Основная информация

Дата опубликования: 08 декабря 2020г.
Номер документа: RU16000202001722
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 08.12.2020 № 1100

Об утверждении региональной программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2020 – 2023 годы»

В целях повышения уровня финансовой грамотности населения Республики Татарстан, создания системы финансового образования, во исполнение Договора о реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» от 24 июля 2014 года № 01-01-06/17-194, заключенного между Кабинетом Министров Республики Татарстан, Министерством финансов Российской Федерации и Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов, а также Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р, Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую региональную программу «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2020 – 2023 годы».

Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.08.2016 № 596 «Об утверждении региональной программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2016 – 2018 годы».

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Премьер-министр

Республики Татарстан

А.В.Песошин

Утверждена

постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от _______ 2020 № _______

Региональная программа

«Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2020 – 2023 годы»

Паспорт программы

Наименование программы

Региональная программа «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2020 – 2023 годы» (далее – Программа)

Основные разработчики и координаторы Программы

Министерство образования и науки Республики Татарстан, Отделение – Национальный банк по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации

Основания создания и реализации Программы

Договор о реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» от 24.07.2014 № 01-01-06/17-194, заключенный между Кабинетом Министров Республики Татарстан, Министерством финансов Российской Федерации и Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов, Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р

Цель Программы

Содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Республики Татарстан

Задачи Программы

Разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка.

Разработка и реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности населения Республики Татарстан.

Увеличение охвата и повышение качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий.

Реализация информационных кампаний по повышению финансовой грамотности населения Республики Татарстан

Сроки реализации Программы

2020 – 2023 годы

Объемы финансирования Программы с распределением по годам и источникам

Всего по Программе 27 030,4 тыс.рублей, из них:

средства федерального бюджета: 27 030,4 тыс.рублей, в том числе в 2020 г. – 27 030,4 тыс.рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов)

Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит к 2023 году достичь следующих показателей:

увеличение доли населения, прошедшего обучение по программам повышения финансовой грамотности, до 70 процентов;

увеличение доли представителей целевых групп, понимающих соотношение «риск-доходность» при выборе финансовых продуктов, до 60 процентов;

увеличение доли представителей целевых групп, понимающих важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, до 60 процентов;

увеличение доли представителей целевых групп населения, осведомленных об организациях, занимающихся защитой прав потребителей на финансовом рынке, до 60 процентов

Общие положения

Программа разработана в рамках исполнения Договора о реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию
финансового образования в Российской Федерации» от 24 июля 2014 года
№ 01-01-06/17-194, заключенного между Кабинетом Министров Республики Татарстан, Министерством финансов Российской Федерации и Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов, Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р, а также методическими рекомендациями по разработке региональных программ по повышению финансовой грамотности для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденными Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Министром финансов Российской Федерации А.Г.Силуановым, Председателем Центрального банка Российской Федерации Э.С.Набиуллиной 26 декабря 2019 года.

Финансовая грамотность – результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния[1]. К основным знаниям и навыкам относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченную жизнь в зрелом возрасте. Вместе с тем финансовая грамотность предполагает необходимость эффективного реагирования на постоянно изменяющиеся личные и внешние социально-экономические и политические обстоятельства.

Социально-экономическое развитие страны и ее регионов, в том числе Республики Татарстан, характеризуется динамичными процессами в различных секторах экономики и социальной сферы. При этом на устойчивость и сбалансированность развития общества, экономики и государственных институтов существенное влияние оказывает состояние финансовой грамотности населения и система финансового образования.

В целом по Российской Федерации уровень финансовой грамотности населения является невысоким[2].

Недостаточный уровень финансовой грамотности приводит к негативным последствиям для потребителей финансовых услуг, сдерживает развитие финансовых рынков, подрывает доверие к финансовым институтам и в целом к государственной политике в этой сфере, обуславливает дополнительную нагрузку на бюджет, приводит к снижению темпов экономического роста.

С точки зрения экономики в целом, недостаточный уровень знаний в области финансовых услуг означает низкую степень вовлечения широких слоев населения в их потребление, а значит, ограничивает уровень и качество сбережений и инвестиций, определяющих потенциал экономического роста.

Вместе с тем регионы, реализующие программы повышения финансовой грамотности населения, демонстрируют лучшую динамику показателей по сравнению с общероссийской, что подтверждается результатами исследований, проведенных в 2013, 2015 и 2019 годах[3]. Так, по регионам наблюдался опережающий рост доли опрошенных, верно понимающих соотношение «риск – доходность», и населения, откладывающего некоторую сумму на непредвиденные расходы. Увеличилась доля тех, кто перед оформлением кредитной услуги сравнивает условия в разных организациях, а также возросла доля граждан, знающих, куда обращаться при нарушении их прав в кредитных организациях или страховых компаниях.

По результатам исследований Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) по Республике Татарстан, индекс финансовой грамотности населения, состоящий из нескольких отдельных компонент-знаний в области финансов, навыков управления финансами и установок в отношении финансов, определен как «средний».[4]

Степень финансовой грамотности жителей субъектов Российской Федерации во многом определяется тремя важнейшими факторами – уровнем развития экономики и благосостоянием населения, возможностями региональной системы образования и уровнем развития финансового рынка региона.

Республика Татарстан по основным макроэкономическим показателям традиционно входит в число регионов-лидеров Российской Федерации. По итогам
2019 года по объему валового регионального продукта республика занимает 6 место среди субъектов Российской Федерации, сельскому хозяйству – 4, промышленному производству, строительству и вводу жилья – 5, инвестициям в основной капитал – 6, обороту розничной торговли – 7 место. При этом по каждому из данных показателей Республика Татарстан занимает лидирующую позицию в Приволжском федеральном округе.

По итогам 2019 года объем валового регионального продукта, по оценке, составил 2 584,3 млрд.рублей, темп роста – 101,0 процента в сопоставимых ценах к уровню 2018 года.

В структуре экономики наибольший удельный вес традиционно, по оценке, занимает промышленность – 48,0 процента (в том числе добыча полезных ископа- емых – 29,1 процента, обрабатывающие производства – 16,2 процента, обеспечение электрической энергией, газом, паром; кондиционирование воздуха – 2,3 процента, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 0,4 процента), оптовая и розничная торговля – 11,6 процента, строительство – 8,0 процента, сельское хозяйство – 6,1 процента.

Средняя начисленная заработная плата работающих на предприятиях и в организациях республики, включая субъекты малого предпринимательства, в 2019 году составила 37418,3 рубля (по Российской Федерации – 47 867,0) и увеличилась по сравнению с уровнем 2018 года на 6,4 процента (по Российской Федерации – на
9,5 процента). Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги, составила 102,2 процента (по Российской Федерации – 104,8 процента).

Республика Татарстан имеет развитый финансовый сектор, представленный всеми его сегментами (кредитные и страховые организации, микрофинансовые институты и другие). На территории республики работают около 500 участников финансового рынка.

Совокупные активы финансового сектора Республики Татарстан составляют более 870 млрд.рублей. Наибольший удельный вес по размеру активов занимают кредитные организации – 96, или 837,2 млрд.рублей.

Татарстан лидирует в Приволжском федеральном округе по большинству параметров деятельности кредитных организаций:

по общему количеству самостоятельных кредитных организаций (13 банков и
2 НКО) – третье место в России после г.г.Москвы и Санкт-Петербурга;

по числу крупных банков, зарегистрированный уставный капитал которых составляет более 1 млрд.рублей, – первое место.

По показателю насыщенности пунктами банковского обслуживания в расчете на 1 млн.жителей (275 учреждений) республика по-прежнему превосходит уровень в целом по Приволжскому федеральному округу (230) и по Российской Федерации (209) среди регионов с численностью населения более 1 млн.жителей.

Общее количество кредитных организаций, работающих в республике, на 01.01.2020 составляет 70 единиц, в том числе 15 самостоятельных кредитных организаций, 5 филиалов инорегиональных банков, 50 структурных подразделений инорегиональных банков, не имеющих филиалов в Республике Татарстан.

Кредитный портфель республиканских заемщиков перед всеми банковскими структурами, включая инорегиональные, на 01.01.2020 составил 1 071,8 млрд.рублей, что на 2,4 процента меньше, чем на аналогичную дату прошлого года.

Задолженность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей республики также снизилась на 14,7 процента и составила 603,1 млрд.рублей. Задолженность субъектов малого и среднего предпринимательства снизилась на 2,0 процента и составила 125,0 млрд.рублей.

Кредитный портфель физических лиц республики на 01.01.2020 составил
468,8 млрд.рублей, увеличившись за год на 19,8 процента. В частности, по потребительским кредитам – 256,2 млрд.рублей, за год произошел рост на 21,1 процента, по ипотечным кредитам – 212,5 млрд.рублей, рост на 18,2 процента. При этом величина просроченной задолженности по кредитам физических лиц за год сократилась на
1,4 процента и составила 15,2 млрд.рублей.

Совокупный размер средств клиентов, привлеченных на территории Республики Татарстан всеми банковскими структурами, включая инорегиональные, на 01.01.2020 составил 1 293,4 млрд.рублей, увеличившись за год на 6,0 процента. Из них размер вкладов населения составил 622,0 млрд.рублей, увеличившись за год на 7,8 процента.

Рост реальных доходов населения вместе с ростом объема вкладов физических лиц в кредитных организациях свидетельствует о доверии граждан банковской системе республики, о стремлении к сохранению и приумножению своих доходов.

По уровню развития платежных сервисов Татарстан относится к регионам-лидерам. Общее количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями на территории Республики Татарстан, на 01.01.2020 составило 7,5 миллиона единиц, прирост за 2019 год составил 6 процентов, или 431 тысяча карт, из которых
6,1 миллиона эмитировано инорегиональными кредитными организациями (или 81 процент от общего количества карт, эмитированных на территории региона). Доля активных карт в IV квартале 2019 года составила 68 процентов при 66 процентах в аналогичном периоде 2018 года, что говорит не только о выпуске новых карт, но и об их фактическом использовании в платежном обороте.

За 2019 год на территории Республики Татарстан совершено 562 миллиона операций по оплате товаров и услуг с использованием платежных карт эмитентов – резидентов и нерезидентов на общую сумму 454 млрд.рублей при 394 миллионах операций на сумму 359 млрд.рублей годом ранее, что говорит о более активном использовании банковских карт на территории региона при совершении операций по оплате товаров и услуг.

На увеличение объема безналичных платежей, совершаемых с использованием платежных карт, значительное влияние оказывает динамично развивающаяся инфраструктура по приему их к оплате в торгово-сервисной сети. За 2019 год количество электронных терминалов в торговых точках выросло на 18 процентов до 76 тысяч единиц. Высокие темпы роста количества устройств, которые могут быть использованы для безналичной оплаты товаров и услуг, свидетельствуют о достижении принципа шаговой доступности платежной инфраструктуры для большей части населения республики.

По уровню развития системы страхования на протяжении последних лет Республика Татарстан является лидером в Приволжском федеральном округе, в частности, по объемам страховых выплат, премий и количеству заключенных договоров. В Республике Татарстан функционирует 91 страховая компания, в том числе 9 самостоятельных региональных страховых организаций.

Совокупная стоимость активов самостоятельных страховых организаций Республики Татарстан на 01.01.2020 составляет 14,89 млрд.рублей, величина капитала – 6,8 млрд.рублей, совокупные страховые резервы – 4,24 млрд.рублей.

На территории Республики Татарстан осуществляют деятельность более
200 микрофинансовых институтов, в том числе 41 микрофинансовая организация,
2 жилищных накопительных кооператива, 81 кредитный и сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив, 78 ломбардов.

Кроме того, в республике зарегистрированы 11 профессиональных участников рынка ценных бумаг, имеющих брокерские, дилерские лицензии, депозитарные лицензии, лицензии на ведение реестра владельцев ценных бумаг, лицензии на управление ценными бумагами.

Общие данные о Республике Татарстан представлены в приложении № 1 к Программе.

Приведенные показатели развития свидетельствуют о широком использовании жителями республики различных финансовых инструментов. Кроме того, на протяжении последних лет на рынке финансовых услуг наблюдается активное внедрение новых цифровых технологий и альтернативных финансовых инструментов, в том числе индивидуальных инвестиционных счетов, Единой биометрической системы, Системы быстрых платежей и др. В этой связи увеличилась потребность в наличии знаний о продуктах финансового рынка и навыков их грамотного использования, в том числе оценки соответствующих рисков.

В июле 2014 года Правительство Республики Татарстан, Министерство финансов Российской Федерации, Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов подписали Договор о реализации федерального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (далее – Договор). С этого момента Республика Татарстан вошла в число 9 пилотных регионов – участников данного проекта.

В целях исполнения Договора постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.08.2016 № 596 утверждена региональная программа «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2016 – 2018 годы» (далее – региональная программа). Основным органом-исполнителем, координатором региональной программы выступило Министерство образования и науки Республики Татарстан при участии профильных органов исполнительной власти республики (Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан, и другие), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан и образовательных организаций.

Ключевыми участниками мероприятий региональной программы выступили обучающиеся и преподаватели образовательных организаций.

При поддержке Министерства финансов Российской Федерации в рамках региональной программы в республике начали деятельность следующие методические центры:

Региональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования при Казанском (Приволжском) федеральном университете. За время реализации региональной программы центром подготовлены 1 800 педагогов общего и среднего профессионального образования для Республики Татарстан и ближайших регионов, внедряющих в образовательный процесс учебные программы по обучению финансовой грамотности. Курсы повышения квалификации были проведены во всех муниципальных образованиях Республики Татарстан;

Региональный консультационно-методический центр по финансовой грамотности взрослого населения. Подготовлены 600 консультантов (тьюторов) в вопросах финансового просвещения из числа сотрудников органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, преподавателей образовательных организаций высшего образования;

Региональное представительство Федерального сетевого методического центра для повышения квалификации преподавателей вузов. На базе данного центра за время действия региональной программы повысили квалификацию 170 преподавателей образовательных организаций высшего образования, расположенных в Республике Татарстан, реализующих дисциплины по финансовой грамотности.

Также по итогам конкурсов отобраны исполнители мероприятий с федеральным финансированием, в том числе:

информационно-игрового курса в формате «играй и учись» для дошкольников (5 – 6 лет) и младших школьников (7 – 10 лет). Исполнитель – общество с ограниченной ответственностью «МастерСити» совместно с муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 99» Московского района г.Казани. В 2020 году не менее 1 000 детей, проживающих в Республике Татарстан (80 процентов – дети младшего школьного возраста, 20 процентов – дети дошкольного возраста), пройдут обучение основам финансовой грамотности;

образовательного курса для переселившихся в Республику Татарстан из других стран, имеющих российское гражданство или являющихся соискателями гражданства Российской Федерации. Образовательный курс объемом 24 академических часа реализован Университетом управления «ТИСБИ». Слушателями стали около 500 сотрудников предприятий и организаций сферы строительства, транспортного хозяйства, промышленности, образования и других;

образовательного курса по финансовой грамотности на родном (татарском) языке обучения для граждан пенсионного возраста, проживающих в сельской местности, в повседневной жизни использующих преимущественно татарский язык. Мероприятие реализует федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет». В 2020 году обучение пройдут не менее 1000 граждан пожилого возраста;

образовательного курса по финансовой грамотности для военнослужащих и граждан, уволенных в запас. Образовательный курс реализует федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет». В 2020 году обучение пройдут не менее 1 000 военнослужащих и граждан, уволенных в запас (80 процентов – действующие военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов; 20 процентов – военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, уволенные в запас);

электронный образовательный курс по финансовой грамотности для всех групп населения республики, разработанный федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им.А.Н.Туполева – КАИ» при участии веб-компании «Евразийские технологии». Образовательный курс направлен на формирование интереса и мотивации населения Республики Татарстан к эффективному управлению личными финансами и ответственной позиции по отношению к личному финансовому благополучию, развитие навыков принятия решений в области ведения бюджета. Содержание курса включает широкий ряд вопросов, в том числе планирование личного и семейного бюджета, составление личного финансового плана, программы страхования, пенсионное планирование, создание бизнеса, а также учит, как избежать мошенничества на финансовых рынках, и другие. Курс реализуется в дистанционной форме, размещен на сайте http://fg.eatek.ru/.

В рамках реализации региональной программы организовано взаимодействие с Отделением – Национальным банком по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации.

Министерством образования и науки Республики Татарстан и Отделением – Национальным банком по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации в 2017 году утвержден перечень мероприятий в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Республике Татарстан на 2017 – 2021 годы.

Одним из популярных проектов в рамках сотрудничества, стал проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности». Проект организован Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе Банка России.

При проведении Всероссийского онлайн-зачета по финансовой грамотности в 2019 году наибольшую активность продемонстрировала Республика Татарстан.

Помимо этого, республика вошла в число регионов, которым в 2019 году на безвозмездной основе предоставлены 9 500 учебно-методических комплектов (548 500 учебников) для обучающихся общеобразовательных организаций. В
2020 году планируется получить дополнительно 4 410 учебно-методических комплектов для учащихся младших классов общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, детских домов.

В таблице 1 представлена информация о достижении целевых индикаторов по ключевым мероприятиям региональной программы.

Таблица 1

Показатели изменения уровня финансовой грамотности населения

в результате реализации Программы

(процентов)



п/п

Наименование

индикатора

2016

2017

2018

2019

план

факт

план

факт

план

факт

факт

Доля лиц, прошедших обучение по программам повышения финансовой грамотности

30

25

40

39

50

47

53

Доля пользователей электронных услуг в платежных системах

30

30

45

34

55

42,7

48,2

Доля представителей целевых групп населения региона, понимающих соотношение «риск-доходность» при выборе финансовых продуктов

30

33

40

41

50

45

50

Доля представителей целевых групп населения региона, понимающих важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций

25

29

32

36

40

40

40

Доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих альтернативные предложения перед взятием кредита

30

30

40

38

50

59

55

Доля представителей целевых групп, понимающих возможности материального обеспечения после выхода на пенсию

28

32

38

37

50

44

50

Доля представителей целевых групп населения, знающих о том, какие действия административного и юридического характера нужно предпринимать в случае нарушения их прав потребителя со стороны финансовых организаций

30

33

35

40

40

40

48

Благодаря участию Республики Татарстан в федеральном проекте по повышению финансовой грамотности и региональной программе в республике систематизирована работа по активному проведению в течение учебного года просветительских мероприятий по вопросам развития финансового образования, обучающиеся активно и успешно участвуют во всероссийских проектах, таких как Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи (в 2017, 2018 годах Республика Татарстан входила в число регионов-лидеров по количеству участников), Всероссийская неделя сбережений для взрослого населения, проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности», Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности и другие.

Вместе с тем уровень финансовой грамотности в Республике Татарстан остается достаточно низким и требует долговременной систематической работы всех заинтересованных сторон.

Основные цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы. Индикаторы оценки результатов Программы

Цель Программы – содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимых условий повышения уровня и качества жизни населения Республики Татарстан.

Для достижения цели в Программе поставлены следующие задачи:

разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка;

разработка и реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности населения Республики Татарстан;

повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий;

реализация информационных кампаний по повышению финансовой грамотности населения Республики Татарстан.

Программа направлена на увеличение доли населения, охваченного финансовым образованием.

Обучающиеся образовательных организаций. Обучающиеся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в среднесрочной и ближайшей перспективе станут экономически активной частью населения и, соответственно, столкнутся с проблемой принятия решений в области личных финансов и с личной ответственностью за результаты принятых решений. Данная целевая группа должна быть наиболее подготовлена к грамотному и эффективному финансовому поведению на рынке, управлению личными финансами, свободно ориентироваться в широком спектре финансовых услуг с минимальными рисками финансовых потерь.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Группа рассматривается как одна из наиболее важных ввиду того, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, часто переживают последствия различных психологических травм и могут иметь серьезные проблемы эмоционального и личностного становления. Формирование основ грамотного финансового поведения, умение распоряжаться личными финансами, минимизирование потерь и коммуникаций с недобросовестными участниками финансового рынка позволят данной группе быть более адаптированной, готовой к взаимодействию с внешней средой (в том числе финансовой) после выхода из специализированных учреждений и научиться распоряжаться финансами уже в более взрослом возрасте.

Работающие граждане. Группа считается перспективной с точки зрения важности получения знаний в сфере кредитования и эффективных способов накопления инвестиционных ресурсов, управления личными финансами, принятия грамотных управленческих решений с точки зрения минимизации рисков финансовых потерь.

Безработные. Потребность группы в знаниях в сфере финансовых услуг определяется статусом группы. Получение финансовых знаний может стать одним из путей решения проблемы занятости как в сфере создания собственного бизнеса, так и в выборе направлений по схеме наемного труда.

Пенсионеры. Группа характеризуется в основном незначительными сбережениями, но существенными для ее благополучия. Данная группа в наибольшей степени не приспособлена к условиям меняющегося рынка, является наименее грамотной и наименее способной к обучению, при этом неверные решения относительно использования личного бюджета наиболее болезненно сказываются на жизненном уровне ее представителей. Программа направлена на повышение финансовой безопасности представителей данной группы. Кроме этого, данная группа потенциально рассматривается в качестве наиболее активного пользователя единой универсальной электронной карты, а также является наиболее подверженной мошенническим действиям.

Субъекты малого и среднего предпринимательства. Группа характеризуется как одна из важнейших для экономики каждого региона и страны. Лишь 26,1 процента в структуре валового регионального продукта пришлось на долю малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан в 2019 году. Ввиду целевого ориентира в
32,5 процента объема ВВП, который необходимо достигнуть Правительству Российской Федерации к концу 2024 года в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», формирование у данной группы грамотного финансового поведения становится одной из приоритетных задач. Формирование у субъектов малого и среднего предпринимательства комплексного представления о существующих инструментах финансирования своей деятельности в условиях роста ассортимента финансовых продуктов, каналов и институтов их предоставления, возможностях получения государственной поддержки будет способствовать развитию финансовой дисциплины и эффективному распоряжению ресурсами в целях поддержания деятельности и расширенного воспроизводства.

Представители средств массовой информации. Важность повышения финансовой грамотности группы определяется ролью средств массовой информации на всех этапах реализации Программы как одного из основных информационных ресурсов в составе информационной кампании по повышению финансовой грамотности.

В соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы оценка результатов реализации Программы будет осуществляться на основе индикаторов, позволяющих оценить следующие показатели:

увеличение доли населения, прошедшего обучение по программам повышения финансовой грамотности;

увеличение доли представителей целевых групп, понимающих соотношение «риск-доходность» при выборе финансовых продуктов;

увеличение доли представителей целевых групп, понимающих важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

увеличение доли безналичных операций;

увеличение доли представителей целевых групп населения, осведомленных об организациях, занимающихся защитой прав потребителей на финансовом рынке и знающих о том, какие действия административного и юридического характера нужно предпринимать в случае нарушения их прав.

Значения для показателей, приведенных в таблице, определяются по итогам социологических исследований, проводимых в рамках реализации Программы (таб-лица 2).

Таблица 2

Показатели изменения уровня финансовой грамотности населения

в результате реализации Программы

(процентов)



п/п

Наименование показателя

2020

2021

2022

2023

1

2

3

4

5

6

Темп роста количества участников программ повышения уровня финансовой грамотности относительно показателей 2019 года

5

10

15

20

Доля безналичного торгового оборота, процентов

50

53

55

60

Доля представителей целевых групп, понимающих соотношение «риск-доходность» при выборе финансовых продуктов, процентов

52

55

58

60

Доля представителей целевых групп, понимающих важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, процентов

50

55

58

60

Доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих перед взятием кредита альтернативные предложения, процентов

56

58

60

60

6.

Доля представителей целевых групп, осведомленных об организациях, занимающихся защитой прав потребителей на финансовом рынке, процентов

50

55

58

60

Перечень планируемых к проведению мероприятий и индикаторы оценки результатов их реализации представлены в приложении № 2 к Программе.

Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Объемы бюджетных ассигнований Программы составят 27 030,4 тыс.рублей, из них средства федерального бюджета – 27 030,4 тыс.рублей, в том числе в 2020 году – 27 030,4 тыс.рублей.

Механизм реализации Программы

Основным органом – исполнителем и координатором реализации мероприятий Программы является Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Исполнителями Программы также выступают Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство цифрового развития го-сударственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан, Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа», Отделение – Национальный банк по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, образовательные организации и другие заинтересованные организации.

Реализация Программы на территории Республики Татарстан будет осущест-вляться при контроле со стороны Координационного совета по повышению финансовой грамотности населения Республики Татарстан (далее – Координационный совет). Положение и состав Координационного совета утверждены распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2020 № 1147-р. Координационный совет выступит совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие и согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, иных заинтересованных организаций и лиц в целях повышения уровня финансовой грамотности населения Республики Татарстан. Координационный совет вносит предложения об уточнении и изменении в случае необходимости перечня мероприятий Программы.

Эффективной реализации Программы, созданию институциональной базы, выработке идеологической основы в вопросах финансовой грамотности, финансового образования и защиты прав потребителей будет способствовать Экспертный совет, образованный при Координационном совете. Состав Экспертного совета утвержден протоколом заседания Координационного совета от 11 августа 2020 года № пр-43/20.

Экспертный совет участвует в подготовке обучающих программ и оценке технических заданий, оценке качества отчетных материалов по реализации мероприятий Программы.

Исполнители Программы в целях достижения показателей результатов и реализации мероприятий Программы:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов Республики Татарстан, ведомственных актов, планов, необходимых для реализации мероприятий Программы;

разрабатывают конкретные предложения по повышению эффективности реализации мероприятий Программы и максимальному достижению целевых индикаторов Программы;

содействуют внедрению образовательных программ по финансовой грамотности в образовательный процесс на всех уровнях системы образования, а также созданию необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества;

реализуют программы и проводят мероприятия по повышению финансовой грамотности и развитию у населения, субъектов малого и среднего предпринимательства навыков использования знаний;

повышают уровень доступности для населения информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе в сельской местности, малых городах и труднодоступных населенных пунктах;

способствуют развитию кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки работников органов государственной власти в сфере образования, педагогических работников, а также повышение качества подготовки специалистов в сфере образования с учетом потребностей Республики Татарстан;

участвуют и (или) поддерживают мероприятия в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, проводимых на федеральном уровне;

обеспечивают информирование населения по вопросам финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, информационную поддержку реализации Программы;

организуют работу по реализации Программы в структурных подразделениях и подведомственных организациях, обеспечивают взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Татарстан по вопросам реализации Программы;

осуществляют взаимодействие и поддержку волонтеров финансового просвещения, волонтерских центров, в том числе работающих на базе общеобразовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования;

организуют мониторинг уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения;

по запросу Министерства образования и науки Республики Татарстан представляют отчетные сведения о реализации мероприятий Программы.

V. Анализ рисков и описание мер управления рисками реализации Программы

На реализацию Программы могут повлиять как внешние, так и внутренние риски, при наступлении которых могут быть не достигнуты запланированные показатели роста уровня повышения финансовой грамотности населения Республики Татарстан.

К внешним рискам относятся риски, воздействующие на конечные результаты Программы:

неблагоприятные экономические условия, рост социальной напряженности;

системные сбои на рынке кредитно-финансовых услуг;

нарушение сроков принятия необходимых нормативных правовых актов для обеспечения реализации Программы;

транспортная удаленность административных центров муниципальных районов Республики Татарстан, низкая степень доступности услуг финансовых консультантов в сельской местности, малых городах и труднодоступных населенных пунктах.

Особое место в системе внешних рисков занимают социальные риски, связанные с сопротивлением общественности предлагаемым нововведениям в связи с недостаточной информированностью и освещением в средствах массовой информации, в том числе:

непонимание и невосприятие тематики Программы целевыми группами;

низкая заинтересованность населения в повышении уровня финансовой грамотности;

недостаточность ресурсного обеспечения мероприятий Программы.

Минимизация перечисленных рисков возможна за счет:

учета возрастных и психолого-педагогических особенностей целевых групп при проведении мероприятий Программы;

презентации Программы на региональных и муниципальных мероприятиях (конференциях, семинарах, выставках);

широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач, механизмов реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности, а также публичного освещения, в том числе с привлечением средств массовой информации, хода и результатов реализации Программы.

К внутренним рискам относятся организационные и управленческие риски, воздействующие на реализацию Программы:

недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Программы;

слабая мотивация участников реализации Программы по выполнению задач Программы;

недостаточный уровень квалификации кадрового обеспечения мероприятий Программы;

слабая координация деятельности между исполнителями Программы, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части обеспечения методической поддержки;

отставание от сроков реализации мероприятий.

Риски данной группы поддаются управлению и могут быть существенно снижены за счет принятия соответствующих мер:

создания Координационного совета, Экспертного совета;

отбора участников Программы, обладающих опытом и соответствующими компетенциями, в том числе межведомственного взаимодействия;

привлечения широкого круга участников, включая государственные, коммерческие, образовательные и научные учреждения, некоммерческие организации, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеров и иных участников, заинтересованных в достижении целей Программы;

использования лучших практик (в том числе разработанных в рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации (интернет-ресурс https://www.vashifinancy.ru), а также разработанных Банком России (интернет-ресурс https://www.fincult.info) и другими участниками реализации мероприятий Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы) и поддержки частных и общественных инициатив по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;

обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации Программы, а также корректировки Программы на основе данных мониторинга.

Приложение № 1

к региональной программе «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2020 – 2023 годы»

Общие данные о Республике Татарстан

Наименование региона: Республика Татарстан

Численность населения в регионе, тысяч человек, в том числе:

Всего в регионе

3 902,6[5]

Учащиеся общеобразовательных организаций

433,5

Обучающиеся профессиональных образовательных организаций

71,1

Обучающиеся образовательных организаций высшего образования

143,9

Население в возрасте 30 – 49 лет

1 139,2

Пенсионеры

1 146,8

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов:[6]

ниже величины прожиточного минимума, тыс.человек

274,43

в процентах от общей численности населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц, рублей:

до 7 000,0

3,8

7 000,1 – 10 000,0

6,1

10 000,1 – 14 000,0

10,4

14 000,1 – 19 000,0

13,6

19 000,1 – 27 000,0

18,6

27 000,1 – 45 000,0

25,1

45 000,1 – 60 000,0

9,9

свыше 60 000,0

12,5

Количество муниципальных образований (районов, городских округов), единиц

45

Количество образовательных организаций всех уровней в регионе, в том числе:

дошкольных образовательных организаций

2 016

общеобразовательных организаций

1402

профессиональных образовательных организаций, включая филиалы

96

образовательных организаций высшего образования, включая филиалы

44

Приложение № 2

к региональной программе «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2020 – 2023 годы»

Цель, задачи, индикаторы оценки результатов и финансирование по мероприятиям

региональной программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения

и развитие финансового образования в Республике Татарстан на 2020 – 2023 годы»



Цель, задача,

мероприятие

Наименование индикатора

Объем финансирования по источникам, тыс.рублей

Значения индикаторов

Основные исполнители

уровни бюджета

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

всего,

в том числе

27 030,4

-

-

-

-

-

-

-

федеральный бюджет

27 030,4

-

-

-

-

-

-

-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Цель: Содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Республики Татарстан

Задача 1: Разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка

1.1.

Организация деятельности Координационного совета программы

Количество заседаний Координационного совета программы, проведенных за отчетный период, единиц

-

-

-

-

-

1

1

1

1

МОиН РТ, Отделение – НБ РТ (по согласованию)

Задача 2: Разработка и реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности населения Республики Татарстан

2.1.

Реализация образова-тельных программ по финансовой грамотности для смешанной целевой аудитории

Темп роста количества участников программ повышения уровня финансовой грамотности относительно показателей 2019 года, процентов

в рамках текущей деятельности

5

10

15

20

МОиН РТ, Отделение – НБ РТ (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию)

Доля представителей целевых групп, понимающих важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций

50

55

58

60

Доля представителей целевых групп, понимающих соотношение «риск – доходность» при выборе финансовых продуктов

52

55

58

60

Доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих перед взятием кредита альтернативные предложения, процентов

56

58

60

60

Доля представителей целевых групп, осведомленных об организациях, занимающихся защитой прав потребителей на финансовом рынке, процентов

50

55

58

60

2.2.

Реализация образовательных программ по финансовой грамотности в общеобразовательных организациях

Доля учащихся общеобразовательных организаций, охваченных мероприятиями программы, процентов

в рамках текущей деятельности

55

65

70

75

МОиН РТ, Отделение – НБ РТ (по согласованию)

2.3.

Реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях

Доля обучающихся профессиональных образовательных организаций, охваченных мероприятиями программы, процентов

в рамках текущей деятельности

45

50

55

60

МОиН РТ, Отделение – НБ РТ (по согласованию)

2.4.

Реализация образовательных программ по финансовой грамотности в образовательных организациях высшего образования

Доля обучающихся образовательных организаций высшего образования, охваченных мероприятиями программы, процентов

в рамках текущей деятельности

45

50

55

60

МОиН РТ, Отделение – НБ РТ (по согласованию)

2.5.

Проведение информационных и консультационных мероприятий среди членов трудовых коллективов

Количество работников трудовых коллективов-слушателей информационных и консультационных мероприятий, человек

в рамках текущей деятельности

30 000

30 100

30 300

30 500

Отделение ПФ по РТ (по согласованию), территориальные органы Отделения ПФ по РТ (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию), Отделение – НБ РТ (по согласованию)

2.6.

Проведение в образовательных организациях викторин, олимпиад, творческих конкурсов, деловых игр, направленных на формирование ответственного распоряжения личными и семейными финансами

Количество проведенных викторин, олимпиад, творческих конкурсов, деловых игр, единиц

в рамках текущей деятельности

5

10

10

15

МОиН РТ, Отделение – НБ РТ (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию)

2.7.

Проведение тематических занятий в детских летних лагерях

Количество участников, человек

в рамках текущей деятельности

50

100

100

100

2.8.

Организация семинаров, «круглых столов» и других мероприятий в целях обмена опытом проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности

Количество проведенных семинаров, «круглых столов» и др., единиц

в рамках текущей деятельности

5

8

10

10

МОиН РТ, образовательные организации

2.9.

Разработка, апробация и реализация образовательного курса по финансовой грамотности для населения пенсионного возраста на татарском языке

Количество лиц пенсионного возраста, прошедших обучение, человек

федеральный бюджет

5 021,0

-

-

-

1 000

-

-

-

КФУ (по согласованию), МОиН РТ

2.10.

Разработка, апробация и реализация образовательного курса по финансовой грамотности для военнослужащих, проходящих службу на территории Республики Татарстан

Количество военнослужащих, проходящих службу на территории Республики Татарстан, прошедших обучение, человек

федеральный бюджет

5 461,0

-

-

-

1 000

-

-

-

КФУ (по согласованию), МОиН РТ

2.1.1.

Создание, апробация и реализация образовательного курса по финансовой грамотности для граждан, переселившихся в Республику Татарстан

Количество переселившихся в Республику Татарстан граждан, прошедших обучение, человек

федеральный бюджет

8 232,6

-

-

-

500

-

-

-

ТИСБИ (по согласованию), МОиН РТ

Задача 3: Повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий

3.1.

Реализация проекта «Школьная карта», призванного дать школьникам навыки проведения расчетов с помощью банковских карт

Доля образовательных организаций, охваченных проектом «Школьная карта», процентов

в рамках текущей деятельности

7,4

7,4

7,4

7,4

Минцифра РТ,

ЦИТ РТ,

МОиН РТ,

ОАО «АК-

БАРС

БАНК»

(по согласованию)

3.2.

Разработка, апробация и реализация информационно-игрового курса по финансовой грамотности для детей дошкольного и младшего школьного возрастов

Количество детей дошкольного и младшего школьного возрастов, прошедших обучение, человек

федеральный бюджет

4 481,6

-

-

-

1 000

-

-

-

ООО «МастерСити» (по согласованию), МОиН РТ

3.3.

Проведение онлайн-уроков финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных организаций, студентов профессиональных образовательных организаций, воспитанников детских домов

Количество проведенных онлайн-уроков, единиц

в рамках текущей деятельности

15

15

15

15

Отделение – НБ РТ (по согласованию), МОиН РТ

3.4.

Разработка и реализация электронного образовательного курса по финансовой грамотности для населения Республики Татарстан

Количество жителей Республики Татарстан, прошедших обучение, человек

федеральный бюджет

3 834,2

-

-

-

1 000

-

-

-

ООО «Евразийские технологии» (по согласованию), КАИ (по согласованию)

3.5.

Реализация информационных кампаний, на-правленных на повышение финансовой грамотности жителей Республики Татарстан в вопросе осуществления безналичных расчетов

Доля безналичного торгового оборота от общего торгового оборота, процентов

в рамках текущей деятельности

50

53

55

60

Отделение – НБ РТ (по согласованию), МОиН РТ

Задача 4: Реализация информационных кампаний по повышению финансовой грамотности населения Республики Татарстан

4.1.

Ведение региональной страницы на федеральном веб-портале по финансовой грамотности

Количество загруженных материалов, единиц

в рамках текущей деятельности

30

50

80

80

МОиН РТ

4.2.

Организация деятельности «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей

Количество проведенных консультаций по вопросам защиты прав потребителей, единиц

в рамках текущей деятельности

300

300

300

300

Управление Роспотребнадзора по РТ (по согласованию)

4.3.

Проведение «прямых эфиров», Дней открытых дверей по вопросам планирования личных финансов и защиты прав в финансовой сфере, а также специализированных выставок банковских и других финансовых услуг

Количество мероприятий, направленных на повышение доступности информации и упрощение процедур взаимодействия с ведомствами и финансовыми организациями, единиц

в рамках текущей деятельности

5

10

10

10

Татмедиа, МОиН РТ, Отделение – НБ РТ (по согласованию)

Список использованных сокращений:

КАИ – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им.А.Н.Туполева – КАИ»;

КФУ – федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»;

Минцифра РТ – Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан;

МОиН РТ – Министерство образования и науки Республики Татарстан;

Отделение – НБ РТ – Отделение – Национальный банк по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации;

Отделение ПФ по РТ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан;

Татмедиа – Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа»;

ТИСБИ – учреждение высшего образования «Университет управления «ТИСБИ»;

Управление Роспотребнадзора по РТ – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан);

ЦИТ РТ – государственное унитарное предприятие «Центр информационных технологий Республики Татарстан».

________________________________________________

[1]В соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р.

[2]По данным Индекса финансовой грамотности населения Национальной ассоциации финансовых исследований (НАФИ), в 2018 году значение индекса России составило 12,12 балла при возможном максимуме 21. По этому показателю Россия занимает 9 место среди стран G20 («Большой двадцатки»).

[3]В 2015 и 2019 годах оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ, в 2013 году – ЗАО «Демоскоп».

[4]В соответствии с данными рейтинга финансовой грамотности регионов России 2018 сайта vashifinancy.ru, по индексу финансовой грамотности Татарстан имеет общий индекс «С» – Средний (ранги с 34 по 52).

[5]По данным на 01.01.2020.

[6]По итогам 2018 г. в соответствии с докладом «Социально-экономическое положение Республики Татарстан за январь – декабрь 2019 г.».

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 18.12.2020
Рубрики правового классификатора: 010.150.010 Общие положения, 160.040.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать