения измерений отношения изотопов 13С/12С спиртов и сахаров в виноградных суслах и винах методом изотопной масс-спектрометрии, разработанная ФГБНУ ВНИИПБиВП (номер в реестре Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений ФР.1.31.2010.07856). Такой аттестованный метод измерений основан на определении характеристики изотопного состава углерода в анализируемой пробе относительно международного эталона PDB методом масс-спектрометрии стабильных изотопов.

После проведения публичного обсуждения ГОСТ 32710-2014 был принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации. Согласно протоколу от 30 мая 2014 г. N 67-П за его принятие проголосовали все шесть стран: Армения, Беларусь, Киргизия, Молдова, Россия, Украина.

Пунктом 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.) межгосударственный стандарт определен как региональный стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств. Согласно пункту 4 этого же протокола международные и региональные стандарты применяются после принятия их в качестве межгосударственных или национальных (государственных) стандартов.

Введенный в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г. ГОСТ 32710-2014 опубликован на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет (www.gost.ru) в ноябре 2014 года и в печатном издании Росстандарта - в информационном указателе "Национальные стандарты" (ИУС), 2015 г., N 1, что соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594 "Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации".

Таким образом, ГОСТ 32710-2014 введен в действие национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, норм международного права и в пределах предоставленных ему полномочий.

Статьей 12 и абзацем вторым пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ закреплены принцип добровольного применения документов в области стандартизации и добровольность применения национального стандарта.

В силу приведенных законоположений ГОСТ 32710-2014 подлежит применению на добровольной основе. Следовательно, указание Росстандарта в пункте 1 приказа от 25 июня 2014 г. N 669-ст и в пункте 1 приказа от 18 ноября 2014 г. N 1649-ст на добровольность его применения в качестве национального стандарта Российской Федерации соответствует действующему законодательству.

Согласно абзацу четвертому статьи 12 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ стандартизация осуществляется в соответствии с принципом применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

Международный стандарт, аналогичный по предмету нормативного (технического) регулирования ГОСТ 32710-2014, отсутствует.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, межгосударственный стандарт разработан с учетом требований регламента Европейского союза от 29 апреля 2008 г. N 479/2008, устанавливающего общую организацию рынка винодельческой продукции и спиртных напитков, и на основе Методики MOBB OIV-MA-AS312-06.

В связи с этим утверждения административного истца о том, что при разработке стандарта не учитывались международные акты, следует признать неправильными.

То обстоятельство, что Методика MOBB OIV-MA-AS312-06 не содержит установленного ГОСТ 32710-2014 значения показателя в виде количественного интервала, не означает, что оспариваемые положения ей противоречат, так как данные акты имеют нетождественные области применения.

Факт наличия заключения на проект межгосударственного стандарта, подготовленного одним из федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений, на которое указывает административный истец в дополнениях к административному иску и в котором, в свою очередь, были изложены и отклоненные замечания на проект, сам по себе не подтверждает, что оспариваемое содержание ГОСТ 32710-2014 не соответствует федеральному закону или иным нормативным правовым актам, в том числе принципу максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц, предусмотренному абзацем третьим статьи 12 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ.

Ввиду изложенного следует сделать вывод, что ГОСТ 32710-2014 не противоречит принципам стандартизации, закрепленным в статье 12 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ.

Нормативных правовых актов большей юридической силы, в том числе норм международного права или международного договора, которым не соответствуют оспариваемые положения ГОСТ 32710-2014, также не имеется.

При таких обстоятельствах не могут быть признаны обоснованными доводы Общества о том, что оспариваемые нормативные (технические) положения нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности ввиду создания препятствий в использовании сырья (виноматериалов) иностранного производства и влекут иные неблагоприятные последствия в указанных им аспектах.

Законность привлечения Общества к административной ответственности и установление наличия или отсутствия оснований для аннулирования выданной ему лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции (вина) не относятся к предмету проверки по настоящему делу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Плодоперерабатывающий комбинат "Северский" о признании недействующими абзацев второго, третьего раздела 1 "Область применения" межгосударственного стандарта ГОСТ 32710-2014 "Продукция алкогольная и сырье для ее производства. Идентификация. Метод определения отношения изотопов 13С/12С спиртов и сахаров в винах и суслах", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 июня 2014 г. N 669-ст с учетом приказа от 18 ноября 2014 г. N 1649-ст, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г. ИВАНЕНКО

[введено: 21.03.2017  редактор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 23.03.2017 редактор НЦПИ - Аленичева Л.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.030.060 Качество продукции. Стандартизация. Сертификация. Маркировка (см. также 030.100.050, 090.100.100, 100.130.020, 110.010.070, 110.050.040), 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 090.010.020 Управление в сфере промышленности (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.010.200 Пищевая промышленность, 090.100.090 Торговля отдельными видами товаров, 090.100.100 Защита прав потребителей при продаже товаров (см. также 020.030.060, 030.100.050), 100.130.050 Иные ограничения, 200.090.040 Региональные международные организации, 200.090.050 Содружество Независимых Государств, 200.100.020 Экономическая интеграция, 200.100.030 Сотрудничество в отдельных областях международных экономических отношений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать