Основная информация

Дата опубликования: 29 мая 2017г.
Номер документа: В201705473
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201705473

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

29.05.2017 N АКПИ17-202

[О признании не противоречащими федеральному

законодательству пунктов 1.1, 1.3, 1.3.1 Положения

об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий

и пособий прокурорам и следователям, научным

и педагогическим работникам органов и организаций

прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные

чины, и их семьям, утвержденного постановлением

Правительства Российской Федерации

от 12 августа 1994 г. N 942, в той мере, в которой они

не позволяют засчитывать в выслугу лет в льготном

исчислении сотрудникам органов и организаций

прокуратуры периоды прохождения службы в органах

и организациях (учреждениях) Союза ССР и республик

в составе СССР, а также период прохождения службы

после 31 декабря 1991 г. в Республике Кыргызстан

во время происходившего там вооруженного конфликта]

Верховный Суд Российской Федерации в составе

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.

при секретаре Поляковой К.А.

с участием прокурора Гашуниной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Белоусова В.A. о признании частично недействующими пунктов 1.1, 1.3, 1.3.1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942,установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям (далее - Положение).

Согласно абзацу четвертому пункта 1.1 Положения в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, в частности указанные в статье 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

В соответствии с пунктом 1.3 Положения периоды службы (работы, учебы), указанные в пунктах 1.1 и 1.2 названного Положения, засчитываются в выслугу лет, если эта служба (работа, учеба) проходила в органах и организациях (учреждениях) Российской Федерации, а также Союза ССР и республик в составе СССР, если иное не оговорено соответствующими межгосударственными соглашениями.

В силу абзаца первого пункта 1.3.1 Положения в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии прокурорским работникам, уволенным со службы в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", засчитывается на льготных условиях период службы (в том числе время нахождения в командировке) в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 22 августа 1994 г., N 17 (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1540).

Гражданин Белоусов В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими абзаца четвертого пункта 1.1, пункта 1.3, абзаца первого пункта 1.3.1 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 4, 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", поскольку не позволяют засчитывать в выслугу лет в льготном исчислении сотрудникам органов и организаций прокуратуры периоды прохождения службы в советское время, а также период прохождения службы после 31 декабря 1991 г. в Республике Кыргызстан во время происходившего там вооруженного конфликта.

Административный истец Белоусов В.А. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству юстиции Российской Федерации (поручение от 19 апреля 2017 г. N СП-П4-2435).

Представитель Правительства Российской Федерации Туганова Е.Ю. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Тугановой Е.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гашуниной Н.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пункту 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Таким законодательным актом является Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

Право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "а" статьи 13 названного Закона предоставляется лицам, имеющим на день увольнения со службы выслугу на службе в органах внутренних дел 20 лет и более.

В целях реализации прав граждан, проходивших службу в органах и учреждениях прокуратуры, на пенсионное обеспечение Положение определяет особенности исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины.

В пункте 1.1 Положения определены периоды службы, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии, к ним, в частности, отнесены периоды службы, приведенные в статье 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей". Таким образом, абзац четвертый пункта 1.1 Положения имеет отсылочный характер и не может рассматриваться как нарушающий права и законные интересы административного истца.

Включение в выслугу лет для назначения пенсий гражданам, проходившим службу в органах и учреждениях прокурорам периодов, не связанных со службой в органах и учреждениях прокуратуры, является льготой, позволяющей увеличивать выслугу для назначения пенсии.

Пункт 1.3 Положения соответствует названному Закону, статья 4 которого предусматривает, что пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших службу в других государствах, с которыми Российской Федерацией заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, имеющих необходимую выслугу на соответствующей службе, федеральный законодатель в статье 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" установил правило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.

Пункт 1.3.1 Положения предусматривает льготное исчисление периодов службы (в том числе нахождения в командировке) в условиях чрезвычайного положения в органах прокуратуры Российской Федерации, действовавших на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики, в составе объединенной следственно-оперативной группы и в Кавказской межрегиональной прокуратуре.

Доводы административного истца о том, что пункт 1.3.1 Положения должен распространяться, в том числе, на соответствующие периоды службы в Республике Кыргызстан, не основаны на законе.

Так, в отношении военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, которые привлекались для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, фактически участвовавших в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, льготное исчисление выслуги лет закреплено Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (статья 5).

Распространение на граждан, проходивших службу в органах и учреждениях прокуратуры, условий и норм пенсионного обеспечения, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, включая условия, касающиеся исчисления выслуги лет, само по себе не означает, что все периоды работы (службы), которые подлежат включению в выслугу лет при назначении пенсий лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, должны учитываться и при исчислении выслуги прокурорам.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

В удовлетворении административного искового заявления Белоусова В.А. о признании частично недействующими пунктов 1.1, 1.3, 1.3.1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. Романенков

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г. Иваненко

А.М. Назарова

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.040.030 Режим чрезвычайного положения (см. также 160.030.030), 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 060.020.110 Гарантии и компенсации, 060.020.180 Особенности регулирования труда (службы) отдельных категорий работников, государственных и муниципальных служащих (см. также 010.150.060, 020.020.000, 150.050.020), 070.040.030 Специальный трудовой стаж, 070.060.050 Пенсии за выслугу лет (см. также 150.130.060), 070.060.090 Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, 070.060.120 Назначение и выплата пенсии, 190.010.020 Система и организация прокуратуры, 190.010.060 Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры, 200.190.080 Иные вопросы, касающиеся вооруженных конфликтов

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать