Основная информация

Дата опубликования: 08 декабря 2011г.
Номер документа: Р201108480
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р201108480

Р201108480

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, 30.05.2012, N 3, СТР. 85

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08.12.2011 N 1845-О-О

ПО ЖАЛОБЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

"ОБЩЕСТВО ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ" НА НАРУШЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ

ПУНКТОВ 2 И 3 СТАТЬИ 33336 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Г.А. Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы межрегиональной общественной организации "Общество защиты прав инвесторов", установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации межрегиональная общественная организация "Общество защиты прав инвесторов" оспаривает конституционность следующих положений статьи 33336 "Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям" Налогового кодекса Российской Федерации:

пункта 2, устанавливающего перечень лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями;

пункта 3, определяющего, что лица, указанные в пункте 2 данной статьи Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются от уплаты государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей.

Заявитель утверждает, что статья 33336 Налогового кодекса Российской Федерации содержит неопределенность: с одной стороны, общественные объединения потребителей по искам, предъявляемым в интересах потребителя, в силу подпункта 13 пункта 1 полностью освобождаются от уплаты государственной пошлины, а с другой стороны, истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, с ценой более 1 000 000 рублей уплачивают государственную пошлину (подпункт 4 пункта 2 и пункт 3). Тем самым оспариваемые законоположения, по его мнению, противоречат статьям 19 (часть 1), 45 (часть 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, определением Гагаринского районного суда города Москвы от 20 декабря 2010 года, оставленным без изменения Московским городским судом (определение от 24 января 2011 года), исковое заявление межрегиональной общественной организации "Общество защиты прав инвесторов" о признании права собственности на квартиру, поданное в интересах гражданина К., оставлено без движения, поскольку истцом не была уплачена государственная пошлина. При этом суды исходили из того, что, поскольку цена иска (стоимость квартиры) превышает 1 000 000 рублей, истец в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 33336 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплатить государственную пошлину в соответствии с пунктом 3 данной статьи.

Между тем в деле по аналогичному иску межрегиональной общественной организацией "Общество защиты прав инвесторов", заявленному в интересах гражданина С., Черемушкинский районный суд города Москвы рассмотрел спор по существу (решение от 19 октября 2009 года), не посчитав при этом, что истцу следует уплатить государственную пошлину.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57); федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "з"); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (статья 75, часть 3). Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2006 года N 2-П указал, что сборы, как и налоги, являются конституционно допустимым платежом публичного характера, уплачиваемым в бюджет в силу обязанности, установленной законом.

В Налоговом кодексе Российской Федерации названы виды сборов, соответствующие определению сбора как обязательного взноса, взимаемого с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий (пункт 2 статьи 8). К федеральным сборам относится и государственная пошлина (пункт 10 статьи 13), взимаемая с лиц, указанных в статье 33317 данного Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 33336 Налогового кодекса Российской Федерации общественные объединения потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, предъявляемым в интересах потребителя (подпункт 13). Данная норма не ставит освобождение от уплаты государственной пошлины в зависимость от цены иска. Вместе с тем Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей (подпункт 4 пункта 2 и пункт 3 статьи 33336).

Следовательно, освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции и к мировым судьям поставлено в зависимость от того, кто именно является лицом, обратившимся в суд: общественная организация в интересах потребителя либо непосредственно сам потребитель, т.е. от субъекта обращения в суд с иском.

Если заявителем в интересах потребителя выступает общественная организация, то в силу подпункта 13 пункта 1 статьи 33336 Налогового кодекса Российской Федерации она - независимо от цены иска - полностью освобождается от уплаты государственной пошлины. При этом обязательным условием применения данной льготы является связь предмета заявленного иска с защитой прав гражданина как потребителя (приобретение товара, работ, услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). Если же заявителем в суде выступает сам потребитель, следует руководствоваться положениями пунктов 2 и 3 статьи 33336 данного Кодекса (государственная пошлина уплачивается, если цена иска превышает 1 000 000 рублей).

Таким образом, сами по себе оспариваемые законоположения, направленные на предоставление льготы при уплате государственной пошлины, вопреки утверждению заявителя, не нарушают его конституционные права и свободы и не содержат неопределенности. Проверка же законности и обоснованности правоприменительных решений, вынесенных по делу заявителя, как и выбор норм, подлежащих применению при его разрешении, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пунктом 2 части первой статьи 43, частью четвертой статьи 71 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Признать жалобу межрегиональной общественной организации "Общество защиты прав инвесторов" не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

[введено: 12.07.2012 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 10.08.2012 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 3 от 30.05.2012 Стр. 85
Рубрики правового классификатора: 010.170.010 Общественные объединения (см. также 030.030.050), 030.030.050 Некоммерческие организации (см. также 010.170.010, 010.170.020), 080.100.010 Общие положения, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 080.100.060 Льготы по налогам, 180.010.000 Общие положения, 180.030.010 Общие положения, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать