Основная информация

Дата опубликования: 01 марта 2010г.
Номер документа: Р201004243
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р1004243

Р201004243

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 4, СТР. 91, 2010г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01.03.2010 N 430-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ K РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "СВЯТОГОР"

НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД

ПОДПУНКТОМ 5 ПУНКТА 2 СТАТЬИ 337 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; НГР: Р0003621

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя  В. Д.  Зорькина, судей  Н. С. Бондаря, Г. А. Гаджиева, Ю. М. Данилова, Л. М. Жарковой, Г. А. Жилина, С. М. Казанцева, М. И. Клеандрова, С. Д. Князева, Л. О. Красавчиковой, С. П. Маврина, Н. В. Мельникова, Ю. Д. Рудкина, Н. В. Селезнева, В. Г. Стрекозова, В. Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г. А. Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы ОАО "Святогор", установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ОАО "Святогор" оспаривает конституционность подпункта 5 пункта 2 статьи 337 "Добытое полезное ископаемое" Налогового кодекса Российской Федерации; НГР: Р0003621, согласно которому одним из видов добытого полезного ископаемого являются полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел).

По мнению заявителя, приведенное законоположение не отвечает предъявляемому к налоговым нормам требованию точности и непротиворечивости, обеспечивающему недопущение их произвольного толкования государственными органами при реализации своих полномочий в сфере налогового регулирования: это законоположение, разграничивая виды полезных ископаемых, в то же время не уточняет, на каком производственном этапе следует устанавливать вид добытого полезного ископаемого, что позволяет налоговым органам неправомерно доначислять налогоплательщикам значительные суммы налога на добычу полезных ископаемых. Он утверждает, что в результате применения в его деле подпункта 5 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР: Р0003621 он был необоснованно привлечен к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР: Р9803595 и на него была возложена обязанность по уплате излишней суммы налога на прибыль организаций и пеней.

Из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации материалов следует, что при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за 2005 - 2006 годы ОАО "Святогор" руководствовалось Методическими рекомендациями по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации; НГР: Р0003621 (утверждены приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 апреля 2002 года, отменены приказом Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2006 года), а также учитывало практику Арбитражного суда Свердловской области и Федерального арбитражного суда Уральского округа.

2. Согласно пункту 7 статьи 3 "Основные начала законодательства о налогах и сборах" Налогового кодекса Российской Федерации; НГР: Р9803595 все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). По смыслу приведенной нормы, на суды, применяющие нормы налогового законодательства, возложена обязанность путем использования различных способов толкования добиваться достижения установленной этой нормой цели.

Правовой принцип in dubio contra fiscum ("сомнение - против фиска") представляет собой проявление в налоговом законодательстве конституционного принципа законного установления налогов и сборов (статья 57 Конституции Российской Федерации; НГР: Р9305853), в силу которого налоговые органы могут действовать в сфере налогообложения только в тех пределах, в том объеме налоговой нагрузки, которая установлена законом, т. е. актом, принятым с соблюдением демократических процедур. Норма пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР: Р9803595 является нормой, относящейся к федеральному коллизионному праву (статья 71, пункт "п", Конституции Российской Федерации; НГР: Р9305853), и, как содержащая одно из правил толкования, имеет целью защиту интересов налогоплательщика.

2.1. При значительном разнообразии видов многокомпонентных комплексных руд, различном соотношении в них полезных компонентов и разных технологиях извлечения из многокомпонентных руд таких компонентов разрешение в законодательном порядке вопроса о том, в каких случаях объектом налога на добычу полезных ископаемых является сама многокомпонентная комплексная руда, а в каких - извлеченные из нее полезные компоненты, затруднено.

Так, в соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР: Р0003621 плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются, в частности, полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР: Р0003621).

Пунктом 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР: Р0003621 предусмотрено, что полезным ископаемым является, в частности, продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном из недр) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному или международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельно добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия); не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющегося продукцией обрабатывающей промышленности.

Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР: Р0003621 самостоятельными видами полезных ископаемых являются как "многокомпонентная комплексная руда", так и "полезные ископаемые, извлекаемые из многокомпонентной комплексной руды, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел)".

Приведенные нормы свидетельствуют о том, что при определении конкретного вида добытого полезного ископаемого - объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых налогоплательщику необходимо обращаться к соответствующим стандартам, техническому проекту разработки месторождения, определяющему в качестве конечного продукта конкретный вид полезного ископаемого, а также к технологическим схемам по добыче и переработке руды.

K такому же выводу пришел Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В его Постановлении от 18 декабря 2007 года N 64; НГР: В0704500 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации; НГР: Р9803595 о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости" разъясняется, что при определении объекта налога на добычу полезных ископаемых судам следует иметь в виду, что, поскольку в силу абзаца второго пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР: Р0003621 не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, не признается, по общему правилу, полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т. д.).

Приведенное разъяснение не устранило неясности в вопросе о том, чем следует руководствоваться в каждом конкретном случае, чтобы установить, являются те или иные операции операциями по добыче либо операциями по переработке минерального сырья, а также что следует понимать под термином "добыча" (учитывая многообразие видов добытых полезных ископаемых, технологий их добычи). Поэтому Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22 января 2008 года N 4822/07; НГР: В0801016, касающемся применения подпункта 5 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР: Р0003621, указал, в каких случаях видом добычи полезного ископаемого нужно считать многокомпонентные комплексные руды, а в каких - полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел): в тех случаях, когда стандартом предприятия определяется, что многокомпонентная руда предназначена для переработки с целью извлечения из нее компонентов и получения концентратов на обогатительной фабрике предприятия, представляющей самостоятельный комплекс относительно основного технологического процесса по добыче руды, следует считать, что видом добытого полезного ископаемого являются полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды в форме концентрата.

2.2. Указанное постановление было принято Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, как это следует из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации материалов, уже после вынесения решения Арбитражного суда Свердловской области по жалобе заявителя.

Вопрос о возможности отмены судебного акта арбитражного суда в связи с изменением Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации после принятия данного акта толкования положенных в его основу норм, если она приводит к ухудшению правового положения налогоплательщика, разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 21 января 2010 года N 1-П; НГР: Р1000097.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, критерием правомерности такой отмены признается направленность на защиту приобретенного статуса гражданина или объединения граждан как заведомо более слабой стороны в отношениях с государством, что обеспечивает действие принципа правовой определенности в отношении правового статуса гражданина; данный принцип не может рассматриваться как препятствующий отмене вступившего в законную силу судебного решения, если она необходима для восстановления прав гражданина или улучшения его правового положения.

2.3. Таким образом, неясность, выявленная в процессе применения нормы подпункта 5 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР: Р0003621, устранена путем толкования этой нормы Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и на основе данного толкования сложилась единообразная судебная практика. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 января 2007 года N 48-О-О, судебный надзор за единообразием в толковании и применении арбитражными судами правовых норм относится к полномочиям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а не Конституционного Суда Российской Федерации (статьи 125 и 127 Конституции Российской Федерации; НГР: Р9305853, пункт 1 статьи 304 АПК Российской Федерации; НГР: Р0203806).

Следовательно, жалоба ОАО "Святогор" не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению, как не соответствующая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации. Защита же нарушенных, по мнению заявителя, прав может быть осуществлена в процессе реализации им права на судебную защиту в суде арбитражной юрисдикции.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Святогор", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

[введено: 26.08.2010 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 07.09.2010 редактор НЦПИ - Браславский С.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 4 от 01.03.2010 Стр. 91
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.090 Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.020 Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать