Основная информация
Дата опубликования: | 04 октября 2001г. |
Номер документа: | Р200107935 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р0107935
Р200107935
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 2, СТР. 33, 2002г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04.10.2001 N 203-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА
СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 7 СТАТЬИ 15
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
И ОБ ОСНОВАХ ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе судьи-секретаря Ю.М.Данилова, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я.Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Совета народных депутатов Кемеровской области, установил:
1. Согласно пункту 7 статьи 15 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" отказ в приватизации государственного имущества возможен в случае, если на приватизацию государственного имущества, в том числе в случае, если указанное имущество изъято из гражданского оборота или ограничено в гражданском обороте, установлен запрет; имущество, указанное в заявке на приватизацию государственного имущества, не относится к государственной собственности; имущество, указанное в заявке на приватизацию государственного имущества, подлежит отчуждению в соответствии с другими федеральными законами.
В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Совет народных депутатов Кемеровской области утверждает, что в силу названной нормы государственная собственность в Российской Федерации может быть отчуждена фактически без учета ее экономического или социального значения для Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а соответствующие органы не могут принять решение об отказе в заявке на приватизацию; тем самым один из участников гражданского оборота - Российская Федерация либо субъект Российской Федерации - ставится в заведомо неравные условия по сравнению с другими. Следовательно, названная норма противоречит, по мнению заявителя, статье 8 (часть 2) Конституции Российской Федерации, которая гарантирует равенство в признании и защите частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Кроме того, заявитель указывает на противоречие пункта 7 статьи 15 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" положениям статей 2, 124, 209, 214 и 217 ГК Российской Федерации, определяющих участников гражданских правоотношений, а также субъектов права государственной собственности.
2. Как следует из запроса, Совет народных депутатов Кемеровской области фактически предлагает расширить перечень случаев, при которых возможен отказ в приватизации государственного имущества, используя при этом нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы распоряжения собственником своим имуществом. Позиция заявителя, таким образом, сводится, по существу, к требованию о внесении в текст пункта 7 статьи 15 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" целесообразных, с его точки зрения, изменений и дополнений.
Между тем разрешение подобных вопросов, как и проверка соответствия норм одного федерального закона нормам другого не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". К тому же правом законодательной инициативы, в том числе в части изменений и дополнений федеральных законов, согласно Конституции Российской Федерации (статья 104) обладает и сам заявитель - Совет народных депутатов Кемеровской области.
Кроме того, инициатива в проведении приватизации государственного имущества, в том числе в рамках Государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации, в силу Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" может исходить и от органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статьи 4 и 14).
3. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 25 июля 2001 года по делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", в соответствии со статьей 217 ГК Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества; при приватизации государственного и муниципального имущества применяются также положения данного Кодекса, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законами о приватизации не предусмотрено иное; таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применяются субсидиарно. Это означает, что по крайней мере с момента принятия решения о приватизации имущества, при подготовке и заключении договора купли-продажи, в том числе с условиями, предусмотренными федеральным законом о приватизации, в сфере указанных отношений действуют и нормы гражданского права.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Совета народных депутатов Кемеровской области, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми запрос может быть признан допустимым, и поскольку разрешение поставленных в нем вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов
Судья
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.О.Лучин
[отформатировано: 30.01.2002 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]
[проверено: 20.02.2002 редактор НЦПИ - Судакова М.В.]
Р0107935
Р200107935
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 2, СТР. 33, 2002г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04.10.2001 N 203-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА
СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 7 СТАТЬИ 15
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
И ОБ ОСНОВАХ ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе судьи-секретаря Ю.М.Данилова, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я.Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Совета народных депутатов Кемеровской области, установил:
1. Согласно пункту 7 статьи 15 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" отказ в приватизации государственного имущества возможен в случае, если на приватизацию государственного имущества, в том числе в случае, если указанное имущество изъято из гражданского оборота или ограничено в гражданском обороте, установлен запрет; имущество, указанное в заявке на приватизацию государственного имущества, не относится к государственной собственности; имущество, указанное в заявке на приватизацию государственного имущества, подлежит отчуждению в соответствии с другими федеральными законами.
В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Совет народных депутатов Кемеровской области утверждает, что в силу названной нормы государственная собственность в Российской Федерации может быть отчуждена фактически без учета ее экономического или социального значения для Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а соответствующие органы не могут принять решение об отказе в заявке на приватизацию; тем самым один из участников гражданского оборота - Российская Федерация либо субъект Российской Федерации - ставится в заведомо неравные условия по сравнению с другими. Следовательно, названная норма противоречит, по мнению заявителя, статье 8 (часть 2) Конституции Российской Федерации, которая гарантирует равенство в признании и защите частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Кроме того, заявитель указывает на противоречие пункта 7 статьи 15 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" положениям статей 2, 124, 209, 214 и 217 ГК Российской Федерации, определяющих участников гражданских правоотношений, а также субъектов права государственной собственности.
2. Как следует из запроса, Совет народных депутатов Кемеровской области фактически предлагает расширить перечень случаев, при которых возможен отказ в приватизации государственного имущества, используя при этом нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы распоряжения собственником своим имуществом. Позиция заявителя, таким образом, сводится, по существу, к требованию о внесении в текст пункта 7 статьи 15 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" целесообразных, с его точки зрения, изменений и дополнений.
Между тем разрешение подобных вопросов, как и проверка соответствия норм одного федерального закона нормам другого не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". К тому же правом законодательной инициативы, в том числе в части изменений и дополнений федеральных законов, согласно Конституции Российской Федерации (статья 104) обладает и сам заявитель - Совет народных депутатов Кемеровской области.
Кроме того, инициатива в проведении приватизации государственного имущества, в том числе в рамках Государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации, в силу Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" может исходить и от органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статьи 4 и 14).
3. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 25 июля 2001 года по делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", в соответствии со статьей 217 ГК Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества; при приватизации государственного и муниципального имущества применяются также положения данного Кодекса, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законами о приватизации не предусмотрено иное; таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применяются субсидиарно. Это означает, что по крайней мере с момента принятия решения о приватизации имущества, при подготовке и заключении договора купли-продажи, в том числе с условиями, предусмотренными федеральным законом о приватизации, в сфере указанных отношений действуют и нормы гражданского права.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Совета народных депутатов Кемеровской области, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми запрос может быть признан допустимым, и поскольку разрешение поставленных в нем вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов
Судья
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.О.Лучин
[отформатировано: 30.01.2002 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]
[проверено: 20.02.2002 редактор НЦПИ - Судакова М.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 2 от 04.10.2001 Стр. 33 |
Рубрики правового классификатора: | 500.000.000 500.000.000 |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: