Основная информация

Дата опубликования: 04 декабря 2003г.
Номер документа: Р200305508
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р0305508

Р200305508

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 3, СТР. 20, 2004г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04.12.2003 N 428-О

ПО ЗАПРОСУ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ - КУРУЛТАЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ

ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 6 И ПУНКТОВ 6 И 7 СТАТЬИ

6\1 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ

СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.С. Бондаря, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, установил:

1. В запросе Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан оспаривается конституционность положений Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 15 декабря 2001 года), в соответствии с которыми судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов, действующие на территории субъектов Российской Федерации, назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункт 3 статьи 6); председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов, а также председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются в том же порядке при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (пункты 6 и 7 статьи 6\1).

По мнению заявителя, названные положения, как исключающие участие субъекта Российской Федерации в процедуре назначения указанных лиц на должность, противоречат пункту "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, согласно которому кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

2. Конституция Российской Федерации; НГР:Р9305853 относит к ведению Российской Федерации как судоустройство (статья 71, пункт "о") и установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности (статья 71, пункт "г"), так и установление судебной системы Российской Федерации в целом, которая в силу статьи 118 (часть 3) определяется исключительно Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853 и федеральными конституционными законами.

Вопрос о разграничении компетенции в области установления судебной системы в Российской Федерации, таким образом, однозначно решен Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853, не предполагающей в этой области делегирование полномочий Российской Федерации ее субъектам. В рамках закрепления конституционных основ статуса федеральных судей Конституция Российской Федерации; НГР:Р9305853 предусматривает в том числе порядок назначения всех судей федеральных судов - они назначаются Президентом Российской Федерации, кроме тех, назначение которых осуществляется Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации (статья 83, пункт "е"). Конкретный же порядок такого назначения согласно статье 128 (часть 2) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 устанавливается федеральным законом.

Реализация закрепленного в Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 полномочия Президента Российской Федерации назначать судей федеральных судов не может быть обусловлена согласием или несогласием субъекта Российской Федерации с назначением конкретного лица на должность. Иное означало бы сужение компетенции Российской Федерации в решении вопросов, отнесенных к ее ведению статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, а также ограничение предусмотренного статьями 83 (пункт "е") и 128 (часть 2) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 полномочия Президента Российской Федерации. Данная правовая позиция получила закрепление в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции; НГР:Р9305853 Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 отдельных положений конституций; НГР:Р9305853 Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан, от 6 марта 2003 года по запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".

Определение статуса федеральных судей, условий и порядка занятия должности федерального судьи, исходя из Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, является исключительным правом федерального законодателя и не предполагает, вопреки утверждению заявителя, обязательное участие субъектов Российской Федерации в правовом регулировании в данной сфере, не считая участия их представителей в законодательной деятельности Федерального Собрания, а также в определении своими законами на основе федерального законодательства порядка наделения полномочиями мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Последнее, в единстве с правом субъектов Российской Федерации формировать состав этих судебных органов субъектов Российской Федерации, и является подтверждением действия положения пункта "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.

Кроме того, в настоящее время законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены федеральным законодателем полномочиями по назначению представителей общественности в квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, на которые в том числе возложена обязанность давать заключения о рекомендациях на должности судей. Возможность установления определенных форм участия законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации в формировании судейского корпуса является правом (но не обязанностью) федерального законодателя. Данное право, исходя из положений Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, было реализовано им путем принятия Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и других федеральных законов.

3. Согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 оспариваемые в обращении нормы.

Поскольку в данном случае неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 пункта 3 статьи 6 и пунктов 6 и 7 статьи 6.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" отсутствует, запрос Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимым.

2. Определение по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

[введено: 08.07.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]

[проверено:08.07.2004 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 3 от 04.12.2003 Стр. 20
Рубрики правового классификатора: 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.040 Статус судей в Российской Федерации. Органы судейского сообщества, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать