Основная информация

Дата опубликования: 29 августа 1991г.
Номер документа: С9100700
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

&С9100700

&С9100700

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

П+О+С+Т+А+Н+О+В+Л+Е+Н+И+Е

от 29 августа 1991 г. N

2371-1

МОСКВА, КРЕМЛЬ

О СИТУАЦИИ, ВОЗНИКШЕЙ В

СТРАНЕ В СВЯЗИ С

ИМЕВШИМ МЕСТО

ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПЕРЕВОРОТОМ

В ночь с 18 на 19

августа 1991 года в СССР был совершен государственный переворот, организаторами

которого являлись члены неконституционно сформированного, так называемого

Государственного комитета по чрезвычайному положению: Вице-президент Янаев

Г.И., Премьер-министр СССР Павлов В.С., Председатель КГБ СССР Крючков В.А.,

Министр внутренних дел СССР Пуго Б.К., Министр обороны СССР Язов Д.Т., первый

заместитель Председателя Совета обороны СССР Бакланов О.Д., президент

Ассоциации государственных предприятий и объединений промышленности,

строительства, транспорта и связи СССР Тизяков А.И., председатель Крестьянского

союза СССР Стародубцев В.А.

Названный комитет

принял решение о введении режима чрезвычайного положения в ряде местностей

СССР. Тем самым были нарушены Конституция СССР и Закон СССР "О правовом

режиме чрезвычайного положения".

Создание

Государственного комитета по чрезвычайному положению и введение чрезвычайного

положения в отдельных районах СССР было активно поддержано Секретариатом ЦК

КПСС. Центральным Комитетам компартий, рескомам, крайкомам, обкомам КПСС было

рекомендовано в связи с введением чрезвычайного положения принять меры по

привлечению коммунистов для содействия и осуществления решений, принятых ГКЧП.

Принципиальная позиция

Президента РСФСР, Верховного Совета РСФСР и Правительства РСФСР, активные

действия миллионов людей по всей стране и мужество москвичей, поддержка

мирового сообщества позволили восстановить конституционную власть в стране.

Позиция, занятая

высшими органами государственной власти и управления СССР, способствовала

трагическому развитию событий. Президиум Верховного Совета СССР проявил в

критический для страны момент бездеятельность, а Председатель Верховного Совета

СССР - прямое попустительство группе заговорщиков, что выразилось в непринятии

им необходимых решений по отношению к незаконному ГКЧП. Не было принято решение

о немедленном созыве Президиума Верховного Совета СССР и сессии Верхоного

Совета СССР для рассмотрения сложившейся в стране ситуации. Этим фактически

подтверждалась правомочность ГКЧП, что не может расцениваться иначе, как политическое

соучастие в действиях заговорщиков. Заслуживает решительного осуждения также

бездеятельность Комитета Верховного Совета СССР по делам обороны и

безопасности. Не принял должных мер Комитет Верховного Совета СССР по

международным делам. Бездействовал и не оправдал своего назначения Комитет по

координации деятельности правоохранительных органов при Президенте СССР.

Прокуратура Союза ССР

не выполнила своего конституционного долга, не опротестовала создание ГКЧП и

принятые им решения. Руководство Прокуратуры Союза ССР присоединилось к

антиконституционному перевороту и дало указание всем прокурорам страны признать

незаконные действия ГКЧП.

Все это нанесло стране

большой политический и экономический ущерб, практически сорвало подписание

Союзного Договора, нарушило хрупкое равновесие, достигнутое между республиками.

В связи с

вышеизложенным Верховный Совет СССР п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+е+т:

1. Действия членов

ГКЧП, отстранивших законно избранного Президента СССР от исполнения

обязанностей и узурпировавших власть, оцениваются как государственный

переворот.

Создание ГКЧП и его

решения не имеют юридической силы с момента их принятия.

2. Признать

несовершенной структуру высших органов государственной власти и управления,

правоохранительных органов страны, а также сложившуюся практику подбора

Президентом СССР и дачи согласия на назначение Верховным Советом СССР

кандидатур на руководящие посты в государстве.

Внести в установленном

порядке необходимые изменения и дополнения в Конституцию СССР и другие

законодательные акты, определяющие правовой механизм защиты конституционного

строя, четкий порядок и процедуру назначения и смещения высших должностных лиц.

Признать утратившим

силу Закон СССР от 24 сентября 1990 года "О дополнительных мерах по

стабилизации экономической и общественно-политической жизни страны",

предоставляющий Президенту СССР дополнительные полномочия.

Предложить Президенту

СССР выступить с докладом о положении в стране на внеочередном Съезде народных

депутатов СССР.

3. Предложить

республикам на основе согласованной концепции Союзного Договора ускорить его

подписание с учетом новых предложений.

На основании нового

Союзного Договора разработать и принять избирательные законы, в соответствии с

которыми провести выборы представительных органов государственной власти Союза,

Президента СССР и Вице-президента СССР.

Республикам, как

изъявившим желание подписать Союзный Договор, так и не выразившим готовность к

его подписанию, предложить заключить договоры (соглашения) об экономическом,

валютно-финансовом сотрудничестве, обороне, экологической безопасности, защите

прав и свобод граждан независимо от их национальности.

Поручить Президенту

СССР совместно с республиками безотлагательно завершить разработку принципов

взаимодействия суверенных республик на общем экономическом пространстве с

созданием основных институтов рыночной экономики.

4. Образовать

парламентскую комиссию из народных депутатов СССР с приглашением представителей

республик по расследованию и политической оценке обстоятельств государственного

переворота 18-21 августа 1991 года.

5. Выразить недоверие

коллегии Прокуратуры Союза ССР.

Принять отставку

Генерального прокурора СССР Н.С. Трубина, поручив ему продолжить исполнение

обязанностей до решения внеочередного Съезда народных депутатов СССР.

6. Органам прокуратуры

обеспечить объективное расследование по факту совершения государственного

переворота, выявлению всех участников и привлечению их к ответственности в

соответствии с законом.

Пресекать

преследования граждан за их убеждения и принадлежность к политическим партиям и

движениям.

7. На основании

имеющихся сведений об участии руководящих органов КПСС в подготовке и

проведении государственного переворота 18-21 августа 1991 года приостановить

деятельность КПСС на всей территории СССР, поручив органам МВД обеспечить

сохранность ее материальных ценностей и архивов, а учреждениям банков

прекращение всех операций с денежными фондами КПСС.

Руководствуясь частью

второй статьи 3 Закона СССР "Об общественных объединениях", поручить

Прокуратуре Союза ССР проведение расследования данных об участии руководящих

органов КПСС в действиях по насильственному изменению конституционного строя и

при их доказанности передать материалы в Верховный Суд СССР.

8. Рекомендовать

Президенту СССР упразднить Комитет по координации деятельности

правоохранительных органов при Президенте СССР.

9. Возобновить работу

депутатской группы по подготовке концепции национальной безопасности СССР.

Рассмотреть в

кратчайший срок на сессии Верховного Совета СССР предложения по реорганизации

системы органов МВД СССР, КГБ СССР и Министерства обороны СССР с учетом

решений, принятых Верховными Советами республик после 19 августа 1991 года.

В месячный срок внести

на рассмотрение сессии Верховного Совета СССР необходимые изменения и

дополнения в Закон СССР "Об органах государственной безопасности в

СССР".

10. Предложить

внеочередному Съезду народных депутатов СССР провести обновление состава

Верховного Совета СССР.

Верховный Совет СССР

считает, что позиция народных депутатов СССР, членов Верховного Совета СССР

получит соответствующую оценку избирателей и Съезда в процессе обновления

состава Верховного Совета СССР и рекомендует народным депутатам СССР в течение

месяца провести отчеты перед избирателями в соответствии с Законом СССР "О

статусе народного депутата СССР".

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 500.000.000 500.000.000

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН СССР
№-348282098 от 30 августа 1991

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать