Основная информация
Дата опубликования: | 21 февраля 2017г. |
Номер документа: | В201705271 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201705271
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
21.02.2017 N АКПИ16-1299
[О признании не противоречащими федеральному
законодательству подпунктов 30.1, 30.3, 30.4, 30.5, 30.9, 30.15
пункта 30 и подпункта 32.5 пункта 32 Порядка проведения
служебной проверки в органах, организациях и подразделениях
Министерства внутренних дел Российской Федерации,
утвержденного приказом Министерства внутренних дел
Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 161, в части,
препятствующей сотруднику органов внутренних дел,
в отношении которого проводится служебная проверка,
быть в обязательном порядке своевременно уведомленным
о принятии решения о ее проведении с разъяснением
основания ее проведения]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре Стратиенко В.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колсанова В.Е. о признании недействующими подпунктов 30.1, 30.3, 30.4, 30.5, 30.9, 30.15 пункта 30 и подпункта 32.5 пункта 32 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 161, установил:
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 161 (далее - Приказ), зарегистрированным в Министерстве юстиции 30 мая 2013 г., N 28587, и опубликованным 14 июня 2013 г. в "Российской газете", N 127, утвержден Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктом 30 Порядка предусмотрены обязанности сотрудника (председателя и членов комиссии), проводящего служебную проверку, изложенные в подпунктах 30.1 - 30.15. В частности, сотрудник (председатель, член комиссии) обязан соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки (подпункт 30.1); разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав (подпункт 30.3); своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб (подпункт 30.4); сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления ответа по месту жительства заказной корреспонденцией (подпункт 30.5); предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде (рекомендуемый образец объяснения - приложение к данному порядку) по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений - составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками (подпункт 30.9); ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам (подпункт 30.15).
Согласно подпункту 32.5 пункта 32 Порядка соответствующий руководитель (начальник) обязан рассмотреть в срок до пяти дней в рамках общего срока проведения служебной проверки ходатайства и жалобы, заявленные сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка.
Колсанов В.Е., уволенный со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел), обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений Порядка, указывая на то, что оспариваемые нормы не соответствуют статье 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ и статьям 3, 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в той части, в какой препятствуют сотруднику органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, быть в обязательном порядке своевременно уведомленным о принятии решения о ее проведении с разъяснением основания ее проведения. По мнению административного истца, отсутствие положений об обязательном информировании в разумные сроки после ее назначения сотрудника, в отношении которого назначена служебная проверка, о самом факте начала ее проведения и ее основаниях нарушает его права, предоставленные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
В судебном заседании Колсанов В.Е. поддержал заявленное требование.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях указали на то, что Порядок издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, оспариваемые нормативные предписания не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и не нарушают права административного истца.
В судебном заседании представители МВД России Кклик О.В. и Ккурсаев А.В. и представитель Минюста России Максутов Р.А. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции.
Выслушав стороны, проверив оспариваемые нормативные предписания на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Приказ издан в соответствии с частью 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, согласно которой Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, зарегистрирован в Минюсте России и опубликован в установленном порядке.
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в соответствии с предоставленными ему полномочиями и с соблюдением порядка, установленного Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Статья 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определяет основные правила проведения служебной проверки, которые обусловлены необходимостью выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка и обеспечивают объективное и всестороннее установление фактов, имеющих значение для принятия решения о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания.
Пункт 2 части 6 данной нормы закрепляет права сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, в частности он имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).
Оспариваемые положения Порядка предусматривают ряд мер, направленных на обеспечение прав сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и предоставляющих ему возможность защищать свои интересы в ходе ее проведения.
Правам сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, закрепленным в законе, соответствуют обязанности сотрудника, проводящего служебную проверку, установленные оспариваемыми пунктами Порядка.
Исходя из содержания подпункта 30.9 Порядка сотрудник, проводящий служебную проверку, обязан предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде согласно рекомендуемому образцу, из которого следует, что, давая объяснение на имя руководителя, принявшего решение о проведении служебной проверки, сотрудник считается информированным о проведении в отношении его служебной проверки и ее основаниях.
При этом подпунктом 30.9 Порядка установлен срок (два рабочих дня), в течение которого сотрудник должен предоставить объяснение. Данный срок является достаточным для подготовки объяснения и согласуется с частью первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
Положение подпункта 32.5 Порядка обязывает руководителя (начальника) рассмотреть в максимально сжатые сроки (в срок до пяти дней, но в любом случае до завершения служебной проверки) имеющиеся у сотрудника ходатайства и жалобы, что позволяет такому сотруднику получить необходимую информацию о проведении служебной проверки.
Таким образом, оспариваемые нормы направлены на обеспечение прав сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, и не могут расцениваться как нарушающие права административного истца.
Ссылки административного истца на нормативные правовые акты иных ведомств являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание при осуществлении судебной проверки положений оспариваемого акта МВД России.
Не противоречат оспариваемые положения и статьям 3 и 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Учитывая, что Порядок в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Колсанова В.Е. о признании недействующими подпунктов 30.1, 30.3, 30.4, 30.5, 30.9, 30.15 пункта 30 и подпункта 32.5 пункта 32 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 161, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М. НАЗАРОВА
В201705271
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
21.02.2017 N АКПИ16-1299
[О признании не противоречащими федеральному
законодательству подпунктов 30.1, 30.3, 30.4, 30.5, 30.9, 30.15
пункта 30 и подпункта 32.5 пункта 32 Порядка проведения
служебной проверки в органах, организациях и подразделениях
Министерства внутренних дел Российской Федерации,
утвержденного приказом Министерства внутренних дел
Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 161, в части,
препятствующей сотруднику органов внутренних дел,
в отношении которого проводится служебная проверка,
быть в обязательном порядке своевременно уведомленным
о принятии решения о ее проведении с разъяснением
основания ее проведения]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре Стратиенко В.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колсанова В.Е. о признании недействующими подпунктов 30.1, 30.3, 30.4, 30.5, 30.9, 30.15 пункта 30 и подпункта 32.5 пункта 32 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 161, установил:
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 161 (далее - Приказ), зарегистрированным в Министерстве юстиции 30 мая 2013 г., N 28587, и опубликованным 14 июня 2013 г. в "Российской газете", N 127, утвержден Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктом 30 Порядка предусмотрены обязанности сотрудника (председателя и членов комиссии), проводящего служебную проверку, изложенные в подпунктах 30.1 - 30.15. В частности, сотрудник (председатель, член комиссии) обязан соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки (подпункт 30.1); разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав (подпункт 30.3); своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб (подпункт 30.4); сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления ответа по месту жительства заказной корреспонденцией (подпункт 30.5); предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде (рекомендуемый образец объяснения - приложение к данному порядку) по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений - составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками (подпункт 30.9); ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам (подпункт 30.15).
Согласно подпункту 32.5 пункта 32 Порядка соответствующий руководитель (начальник) обязан рассмотреть в срок до пяти дней в рамках общего срока проведения служебной проверки ходатайства и жалобы, заявленные сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка.
Колсанов В.Е., уволенный со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел), обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений Порядка, указывая на то, что оспариваемые нормы не соответствуют статье 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ и статьям 3, 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в той части, в какой препятствуют сотруднику органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, быть в обязательном порядке своевременно уведомленным о принятии решения о ее проведении с разъяснением основания ее проведения. По мнению административного истца, отсутствие положений об обязательном информировании в разумные сроки после ее назначения сотрудника, в отношении которого назначена служебная проверка, о самом факте начала ее проведения и ее основаниях нарушает его права, предоставленные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
В судебном заседании Колсанов В.Е. поддержал заявленное требование.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях указали на то, что Порядок издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, оспариваемые нормативные предписания не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и не нарушают права административного истца.
В судебном заседании представители МВД России Кклик О.В. и Ккурсаев А.В. и представитель Минюста России Максутов Р.А. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции.
Выслушав стороны, проверив оспариваемые нормативные предписания на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Приказ издан в соответствии с частью 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, согласно которой Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, зарегистрирован в Минюсте России и опубликован в установленном порядке.
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в соответствии с предоставленными ему полномочиями и с соблюдением порядка, установленного Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Статья 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определяет основные правила проведения служебной проверки, которые обусловлены необходимостью выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка и обеспечивают объективное и всестороннее установление фактов, имеющих значение для принятия решения о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания.
Пункт 2 части 6 данной нормы закрепляет права сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, в частности он имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).
Оспариваемые положения Порядка предусматривают ряд мер, направленных на обеспечение прав сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и предоставляющих ему возможность защищать свои интересы в ходе ее проведения.
Правам сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, закрепленным в законе, соответствуют обязанности сотрудника, проводящего служебную проверку, установленные оспариваемыми пунктами Порядка.
Исходя из содержания подпункта 30.9 Порядка сотрудник, проводящий служебную проверку, обязан предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде согласно рекомендуемому образцу, из которого следует, что, давая объяснение на имя руководителя, принявшего решение о проведении служебной проверки, сотрудник считается информированным о проведении в отношении его служебной проверки и ее основаниях.
При этом подпунктом 30.9 Порядка установлен срок (два рабочих дня), в течение которого сотрудник должен предоставить объяснение. Данный срок является достаточным для подготовки объяснения и согласуется с частью первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
Положение подпункта 32.5 Порядка обязывает руководителя (начальника) рассмотреть в максимально сжатые сроки (в срок до пяти дней, но в любом случае до завершения служебной проверки) имеющиеся у сотрудника ходатайства и жалобы, что позволяет такому сотруднику получить необходимую информацию о проведении служебной проверки.
Таким образом, оспариваемые нормы направлены на обеспечение прав сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, и не могут расцениваться как нарушающие права административного истца.
Ссылки административного истца на нормативные правовые акты иных ведомств являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание при осуществлении судебной проверки положений оспариваемого акта МВД России.
Не противоречат оспариваемые положения и статьям 3 и 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Учитывая, что Порядок в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Колсанова В.Е. о признании недействующими подпунктов 30.1, 30.3, 30.4, 30.5, 30.9, 30.15 пункта 30 и подпункта 32.5 пункта 32 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 161, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М. НАЗАРОВА
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 020.010.040 Федеральные органы исполнительной власти, 020.020.010 Федеральная государственная служба, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 060.020.120 Трудовая дисциплина, 060.020.180 Особенности регулирования труда (службы) отдельных категорий работников, государственных и муниципальных служащих (см. также 010.150.060, 020.020.000, 150.050.020), 060.020.190 Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Ответственность за нарушение трудового законодательства, 160.020.080 Органы внутренних дел (см. также 020.010.040) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: