Основная информация
Дата опубликования: | 08 октября 1999г. |
Номер документа: | Р199905452 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р9905452
Р199905452
ОПУБЛИКОВАНО:
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 15.11.1999, N 46, СТ. 5611
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 1, СТР. 43, 2000г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08.10.99 N 138-О
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА БАРАНОВА МИХАИЛА ИОСИФОВИЧА НА
НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 18 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ "О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В
РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ"
город Москва 8 октября 1999 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.Т.Ведерникова, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С.Эбзеева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина М.И.Баранова,
установил:
1. Гражданин М.И.Баранов, в связи с назначением выборов в органы местного самоуправления в Республике Северная Осетия Алания выдвинувший себя кандидатом на должность главы муниципального образования (мэра) города Владикавказа, обратился в избирательную комиссию города Владикавказа за разрешением на сбор подписей избирателей в поддержку своей кандидатуры, в чем ему было отказано. Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания, куда М.И.Баранов обжаловал отказ городской избирательной комиссии, 6 апреля 1999 года официально уведомил заявителя о том, что его жалоба признана необоснованной, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 16 ноября 1998 года "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания" должность мэра города Владикавказа не является выборной.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.И.Баранов оспаривает конституционность пункта 2 статьи 18 Закона Республики Северная Осетия - Алания "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания", согласно которому глава муниципального образования города Владикавказа, района Республики Северная Осетия - Алания назначается Президентом Республики Северная Осетия - Алания из числа депутатов Собрания представителей района, города Владикавказа или депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания, избранных по данной территории; Президент Республики Северная Осетия - Алания вправе освободить от занимаемой должности главу муниципального образования города Владикавказа, района Республики Северная Осетия - Алания; после освобождения от должности процедура назначения повторяется. По мнению заявителя, данная норма нарушает его право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления (статья 32, часть 2 Конституции Российской Федерации), посягает на самостоятельность местного самоуправления (статьи 12 и 130 Конституции Российской Федерации), а также не соответствует положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", что противоречит статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации.
2. Из статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации следует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В числе гарантий местного самоуправления Конституция Российской Федерации особо оговаривает запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133).
Во исполнение этих конституционных предписаний, а также статьи 72 (пункт "н" части 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, Федеральный закон от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 16). Названный Федеральный закон содержит прямой запрет на образование органов местного самоуправления и на назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (пункт 3 статьи 17).
Согласно Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 5). Между тем в отличие от Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Закон Республики Северная Осетия - Алания "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания" предусматривает назначение на должность главы муниципального образования города Владикавказа, района Республики Северная Осетия - Алания Президентом Республики Северная Осетия Алания. Данное положение ограничивает конституционные права местного самоуправления, прежде всего право свободно избирать главу муниципального образования, и в силу этого противоречит Конституции Российской Федерации.
3. Вопрос о конституционности законоположения, допускающего возможность назначения главы муниципального образования (как и освобождения его от должности) органом государственной власти уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
В постановлениях от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" и от 15 января 1998 года по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" Конституционный Суд Российской Федерации признал положение о том, что глава администрации района, города назначается и освобождается от должности органом государственной власти, не соответствующим Конституции Российской Федерации. Одновременно было установлено, что при проведении в Республике Коми выборов в органы местного самоуправления непосредственному применению подлежит Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данные постановления Конституционного Суда Российской Федерации сохраняют свою силу, а сформулированные в них правовые позиции распространяются на организацию местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации уже подтвердил исключительное право граждан, проживающих на территории муниципального образования, непосредственно либо через представительный орган местного самоуправления определять способ формирования органов местного самоуправления, включая избрание главы муниципального образования. Из этого также следует обязанность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить безусловное право населения или избранных им представительных органов местного самоуправления самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти и государственных должностных лиц, формировать органы местного самоуправления, включая избрание ими главы муниципального образования. Иное не согласуется с прямым действием и единообразным применением Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, а также с закрепленными ею принципами равенства прав и свобод граждан независимо от их места жительства (статья 19) и равноправия субъектов Российской Федерации (статья 5).
4. Положение пункта 2 статьи 18 Закона Республики Северная Осетия - Алания "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания" о назначении на должность главы муниципального образования города Владикавказа, района Республики Северная Осетия - Алания Президентом Республики Северная Осетия - Алания по своему содержанию аналогично положениям Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" и Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми", признанным Конституционным Судом Российской Федерации противоречащими Конституции Российской Федерации.
Следовательно, на оспариваемое положение распространяются требования части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", согласно которой признание Конституционным Судом Российской Федерации нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, содержащих такие же положения, какие были предметом обращения; положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежат отмене.
Согласно статье 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации отказывает в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения ранее им было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Поскольку гражданин М.И.Баранов оспаривает конституционность нормы, уже являвшейся предметом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, его жалоба не может быть принята к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43, частями первой и второй статьи 79, частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Положение о назначении на должность главы муниципального образования города Владикавказа, района Республики Северная Осетия - Алания Президентом Республики Северная Осетия - Алания, содержащееся в пункте 2 статьи 18 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 16 ноября 1998 года "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания", является аналогичным положениям, которые ранее были предметом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации и по которым Конституционным Судом Российской Федерации были вынесены постановления, сохраняющие свою силу.
Пункт 2 статьи 18 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 16 ноября 1998 года "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания" подлежит отмене в установленном порядке и не может применяться судами, другими органами и должностными лицами.
2. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Баранова Михаила Иосифовича, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее вынесены постановления, сохраняющие свою силу.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия Алания. Определение должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель Конституционного
Суда Российской Федерации М.В. Баглай
Судья-секретарь Конституционного
Суда Российской Федерации Н.В. Селезнев
[отформатировано: 25.11.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Р9905452
Р199905452
ОПУБЛИКОВАНО:
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 15.11.1999, N 46, СТ. 5611
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 1, СТР. 43, 2000г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08.10.99 N 138-О
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА БАРАНОВА МИХАИЛА ИОСИФОВИЧА НА
НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 18 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ "О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В
РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ"
город Москва 8 октября 1999 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.Т.Ведерникова, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С.Эбзеева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина М.И.Баранова,
установил:
1. Гражданин М.И.Баранов, в связи с назначением выборов в органы местного самоуправления в Республике Северная Осетия Алания выдвинувший себя кандидатом на должность главы муниципального образования (мэра) города Владикавказа, обратился в избирательную комиссию города Владикавказа за разрешением на сбор подписей избирателей в поддержку своей кандидатуры, в чем ему было отказано. Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания, куда М.И.Баранов обжаловал отказ городской избирательной комиссии, 6 апреля 1999 года официально уведомил заявителя о том, что его жалоба признана необоснованной, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 16 ноября 1998 года "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания" должность мэра города Владикавказа не является выборной.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.И.Баранов оспаривает конституционность пункта 2 статьи 18 Закона Республики Северная Осетия - Алания "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания", согласно которому глава муниципального образования города Владикавказа, района Республики Северная Осетия - Алания назначается Президентом Республики Северная Осетия - Алания из числа депутатов Собрания представителей района, города Владикавказа или депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания, избранных по данной территории; Президент Республики Северная Осетия - Алания вправе освободить от занимаемой должности главу муниципального образования города Владикавказа, района Республики Северная Осетия - Алания; после освобождения от должности процедура назначения повторяется. По мнению заявителя, данная норма нарушает его право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления (статья 32, часть 2 Конституции Российской Федерации), посягает на самостоятельность местного самоуправления (статьи 12 и 130 Конституции Российской Федерации), а также не соответствует положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", что противоречит статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации.
2. Из статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации следует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В числе гарантий местного самоуправления Конституция Российской Федерации особо оговаривает запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133).
Во исполнение этих конституционных предписаний, а также статьи 72 (пункт "н" части 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, Федеральный закон от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 16). Названный Федеральный закон содержит прямой запрет на образование органов местного самоуправления и на назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (пункт 3 статьи 17).
Согласно Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 5). Между тем в отличие от Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Закон Республики Северная Осетия - Алания "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания" предусматривает назначение на должность главы муниципального образования города Владикавказа, района Республики Северная Осетия - Алания Президентом Республики Северная Осетия Алания. Данное положение ограничивает конституционные права местного самоуправления, прежде всего право свободно избирать главу муниципального образования, и в силу этого противоречит Конституции Российской Федерации.
3. Вопрос о конституционности законоположения, допускающего возможность назначения главы муниципального образования (как и освобождения его от должности) органом государственной власти уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
В постановлениях от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" и от 15 января 1998 года по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" Конституционный Суд Российской Федерации признал положение о том, что глава администрации района, города назначается и освобождается от должности органом государственной власти, не соответствующим Конституции Российской Федерации. Одновременно было установлено, что при проведении в Республике Коми выборов в органы местного самоуправления непосредственному применению подлежит Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данные постановления Конституционного Суда Российской Федерации сохраняют свою силу, а сформулированные в них правовые позиции распространяются на организацию местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации уже подтвердил исключительное право граждан, проживающих на территории муниципального образования, непосредственно либо через представительный орган местного самоуправления определять способ формирования органов местного самоуправления, включая избрание главы муниципального образования. Из этого также следует обязанность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить безусловное право населения или избранных им представительных органов местного самоуправления самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти и государственных должностных лиц, формировать органы местного самоуправления, включая избрание ими главы муниципального образования. Иное не согласуется с прямым действием и единообразным применением Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, а также с закрепленными ею принципами равенства прав и свобод граждан независимо от их места жительства (статья 19) и равноправия субъектов Российской Федерации (статья 5).
4. Положение пункта 2 статьи 18 Закона Республики Северная Осетия - Алания "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания" о назначении на должность главы муниципального образования города Владикавказа, района Республики Северная Осетия - Алания Президентом Республики Северная Осетия - Алания по своему содержанию аналогично положениям Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" и Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми", признанным Конституционным Судом Российской Федерации противоречащими Конституции Российской Федерации.
Следовательно, на оспариваемое положение распространяются требования части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", согласно которой признание Конституционным Судом Российской Федерации нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, содержащих такие же положения, какие были предметом обращения; положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежат отмене.
Согласно статье 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации отказывает в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения ранее им было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Поскольку гражданин М.И.Баранов оспаривает конституционность нормы, уже являвшейся предметом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, его жалоба не может быть принята к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43, частями первой и второй статьи 79, частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Положение о назначении на должность главы муниципального образования города Владикавказа, района Республики Северная Осетия - Алания Президентом Республики Северная Осетия - Алания, содержащееся в пункте 2 статьи 18 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 16 ноября 1998 года "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания", является аналогичным положениям, которые ранее были предметом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации и по которым Конституционным Судом Российской Федерации были вынесены постановления, сохраняющие свою силу.
Пункт 2 статьи 18 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 16 ноября 1998 года "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания" подлежит отмене в установленном порядке и не может применяться судами, другими органами и должностными лицами.
2. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Баранова Михаила Иосифовича, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее вынесены постановления, сохраняющие свою силу.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия Алания. Определение должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель Конституционного
Суда Российской Федерации М.В. Баглай
Судья-секретарь Конституционного
Суда Российской Федерации Н.В. Селезнев
[отформатировано: 25.11.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ № 46 от 15.11.1999, ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 1 от 08.10.1999 Стр. 43 |
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 Конституционный строй, 010.150.000 Местное самоуправление, 010.150.010 Общие положения, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.030.000 Конституционное судопроизводство |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: