Основная информация

Дата опубликования: 25 ноября 2020г.
Номер документа: RU03004005202000147
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Башкортостан
Принявший орган: Администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом по осуществлению муниципального лесного контроля на территории муниципального района

Администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 ноября 2020 года № 1276

Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом по осуществлению муниципального контроля на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Во исполнение подпунктов 1.2.1., 1.2.2. пункта 1 раздела IV Протокола методического семинара-совещания по развитию муниципальных услуг и совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Республике Башкортостан от 03.07.2020 Администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить руководство по соблюдению обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан согласно приложению №1.

2. Утвердить руководство по соблюдению обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом по осуществлению муниципального лесного контроля на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан согласно приложению №2.

3. Утвердить руководство по соблюдению обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан согласно приложению №3.

4. Утвердить руководство по соблюдению обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан согласно приложению №4.

5. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте муниципального района Бирский район Республики Башкортостан.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан Чернышенко Я.Н.

Глава администрации

А.В. Талалов

Приложение №1

к постановлению администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

от «25» ноября 2020 г. № 1276

Руководство по соблюдению обязательных требований земельного законодательства, предъявляемых при проведении мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее – Земельный кодекс) земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. В свою очередь, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Обязанности правообладателей земельных участков

Согласно статье 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

- выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.

Возникновение прав на земельный участок

В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

При переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;

2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса;

3) отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение.

Переоформление прав на земельный участок

Юридические лица, за исключением органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных); казенных предприятий, центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными Земельным кодексом Российской Федерации.

Юридические лица должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2016 года.

Переоформление права на земельный участок включает в себя:

- подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве, предусмотренном Кодексом, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования;

- принятие решения уполномоченным органом о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;

- государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Платность использования земли

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются Земельным кодексом, федеральными законами, республиканскими законами, муниципальными нормативными правовыми актами.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

В соответствии с действующим градостроительным и земельным законодательством, муниципальными правовыми актами утверждены Правила землепользования и застройки, включающие в себя градостроительные регламенты. Градостроительным регламентом определяются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

С целью соблюдения требований земельного законодательства лицу, заинтересованному в изменении вида разрешенного использования земельного участка, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в орган регистрации прав.

Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель

Главой XIII Земельного кодекса установлено, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда.

Контроль соблюдения требований земельного законодательства и применение мер ответственности за нарушение таких требований осуществляется в строгом соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Конституцией Российской Федерации;

- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Земельным кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- иными нормативными правовыми актами.

Действия должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля, по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению таких нарушений

Должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, проводится следующая работа по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению таких нарушений:

1) Проведение консультативной работы с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, направленной на предотвращение нарушений земельного законодательства;

2) Проведение ежегодного анализа и оценки эффективности муниципального земельного контроля;

3) Размещение перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении муниципального земельного контроля на официальном сайте администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан.

Управляющий делами

О.В. Князева

Приложение №2

к постановлению администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

от «25» ноября 2020 г. № 1276

Руководство по соблюдению обязательных требований

земельного законодательства, предъявляемых при проведении мероприятий по осуществлению муниципального лесного контроля на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Настоящее руководство по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального лесного контроля на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан разработано в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Под муниципальным лесным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов лесных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами. Лица, подпадающие под соблюдение обязательных требований при осуществлении муниципального лесного контроля: юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане.

К обязательным требованиям, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении муниципального лесного контроля относятся:

1. Основания для предоставления лесных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности;

2. Наличие у лесопользователя проекта освоения лесов, получившего положительное заключение муниципальной экспертизы;

3. Исполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводства лесов, лесохозяйственных регламентов;

4. Предоставлению лесной декларации;

5. Представлению отчета об использовании лесов;

6. Представлению отчета об охране лесов от пожаров

7. Представлению отчета о защите лесов

8. Представлению отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении

Основными задачами муниципального лесного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих использование лесных участков.

Муниципальный лесной контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, организации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с правообладателями лесных участков, а также мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических, лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органа муниципального лесного контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Несоблюдение вышеуказанных требований образуют составы административных правонарушений предусмотренные главой 19 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации, а именно:

- неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего муниципальный лесной контроль;

- воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа муниципального лесного контроля; - невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный лесной контроль.

- непредставление сведений (информации).

Контроль соблюдения требований лесного законодательства и применение мер ответственности за нарушение таких требований осуществляется в строгом соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

1. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ;

2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ;

3. Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации»;

4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ " Об охране окружающей среды".

А также иными нормативными правовыми актами, содержащими обязательные требования, проверяемые при осуществлении муниципального лесного контроля.

Управляющий делами

О.В. Князева

Приложение №3

к постановлению администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

от «25» ноября 2020 г. № 1276

Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства о недрах в отношении участков недр местного значения, предъявляемых при проведении мероприятий по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации о недрах в части использования и охраны недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее - Руководство) разработано в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Муниципальный контроль за использованием и охраной недр местного значения при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», Постановлением Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от 5.10.2020 № 1050 «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых».

Пользование недрами осуществляется на основании лицензии в границах утвержденных горных или геологических отводов, в том числе и в порядке, предусмотренном ст.19.1 Закона РФ «О недрах» (Статьи 7, 17.1, 19.1 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (ст. 11, 9 Закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1).

В соответствии со ст.19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях соблюдения обязательных требований по рациональному использованию и охране недр юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо принимать меры по:

-соблюдению условий пользования недрами, предусмотренных лицензией и (или) требований утверждённых в установленном порядке технических проектов;

-соблюдению правил застройки площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений, обеспечению сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами;

-соблюдению условий перехода права пользования участками недр местного значения, переоформлению лицензии на пользование недрами;

-соблюдению требований по охране недр: охране месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод и т.д.;

-соблюдению требований по рациональному использованию недр;

-обеспечению ведения геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и её сохранность;

-предотвращению самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдению установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

-исполнению предписаний по вопросам соблюдения законодательства о недрах и устранения нарушений обязательных требований законодательства, вынесенных должностными лицами, осуществляющими муниципальный контроль;

-представлению в уполномоченный орган ежегодной геологической информации о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в соответствии с формами, утверждаемыми уполномоченным исполнительным органом государственной власти.

В случае выявления нарушений обязательных требований законодательства о недрах, уполномоченным органом принимаются меры для привлечения к установленной законом ответственности.

Действиями (бездействиями) субъектов контроля, влекущих к нарушению обязательных требований является стремление к минимизации расходов для исполнения обязательных мероприятий а также правовая неграмотность.

В случае возникновения ситуаций, требующих дополнительного разъяснения относительно соблюдения обязательных требований, получить квалифицированную консультацию возможно посредством личного обращения в орган, уполномоченный на осуществление муниципального контроля - Администрацию муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, тел.: 8(34784) 4-40-65.

Управляющий делами

О.В. Князева

Приложение №4

к постановлению администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

от «25» ноября 2020 г. № 1276

Руководство по соблюдению обязательных требований жилищного законодательства, предъявляемых при проведении мероприятий по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Под муниципальным жилищным контролем понимается организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Республики Башкортостан в области жилищных отношений (далее - обязательные требования), муниципальными правовыми актами, а также организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.

Объектом муниципального контроля является жилищный фонд, находящийся в муниципальной собственности, расположенный на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан.

В силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и юридические лица, осуществляя различные права, связанные с пользованием жилищным фондом и его содержанием, обязаны:

- бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда;

- выполнять предусмотренные законодательством санитарно- гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования;

- использовать жилые помещения, помещения, относящиеся к общему имуществу собственников помещений в доме, и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан;

- нести бремя содержания, как самого помещения, так и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Правительством Российской Федерации;

- своевременно производить оплату жилья, коммунальных услуг.

В целях соблюдения обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, законами Республики Башкортостан в области жилищных отношений и муниципальными правовыми актами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами необходимо знать:

права и обязанности нанимателя (собственника) жилого помещения муниципального жилищного фонда;

права и обязанности лиц, осуществляющих деятельность по управлению

многоквартирными домами;

права и обязанности лиц, являющихся исполнителями коммунальных услуг, предоставляемых нанимателям (собственникам) муниципального жилищного фонда;

требования, установленные в отношении муниципального жилищного фонда, правила содержания жилых помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.

В соответствии со ст. 67 ЖК РФ к правам и обязанностям нанимателя жилого помещения муниципального жилищного фонда относятся:

- соблюдение правил пользования жилыми помещениями, использование жилого помещения в соответствии с его назначением;

- поддержание в исправном состоянии жилого помещения, санитарно-технического и иное оборудования, находящегося в нем, обеспечение их сохранности;

- содержание в чистоте и порядке жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, объектов благоустройства, произведение текущего ремонта занимаемого жилого помещения;

- своевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в полном объеме и в установленном порядке;

- обеспечение доступа в занимаемое жилое помещение работников Наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного надзора и муниципального контроля для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем;

- иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ и федеральными законами.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ к правам и обязанностям собственника

жилого помещения относятся:

- осуществление права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ;

- право предоставления во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности, жилое помещение гражданину, на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, ЖК РФ.

- несение бремени по содержанию жилого помещения и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире).

- поддержание жилого помещения в надлежащем состоянии, не допущение бесхозяйственного обращения с ним, соблюдение прав и законных интересов соседей, правил пользования жилыми помещениями, а также правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

- и иные права и обязанности, предусмотренные ЖК РФ и федеральными законами, в том числе, внесение платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт и платы за коммунальные услуги.

Законодательно установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из смысла главы II Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491,общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать на основании решения общего собрания собственников помещений в доме иных лиц, для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (Управляющая организация, ТСЖ, Жилищный кооператив и т.п.)

Лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, обязаны: в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом; оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в таком доме; обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Конкретный перечень обязанностей и прав лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, содержит Жилищный кодекс Российской Федерации.

Собственники помещений в свою очередь вправе:

- осуществлять контроль за выполнением обязательств по договору управления, или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива, в ходе которого участвовать в осмотрах (измерениях, испытаниях, проверках) общего имущества, присутствовать при выполнении работ и оказании услуг, связанных с выполнением обязанностей договору управления.

- привлекать для контроля качества выполняемых работ и предоставляемых услуг сторонние организации, специалистов, экспертов.

- требовать изменения размера платы за помещение в случае невыполнения полностью или частично услуг и/или работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, либо выполнения работ (услуг) ненадлежащего качества;

- требовать изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

- требовать возмещения убытков, причиненных вследствие невыполнения либо недобросовестного выполнения лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива своих обязательств;

- и иные права, предусмотренные ЖК РФ и федеральными законами.

Ответственность за нарушение обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Республики Башкортостан в области жилищных отношений, муниципальными правовыми актами

Лица, виновные в совершении жилищных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность, установленную законодательством.

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) устанавливает ответственность в жилищной сфере статьями 7.21-7.23.

Согласно статьи 7.21 КоАП РФ, адресованной гражданам - пользователям жилых помещений, порча жилых помещений, равно как и порча, их оборудования, включая перепланировку или переустройство, самовольная перепланировка квартиры в многоквартирном доме, а также использование жилого помещения не по назначению влечет за собой предупреждение или наложение штрафа.

Согласно статьям 7.22, 7.23 КоАП РФ, содержащим положения о лицах, на которых возложена обязанность по обеспечению содержания и ремонта жилых помещений, общего имущества собственников жилья в многоквартирных домах и предоставлению собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, нарушения правил содержания и ремонта жилых помещений, порядка и правил признания таких помещений, как непригодных для постоянного проживания; перепланировка и переустройство жилых помещений без согласия на то собственника/нанимателя, нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение штрафа на должностных и юридических лиц.

Должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», административным регламентом по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от 28.06.2019 № 702 осуществляют контроль над соблюдением требований жилищного законодательства и применяют меры ответственности за нарушение таких требований, а именно:

- выдают предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований;

- составляют протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований и принимают меры по предотвращению таких нарушений;

- направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Привлечение лица, виновного в совершении жилищных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные жилищные правонарушения и возместить причиненный им вред.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими жилищных правонарушений.

В случае возникновения ситуаций, требующих дополнительного разъяснения относительно соблюдения обязательных требований, получить квалифицированную консультацию возможно посредством личного обращения в орган, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля - отдел капитального строительства администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, 1 этаж, тел.: 8(34784)4-40-93.

Управляющий делами

О.В. Князева

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Информационный стенд от 25.11.2020
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, 010.050.000 Муниципальные правовые акты. Порядок издания, опубликования (обнародования), вступления в силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать