Основная информация

Дата опубликования: 05 ноября 1999г.
Номер документа: Р199907118
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р9907118

Р199907118

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 2, СТР. 28, 2000г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                         05.11.99 N 193-О

ПО ЖАЛОБАМ ГРАЖДАНИНА КУЩИДИ МАКАРА ИВАНОВИЧА

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ

СТАТЬИ 3 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ТАМОЖЕННОМ

ТАРИФЕ" И ПУНКТА 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЕ,

ПРИМЕНЯЕМОЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, И О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л.Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалоб гражданина М.И.Кущиди, установил:

1. Гражданин М.И.Кущиди в сентябре 1997 года и январе 1998 года при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации уплатил таможенные пошлины, размер которых был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 года N 1560 "О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и о таможенном тарифе Российской Федерации", принятом в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года "О таможенном тарифе". В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации заявитель утверждает, что указанными положениями постановления и Закона нарушается его право, вытекающее из статьи 57 Конституции Российской Федерации, платить только законно установленные налоги и сборы, поскольку в данном случае существенный элемент налога размер ставки таможенной пошлины - установлен не законом, а правительственным актом. При этом заявитель ссылается на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную им в постановлении от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", согласно которой существенные элементы налогового обязательства могут устанавливаться только законом.

2. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации в пределах, установленных данным Законом. В том же пункте 2 указано, что предельные ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствующей нации, устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации. Во исполнение этого требования закона Верховный Совет Российской Федерации в постановлении от 21 мая 1993 года "О введении в действие Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" установив их в размере 100 процентов от таможенной стоимости товара. Предельные ставки ввозных таможенных пошлин в отношении прочих товаров также установлены в той же норме Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" - они увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений данного Закона.

Конкретные же ставки таможенных пошлин по тем или иным группам ввозимых товаров в Таможенном тарифе - своде таможенных ставок, утвержденном пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 года N 1560 "О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и о таможенном тарифе Российской Федерации", - определены именно в пределах ставок, установленных законодателем, причем их размеры значительно ниже предельных.

3. Порядок определения ставок таможенных пошлин, согласно которому их предельный размер, как существенный элемент налогового обязательства, устанавливается законом, а сами ставки по отдельным группам товаров конкретизуются Правительством Российской Федерации, не противоречит конституционному понятию законного установления налогов и сборов. Такой вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлении от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". В нем указывается, в частности, что Правительство Российской Федерации в рамках своей компетенции обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, в том числе налоговой, политики (статья 114, пункт "б" части 1, Конституции Российской Федерации) и осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральным законом (статья 114, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). Оно вправе на основании федерального закона установить порядок взимания налогового платежа и конкретизировать установленные законодателем нормативные положения, определяющие существенные элементы налогового обязательства.

Таким образом, требование уплаты ввозных таможенных пошлин, определенных Правительством Российской Федерации в порядке и в пределах, установленных законодательством о налогах и сборах, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы граждан, а следовательно, основания для принятия Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению жалоб гражданина М.И.Кущиди, вытекающие из статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", отсутствуют.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Кущиди Макара Ивановича как не отвечающих критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

3. В соответствии со статьей 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель Конституционного Суда

Российской Федерации                                  М.В.Баглай

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации                                  Н.В.Селезнев

[отформатировано: 25.05.2000 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 2 от 05.11.1999 Стр. 28
Рубрики правового классификатора: 100.000.000 Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело, 100.120.000 Таможенно-тарифное регулирование, 100.140.000 Государственные меры по защите национальной экономики, 100.140.010 Ограничения импорта, 100.140.020 Поддержка экспорта, 100.170.000 Таможенное дело (см. также 200.100.050), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 200.000.000 Международные отношения. Международное право

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать