Основная информация

Дата опубликования: 04 декабря 2003г.
Номер документа: Р200305406
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р0305406

Р200305406

ОПУБЛИКОВАНО:

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 27.01.2004, N 12, СТР. 12

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 02.02.2004, N 5, СТ. 405

БЮЛЛЕТЕНЬ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ, N 3, СТР. 104, 2004г.

ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 3, СТР. 16, 2004г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04.12.2003 N 423-О

ПО ЗАПРОСУ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ

ТАТАРСТАН О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОДПУНКТА

9 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.С. Бондаря, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Конституционного суда Республики Татарстан, установил:

1. В производстве Конституционного суда Республики Татарстан находится дело по жалобе гражданина Н.И. Седойкина на нарушение его конституционных прав и свобод Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 января 2003 года N 4 "Об утверждении Временного порядка расходования в 2003 году средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на выплату адресных жилищно-коммунальных субсидий" (с последующими изменениями).

Как установил Конституционный суд Республики Татарстан, при решении вопроса о предоставлении гражданину Н.И. Седойкину (на которого согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235; НГР:Р9203774 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" распространяются льготы по материально-бытовому обеспечению, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны) в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" льготы по оплате коммунальных услуг (в том числе за пользование газом) в размере 50 процентов, органы социальной защиты населения и организация - поставщик газа с сентября 2001 года не стали включать в число пользователей данной льготы совместно проживающих с заявителем членов его семьи (дочь и внучку). При этом они руководствовались, в частности, разъяснением "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 20; НГР:В9902182) и письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 8299-ГК, тогда как ранее соответствующие льготы предоставлялись гражданину Н.И. Седойкину и членам его семьи на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235; НГР:Р9203774 в соответствии с Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209; НГР:С8100074 (пункт 17).

Придя к выводу о том, что положение подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах" (в редакции от 6 мая 2003 года), согласно которому инвалидам войны предоставляются льготы по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления), противоречит статьям 18, 39 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, поскольку - по смыслу, придаваемому этому положению сложившейся правоприменительной практикой, - названные льготы не распространяются на членов семей бывших несовершеннолетних узников фашизма (приравненных по материально-бытовому обеспечению к инвалидам Великой Отечественной войны), Конституционный суд Республики Татарстан обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке его конституционности.

2. Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853). Реализуя указанные конституционные положения, Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, а также приравненных к ним по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, в частности, путем предоставления соответствующих льгот.

Конституционно-правовой смысл нормы подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", устанавливающей льготы по оплате коммунальных услуг, выявляется с учетом ее взаимосвязи с другими нормами данного Федерального закона, а также с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, из которых согласно статье 11 того же Федерального закона состоит законодательство Российской Федерации о ветеранах (пункт 1).

Как это прямо закреплено в пункте 3 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах", права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209; НГР:С8100074 Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих с принятием названного Федерального закона отменено не было, что является подтверждением стабильности регулирования соответствующих отношений и недопустимости снижения ранее установленных льгот для инвалидов Великой Отечественной войны и проживающих совместно с ними членов их семей.

Следовательно, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235; НГР:Р9203774 указанные льготы должны распространяться не только на бывших несовершеннолетних узников фашизма, приравненных к инвалидам Великой Отечественной войны, но и на совместно проживающих с ними членов их семей. Иное означало бы отказ государства от выполнения ранее принятых на себя обязательств.

При этом федеральный законодатель вправе, как следует из статей 71 (пункты "в", "е", "з"), 39, 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853 ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций. Однако при внесении таких изменений, как вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым социальным государством (статья 1, часть 1; статья 7), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2); должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений статей 1 и 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").

Таким образом, само по себе оспариваемое положение подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" - во взаимосвязи с положениями статьи 11 того же Федерального закона, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235; НГР:Р9203774 и пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209; НГР:С8100074, - не может рассматриваться как лишающее льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны или с бывшими несовершеннолетними узниками фашизма членов их семей. Иное истолкование оспариваемого положения противоречило бы его конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении.

Что касается утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 20; НГР:В9902182 разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", а также письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 8299-ГК, то они являются ведомственными документами, и их проверка на соответствие федеральным законам в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации не входит.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Положение подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении и являющимся в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" общеобязательным.

2. Признать запрос Конституционного суда Республики Татарстан не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесения предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации", а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д. Зорькин

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М. Данилов

[введено: 29.01.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]

[проверено: 30.01.2004 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ № 5 от 02.02.2004, РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА № 12 от 27.01.2004 Стр. 12, БЮЛЛЕТЕНЬ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ № 3 от 04.12.2003 Стр. 104, ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 3 от 04.12.2003 Стр. 16
Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.090.000 Льготы, 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать