Основная информация

Дата опубликования: 15 февраля 2016г.
Номер документа: В201606055
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201606055

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 25.01. 2017, N 2, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15.02.2016 N 14-КГ15-22

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ЛИБО ОТСУТСТВИЯ ОСНОВАНИЙ

ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ ОТНОСИТСЯ

К ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ

МИНТРУДА РОССИИ И ИМЕЮЩИХ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЛИЦЕНЗИИ

НА ПРОВЕДЕНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.

УСТАНОВЛЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ И ПРИЗНАНИЕ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ

НЕ ОТНОСИТСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ

(Извлечение)

Судом было установлено, что Н. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. Приказом командира войсковой части от 15 августа 2013 г. истец уволен в запас на основании подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Н. являлся ветераном боевых действий, общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении по состоянию на день увольнения в запас составила 16 лет 14 дней.

Согласно свидетельству о болезни, выданному военно-врачебной комиссией, истцу в период прохождения службы было установлено заболевание, которое признано военной травмой, полученной в период прохождения военной службы.

Истец обратился в бюро медико-социальной экспертизы N 30 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы для установления ему группы инвалидности. Решением указанного учреждения медико-социальной экспертизы от 13 марта 2014 г. Н. было отказано в признании его инвалидом по причине незначительности расстройств функций организма, которые не приводят к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности истца.

Не согласившись с данным решением, Н. обжаловал его в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России.

Медико-социальной экспертизой экспертного состава N 2 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России признано законным ранее вынесенное решение об отсутствии оснований для установления истцу инвалидности.

Решением экспертного состава N 14 смешанного профиля ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России Н. также было отказано в установлении группы инвалидности.

Оспаривая указанные выше решения бюро медико-социальных экспертиз, истец просил суд назначить судебную медико-социальную экспертизу для установления ему III группы инвалидности в связи с военной травмой.

Определением суда первой инстанции по делу была назначена очная судебная медико-социальная экспертиза в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области" Минтруда России. При этом суд отказал истцу в выборе в качестве экспертного учреждения ООО "Бюро независимой медико-криминалистической экспертизы" ввиду отсутствия у последнего документов, подтверждающих возможность проведения им медико-социальной экспертизы.

Заключением медико-социальной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области" от 15 октября 2014 г. установлено, что не имелось оснований для определения группы инвалидности в связи с военной травмой истцу на момент освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России, в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России, экспертным составом N 14 смешанного профиля ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России.

По ходатайству представителя Н. по делу назначена повторная комплексная судебная медико-социальная экспертиза в ООО "Бюро независимой медико-криминалистической экспертизы", в обоснование проведения которой суд первой инстанции указал на имевшиеся объективные противоречия и сомнения в правильности заключения судебной медико-социальной экспертизы от 15 октября 2014 г.

Заключением повторной судебной экспертизы от 17-29 декабря 2014 г. , проведенной ООО "Бюро независимой медико-криминалистической экспертизы", было установлено, что на момент освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы N 30 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России, в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России, экспертным составом N 14 смешанного профиля ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России имелись основания для определения Н. инвалидности в связи с военной травмой.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Н. о признании незаконными решений об отказе в установлении инвалидности истцу учреждениями медико-социальной экспертизы, возложении обязанности установить ему III группу инвалидности в связи с военной травмой, суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на положения постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" (действовавшего на момент спорных отношений и утратившего силу в связи с изданием приказа Минтруда России от 29 сентября 2014 г. N 664н), а также принимая во внимание заключение повторной комплексной судебной медико-социальной экспертизы от 17 - 29 декабря 2014 г. о наличии оснований для установления истцу группы инвалидности, проведенной в ООО "Бюро независимой медико-криминалистической экспертизы", исходили из того, что на момент освидетельствования истца в учреждениях медико-социальной экспертизы у последнего имелись стойкие умеренно выраженные нарушения функций организма.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 15 февраля 2016 г. пришла к выводу о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в ч. 1 ст. 7 дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

В силу ч. 2 ст. 7 Закона медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно ст. 8 Закона медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством РФ. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (п. 1 ч. 3 ст. 8 Закона).

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 4 ст. 8 Закона).

Согласно ст. 32 названного Закона споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).

Согласно пп. 1 и 2 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Минтруда России.

Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г. N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Минтруда России, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (п. 1 Порядка).

Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291, определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе на соответствие соискателя лицензии - юридического лица, намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, установленным ст. 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица (подп. "з" п. 4 Положения).

Медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Пункт 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Минтруда России и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.

В пп. 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Суд первой инстанции в нарушение приведенных нормативных положений при назначении по делу повторной судебной медико-социальной экспертизы поручил ее проведение ООО "Бюро независимой медико-криминалистической экспертизы", не приняв во внимание, что имеющаяся в материалах дела лицензия ООО "Бюро независимой медико-криминалистической экспертизы" не предусматривает проведение данной организацией медико-социальной экспертизы, а дает право этому юридическому лицу на осуществление медицинской деятельности "при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по: судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц".

Следовательно, ООО "Бюро независимой медико-криминалистической экспертизы" не имело полномочий исходя из имеющейся у него лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Однако его заключение от 17 - 29 декабря 2014 г. судом в качестве допустимого доказательства по делу положено в обоснование вывода о наличии оснований для установления истцу инвалидности в связи с военной травмой.

Тем самым полученное с нарушением закона заключение повторной судебной медико-социальной экспертизы в силу требований ст. 60 ГПК РФ нельзя признать допустимым доказательством, подтверждающим наличие оснований для установления Н. инвалидности в связи с военной травмой, и оно не могло служить основанием для удовлетворения заявленных истцом требований.

Решением суда первой инстанции на бюро медико-социальной экспертизы N 30 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России возложена обязанность установить Н. инвалидность III группы в связи с военной травмой. Суд первой инстанции фактически признал истца инвалидом, в то время как установление инвалидности и признание лица инвалидом не относится к компетенции судебных органов. В случае несогласия гражданина с решением медико-социальной экспертизы об отказе в установлении ему инвалидности он вправе обжаловать это решение в суд. Суд, разрешая дело, при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законом, может назначить проведение судебной медико-социальной экспертизы в учреждениях, которым предоставлено в соответствии с положениями действующего законодательства право проводить такие экспертизы.

Ввиду приведенных обстоятельств и отсутствия заключения учреждения медико-социальной экспертизы о наличии оснований для установления истцу инвалидности у судебных инстанций не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований Н.

На основании изложенного Судебная коллегия нашла возможным, отменив судебные постановления, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе Н. в удовлетворении исковых требований о возложении на бюро медико-социальной экспертизы N 30 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России обязанности установить ему III группу инвалидности в связи с военной травмой и о признании незаконными решений бюро медико-социальных экспертиз.

[введено: 27.03.2017 редактор НЦПИ - Ягафарова Г. М.]

[проверено: 30.03.2017 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 2 от 25.01.2017 Стр. 20
Рубрики правового классификатора: 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 070.020.000 Управление социальным обеспечением и социальным страхованием (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 070.050.000 Установление инвалидности, временной нетрудоспособности (см. также 140.010.120), 140.010.120 Медицинская экспертиза (см. также 070.050.000), 180.010.000 Общие положения, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать