Основная информация

Дата опубликования: 08 июля 2004г.
Номер документа: Р200404296
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р0404296

Р200404296

ОПУБЛИКОВАНО:

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 04.10.2004, N 40, СТ. 3991

ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 1, СТР. 98, 2005г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08.07.2004 N 240-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЗАПРОСА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; НГР:Р9305853

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ЗАКОН "О СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я. Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Законодательного Собрания Ростовской области, установил:

1. Федеральным законом от 27 октября 2003 года "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" из пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 8 января 1998 года "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" было исключено положение о согласовании назначения и освобождения от должности начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Законодательное Собрание Ростовской области просит признать названный Федеральный закон противоречащим статье 72 (пункт "л" части 1) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, относящей кадры судебных органов к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853 установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, судоустройство и федеральная государственная служба находятся в ведении Российской Федерации и, следовательно, регулируются федеральными конституционными законами и федеральными законами, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 71, пункты "г", "о", "т" части 1; статья 76, часть 1).

К ведению Российской Федерации, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, относится также установление судебной системы Российской Федерации в целом, которая в силу статьи 118 (часть 3) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 определяется исключительно Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853 и федеральным конституционным законом (Постановления от 1 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного закона Читинской области и от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции; НГР:Р9305853 Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; определения от 12 марта 1998 года по запросу высших должностных лиц ряда субъектов Российской Федерации о проверке конституционности некоторых положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", от 8 июня 2000 года по запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 марта 2003 года по запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

Таким федеральным конституционным законом является Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающий, в частности, учреждение при Верховном Суде Российской Федерации, как одном из высших судебных органов, Судебного департамента, на который (а также на входящие в его систему органы) возложено организационное обеспечение судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставление в их распоряжение необходимых ресурсов (пункт 2 статьи 30, пункт 1 статьи 31). Согласно названному Федеральному конституционному закону работники Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации являются государственными служащими; структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом (пункты 3 и 5 статьи 31).

Следовательно, нормативное регулирование вопроса о Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, входящих в его систему органах в субъектах Российской Федерации, включая назначение и освобождение от должности их руководителей, является производным по отношению к нормативному регулированию деятельности федеральных судов общей юрисдикции, осуществляемому в порядке статьи 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.

3. Федеральная государственная служба, как предмет ведения Российской Федерации, регулируется Федеральными законами от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации" и от 27 мая 2003 года "О системе государственной службы Российской Федерации", а в части, касающейся вопроса, поставленного Законодательным Собранием Ростовской области, также Федеральным законом от 8 января 1998 года "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".

Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" устанавливает, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей; при этом под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (части 1 и 2 статьи 1).

Согласно названному Федеральному закону (часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 12, глава III) управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации входят в систему Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, возглавляющие их начальники, а также другие работники аппарата являются федеральными государственными служащими, а не судьями; начальник управления (отдела) Судебного департамента назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15).

В соответствии с Федеральными законами "Об основах государственной службы Российской Федерации" (статья 1) и "О системе государственной службы Российской Федерации" (статья 9) перечень государственных должностей дается в Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации и утверждается Президентом Российской Федерации. Во исполнение этого предписания Президентом Российской Федерации утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, в том числе в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, включая Начальника управления (код N 201), Начальника отдела (код N 202), как государственных должностей федеральной государственной службы категории "В" (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 октября 1998 года N 1298; НГР:Р9805078 и Приложение N 3 к нему).

Таким образом, из Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, относящей федеральную государственную службу к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "т"), не вытекает обязательное установление федеральным законом согласования с субъектами Российской Федерации назначения на должность и освобождения от должности начальников управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Во всяком случае, возможность предусмотреть учет мнения субъектов Российской Федерации при назначении и освобождении указанных должностных лиц является правом, а не обязанностью федерального законодателя. Следовательно, и назначение начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, и освобождение его, как государственного служащего федерального государственного органа, от должности также регулируется федеральным законом, принимаемым в порядке статьи 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, а не статьи 72 (пункт "л" части 1) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.

В то же время предусмотренное пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" согласование назначения и освобождения от должности начальников управлений (отделов) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации с председателями соответствующих судов и советом судей субъекта Российской Федерации обеспечивает учет мнения судейского сообщества на территории субъекта Российской Федерации.

4. Разрешая вопрос о принятии обращения к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации с учетом требований части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" должен проверить, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 оспариваемой нормы либо такая неопределенность является мнимой.

Поскольку в системе действующего правового регулирования неопределенность в вопросе о конституционности положений Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", оспариваемых Законодательным Собранием Ростовской области, отсутствует, его запрос не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которым такого рода обращения признаются допустимыми.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д. Зорькин

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М. Данилов

[введено: 27.10.2004 оператор НЦПИ - Угрюмова И.О.]

[проверено: 01.11.2004 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ № 40 от 04.10.2004, ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 1 от 08.07.2004 Стр. 98
Рубрики правового классификатора: 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.040 Статус судей в Российской Федерации. Органы судейского сообщества, 180.020.050 Обеспечение деятельности судов, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать