Основная информация

Дата опубликования: 08 июля 2021г.
Номер документа: Р202103547
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р202103547

ОПУБЛИКОВАНО:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08.07.2021 N 1376-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА ПИНДЮРИНА ВИКТОРА АЛЕКСАНДРОВИЧА

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 58 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ "О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ,

ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ

СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ

НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ,

УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ, ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО

ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ИХ СЕМЕЙ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева, заслушав заключение судьи В.Г. Ярославцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.А. Пиндюрина, установил:

1. Гражданин В.А. Пиндюрин оспаривает конституционность части второй статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", согласно которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Как следует из представленных материалов, В.А. Пиндюрин в период с 30 октября 1970 года по 14 ноября 1991 года проходил службу во внутренних войсках МВД СССР и на момент увольнения имел звание старшего прапорщика, занимал должность старшего контролера с должностным окладом по 6 тарифному разряду схемы должностных окладов. С 15 ноября 1991 года ему была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом СССР от 28 апреля 1990 года "О пенсионном обеспечении военнослужащих" (не применяется на территории Российской Федерации с 1 февраля 1993 года в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4469-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"). После вступления в силу Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, т.е. с 1 февраля 1993 года, перерасчет его пенсии был произведен исходя из должностного оклада по 5 тарифному разряду.

В 2020 году, полагая, что пенсия выплачивается ему в заниженном размере, В.А. Пиндюрин обратился к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области с исковыми требованиями о признании за ним права на исчисление пенсии из оклада по 6 тарифному разряду начиная с 1 февраля 1993 года, взыскании недоплаты пенсии за период с 1 февраля 1993 года по 31 декабря 2019 года, а также ущерба, причиненного недоплатой. Решением Центрального районного суда города Воронежа от 14 февраля 2020 года, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, его требования в части признания права на исчисление пенсии из оклада по 6 тарифному разряду начиная с 1 февраля 1993 года, о взыскании недоплаты пенсии были удовлетворены. В возмещении причиненного недоплатой ущерба В.А. Пиндюрину было отказано со ссылкой на то, что возникшие между сторонами спора отношения носят социальный, а не гражданско-правовой характер, в связи с чем статьи 15 и 393 ГК Российской Федерации применению в данном деле не подлежат. Кроме того, суд указал на то, что при расчете размера невыплаченных сумм были применены все предусмотренные действующим законодательством коэффициенты индексации, а иной порядок индексации пенсий в связи с инфляционными процессами законом не установлен.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации В.А. Пиндюрину было отказано.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, оно служит препятствием к реализации гражданами права на возмещение ущерба, причиненного виновными действиями органа, уполномоченного на осуществление государственного пенсионного обеспечения, по выплате пенсии за прошлое время с учетом инфляции.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом; в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом (статья 39; статья 75, часть 6).

Конституционным правом на социальное обеспечение охватывается и право на получение пенсий в определенных законом случаях и размерах, при этом выбор механизмов его реализации относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой свободой усмотрения при определении видов пенсий, правовых оснований и порядка их предоставления, правил назначения и перерасчета, а также формирования финансовой основы их выплаты. Вместе с тем осуществляемое им правовое регулирование должно учитывать особое значение пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров. Следовательно, принимаемые законодательные акты в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства должны гарантировать гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию и ее перерасчет, выплата пенсии производится своевременно и в полном объеме, а в случае ошибки пенсионного органа нарушенные права восстанавливаются.

3. Исходя из необходимости предоставить военнослужащим внутренних войск повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение, для них предусмотрено пенсионное обеспечение по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I.

Устанавливая виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты для указанной категории граждан, а также членов их семей, законодатель закрепил право на получение пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, размер которых исчисляется в процентном отношении от сумм денежного довольствия. При этом пересмотр размеров пенсий осуществляется одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих (статьи 14, 22, 36 и 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I). Аналогичное правовое регулирование предусматривал и ранее действовавший Закон СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих", в соответствии с которым заявителю была назначена пенсия за выслугу лет.

С введением в действие Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсии, ранее назначенные уволенным со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и другим военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, подлежали перерасчету, если в соответствии с новым правовым регулированием они имели право на пенсию в более высоком размере (абзац второй пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4469-I), что и имело место в деле В.А. Пиндюрина.

Решения о предоставлении гражданину пенсии определенного вида и размера, а в дальнейшем - о перерасчете пенсии принимаются органом, уполномоченным осуществлять пенсионное обеспечение.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из внутренних войск, осуществляется пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые в силу статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I оценивают фактические обстоятельства, обусловливающие возникновение у гражданина права на назначение (перерасчет) пенсионного обеспечения, в том числе в связи с изменением законодательства.

В результате принятия пенсионным органом решения о назначении (перерасчете) гражданину пенсии, в частности за выслугу лет, он реализует свое субъективное право на пенсионное обеспечение, а у пенсионного органа возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему сумм пенсии, в том числе в случае перерасчета пенсии в сторону увеличения.

4. Учитывая необходимость оценки значительного числа фактов, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, а в дальнейшем - на перерасчет ее размера, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении (перерасчете) пенсий тех или иных ошибок, включая носящие технический характер, полностью исключить невозможно. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (Постановление от 14 января 2016 года N 1-П).

В силу части третьей статьи 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I и пункта 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае обнаружения ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, в частности за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, устранение ошибки, допущенной при исчислении размера пенсии, в том числе при изменении законодательства, осуществляется путем перерасчета пенсии.

По общему правилу, при наступлении обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения, перерасчет осуществляется со дня их наступления. В таком случае разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается пенсионеру со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (пункт "б" части первой и часть вторая статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I).

В случае же устранения ошибки, допущенной пенсионными органами при установлении и (или) выплате пенсии, законодатель предусмотрел специальное регулирование, закрепляющее право пенсионера на выплату сумм пенсии, не полученных пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (часть вторая статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I). Тем самым предполагается не только перерасчет размера пенсии с того момента, когда эта ошибка была обнаружена, но и выплата разницы между новым и прежним размерами пенсии в полном объеме, в том числе с учетом увеличения денежного довольствия соответствующей категории военнослужащих, выступающего в качестве антиинфляционной защиты.

Такое правовое регулирование принято в рамках дискреционных полномочий законодателя, отвечает целям и задачам социального правового государства и, будучи основанным в том числе на конституционных принципах равенства, справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивает соблюдение законодательно установленного порядка исчисления пенсий и тем самым - защиту интересов граждан, которые вправе рассчитывать на принятие уполномоченными государством органами решений в соответствии с нормами закона, в частности при определении (перерасчете) размера пенсионного обеспечения.

Следовательно, оспариваемая часть вторая статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I в системе действующего правового регулирования является необходимым элементом специального правового механизма, направленного на восстановление нарушенного вследствие ошибки пенсионного органа права на пенсионное обеспечение, носит гарантийный характер, обеспечивает баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе критериев разумности и соразмерности и не может расцениваться как не согласующаяся с конституционными предписаниями и нарушающая права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Изложенное, однако, не препятствует федеральному законодателю в процессе совершенствования правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения определить иные меры, направленные на восстановление прав пенсионеров в случае несвоевременной выплаты сумм пенсии по вине органа, назначающего и (или) выплачивающего пенсию.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пиндюрина Виктора Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д. Зорькин

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 070.060.080 Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, и членов их семей (см. 150.130.060), 070.060.110 Исчисление пенсии. Надбавки. Перерасчет пенсий, 150.130.060 Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, и членов их семей, 160.020.080 Органы внутренних дел (см. также 020.010.040), 160.020.100 Другие государственные органы обеспечения безопасности (см. также 020.010.040), 180.030.020 Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать