Основная информация
Дата опубликования: | 06 марта 2008г. |
Номер документа: | Р200803755 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р0803755
Р200803755
ОПУБЛИКОВАНО:
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 27.10.2008, N 43, СТ. 4980
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 5, СТР. 36, 2008г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06.03.2008 N 448-О-П
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА ЗАЙЦЕВА НИКОЛАЯ ДМИТРИЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3
СТАТЬИ 31 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Н.Д. Зайцева, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.Д. Зайцев просит признать противоречащим статьям 1, 2, 18, 19 (части 1 и 2), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 115 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 пункт 3 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ; НГР:Р0102274 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым сохраняются действующие до дня вступления данного Федерального закона в силу условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. По мнению заявителя, этими положениями неправомерно ограничиваются пенсионные права лиц, специальный трудовой стаж которых, требуемый для установления пенсии за выслугу лет согласно Положению о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава (утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384; НГР:Р9100398), включает периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации.
Как следует из представленных материалов, с 4 декабря 2002 года на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Н.Д. Зайцеву досрочно назначена трудовая пенсия по старости как работнику летного состава гражданской авиации. Иск заявителя к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Промышленном районе города Самары, отказавшему ему в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием требуемой выслуги лет (при необходимых не менее 25 лет учтено 13 лет 4 месяца работы в должности бортрадиста-испытателя), в которую не была засчитана работа в должностях летного состава гражданской авиации, решением Промышленного районного суда города Самары от 6 ноября 2007 года оставлен без удовлетворения.
2. По смыслу статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и конкретизирующих ее положений пункта 3 части первой статьи 3, статей 6 и 36, пункта 3 части первой статьи 43, частей второй и третьей статьи 79, частей первой, второй и четвертой статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации, придя к выводу о том, что в обращении оспаривается конституционность законоположений, являющихся по сути такими же, как положения, конституционно-правовой смысл которых ранее был выявлен на основе выраженных им правовых позиций, своим решением в форме определения подтверждает, что эти законоположения должны пониматься в таком же конституционно-правовом смысле и что любое иное их истолкование в правоприменительной практике исключается.
2.1. Положения пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 2 ноября 2006 года N 563-О; НГР:Р0605051.
Основываясь на правовых позициях, сформулированных в ранее вынесенных решениях, сохраняющих свою силу, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что эти положения применительно к исчислению на основании Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава специального трудового стажа с учетом периодов соответствующей военной службы в отношении лиц, обратившихся за назначением пенсии за выслугу лет после 1 января 2002 года, не могут рассматриваться как допускающие возможность исключения из специального трудового стажа, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, времени военной службы в должностях летного состава.
Иное истолкование пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как указал Конституционный Суд Российской Федерации, не согласуется с аутентичной волей законодателя и нарушает конституционный принцип равенства при реализации права граждан на пенсионное обеспечение, закрепленного в статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, вступая тем самым в противоречие и со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года N 563-О; НГР:Р0605051 сохраняет свою силу и в соответствии со статьей 6 и частью второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательным для всех правоприменительных органов.
2.2. Абзац второй пункта 5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава предусматривает включение в выслугу лет указанных лиц наряду с временем службы в должностях летного состава Вооруженных Сил, учитываемой в порядке, установленном для назначения пенсий военнослужащим, работы в должностях летного состава гражданской авиации в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации.
Поскольку, таким образом, правила исчисления выслуги лет работникам летно-испытательного состава основаны на единообразном подходе к установлению условий включения в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, периодов военной службы и периодов работы в гражданской авиации, положения пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - исходя из их конституционно-правового смысла, выявленного в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года N 563-О; НГР:Р0605051, в системной связи с абзацем вторым пункта 5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава - не могут рассматриваться в отношении лиц, обратившихся за назначением пенсии за выслугу лет после 1 января 2002 года, как допускающие возможность исключения из специального трудового стажа, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 и статьей 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Положения пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации на основе правовых позиций, ранее выраженных им в сохраняющих свою силу решениях, - не допускают возможность исключения из специального трудового стажа работников летно-испытательного состава, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, времени работы в должностях летного состава гражданской авиации.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
2. Признать жалобу гражданина Зайцева Николая Дмитриевича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного им вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
3. Дело гражданина Зайцева Николая Дмитриевича подлежит пересмотру в установленном порядке с учетом настоящего Определения, если для этого нет других препятствий.
4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
[введено: 11.11.2008 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 12.11.2008 редактор НЦПИ - Аксенов С.А.]
Р0803755
Р200803755
ОПУБЛИКОВАНО:
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 27.10.2008, N 43, СТ. 4980
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 5, СТР. 36, 2008г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06.03.2008 N 448-О-П
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА ЗАЙЦЕВА НИКОЛАЯ ДМИТРИЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3
СТАТЬИ 31 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Н.Д. Зайцева, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.Д. Зайцев просит признать противоречащим статьям 1, 2, 18, 19 (части 1 и 2), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 115 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 пункт 3 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ; НГР:Р0102274 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым сохраняются действующие до дня вступления данного Федерального закона в силу условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. По мнению заявителя, этими положениями неправомерно ограничиваются пенсионные права лиц, специальный трудовой стаж которых, требуемый для установления пенсии за выслугу лет согласно Положению о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава (утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384; НГР:Р9100398), включает периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации.
Как следует из представленных материалов, с 4 декабря 2002 года на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Н.Д. Зайцеву досрочно назначена трудовая пенсия по старости как работнику летного состава гражданской авиации. Иск заявителя к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Промышленном районе города Самары, отказавшему ему в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием требуемой выслуги лет (при необходимых не менее 25 лет учтено 13 лет 4 месяца работы в должности бортрадиста-испытателя), в которую не была засчитана работа в должностях летного состава гражданской авиации, решением Промышленного районного суда города Самары от 6 ноября 2007 года оставлен без удовлетворения.
2. По смыслу статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и конкретизирующих ее положений пункта 3 части первой статьи 3, статей 6 и 36, пункта 3 части первой статьи 43, частей второй и третьей статьи 79, частей первой, второй и четвертой статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации, придя к выводу о том, что в обращении оспаривается конституционность законоположений, являющихся по сути такими же, как положения, конституционно-правовой смысл которых ранее был выявлен на основе выраженных им правовых позиций, своим решением в форме определения подтверждает, что эти законоположения должны пониматься в таком же конституционно-правовом смысле и что любое иное их истолкование в правоприменительной практике исключается.
2.1. Положения пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 2 ноября 2006 года N 563-О; НГР:Р0605051.
Основываясь на правовых позициях, сформулированных в ранее вынесенных решениях, сохраняющих свою силу, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что эти положения применительно к исчислению на основании Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава специального трудового стажа с учетом периодов соответствующей военной службы в отношении лиц, обратившихся за назначением пенсии за выслугу лет после 1 января 2002 года, не могут рассматриваться как допускающие возможность исключения из специального трудового стажа, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, времени военной службы в должностях летного состава.
Иное истолкование пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как указал Конституционный Суд Российской Федерации, не согласуется с аутентичной волей законодателя и нарушает конституционный принцип равенства при реализации права граждан на пенсионное обеспечение, закрепленного в статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, вступая тем самым в противоречие и со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года N 563-О; НГР:Р0605051 сохраняет свою силу и в соответствии со статьей 6 и частью второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательным для всех правоприменительных органов.
2.2. Абзац второй пункта 5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава предусматривает включение в выслугу лет указанных лиц наряду с временем службы в должностях летного состава Вооруженных Сил, учитываемой в порядке, установленном для назначения пенсий военнослужащим, работы в должностях летного состава гражданской авиации в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации.
Поскольку, таким образом, правила исчисления выслуги лет работникам летно-испытательного состава основаны на единообразном подходе к установлению условий включения в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, периодов военной службы и периодов работы в гражданской авиации, положения пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - исходя из их конституционно-правового смысла, выявленного в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года N 563-О; НГР:Р0605051, в системной связи с абзацем вторым пункта 5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава - не могут рассматриваться в отношении лиц, обратившихся за назначением пенсии за выслугу лет после 1 января 2002 года, как допускающие возможность исключения из специального трудового стажа, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 и статьей 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Положения пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации на основе правовых позиций, ранее выраженных им в сохраняющих свою силу решениях, - не допускают возможность исключения из специального трудового стажа работников летно-испытательного состава, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, времени работы в должностях летного состава гражданской авиации.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
2. Признать жалобу гражданина Зайцева Николая Дмитриевича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного им вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
3. Дело гражданина Зайцева Николая Дмитриевича подлежит пересмотру в установленном порядке с учетом настоящего Определения, если для этого нет других препятствий.
4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
[введено: 11.11.2008 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 12.11.2008 редактор НЦПИ - Аксенов С.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ № 43 от 27.10.2008, ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 5 от 06.03.2008 Стр. 36 |
Рубрики правового классификатора: | 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.010 Общие положения, 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.060.000 Пенсии (см. также 200.160.030), 070.060.020 Пенсии по старости, 070.060.030 Пенсии по инвалидности (см. также 150.130.060), 070.060.040 Пенсии по случаю потери кормильца (см. также 150.130.060), 070.060.050 Пенсии за выслугу лет (см. также 150.130.060), 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.070.000 Транспорт, 090.070.050 Воздушный транспорт (см. также 200.130.030), 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: