Основная информация
Дата опубликования: | 10 июля 2003г. |
Номер документа: | Р200305433 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р0305433
Р200305433
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 6, СТР. 76, 2003г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10.07.2003 N 282-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ АБЗАЦА ТРЕТЬЕГО ПУНКТА 5
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ
РЕАБИЛИТИРОВАННЫМ ЛИЦАМ И ЛИЦАМ, ПРИЗНАННЫМ
ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Правительства Хабаровского края, установил:
1. Согласно Закону Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" (с последующими изменениями и дополнениями) лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или международным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда (пункт "е" части второй статьи 16); порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 17).
3 мая 1994 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 419, которым утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предусматривающее, в частности, что компенсация расходов на проезд реабилитированным лицам, в том числе лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, производится при предъявлении проездных билетов по месту их постоянного жительства органами, назначившими пенсию (абзац третий пункта 5); при этом расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам, предусмотренных указанным Положением, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением расходов из федерального бюджета (пункт 14).
В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Правительство Хабаровского края указывает, что Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, заменив льготу в виде бесплатного проезда, установленную федеральным законом, компенсацией расходов на проезд; такое регулирование, содержащееся в абзаце третьем пункта 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, повлекло, по мнению заявителя, массовое нарушение прав реабилитированных граждан, проживающих на территории Хабаровского края, а потому названная норма не соответствует Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, ее статьям 18, 55 (части 2 и 3) и 114 (пункты "в" и "е" части 1).
2. Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", исходя из цели обеспечения жертв политических репрессий посильной в настоящее время компенсацией материального и морального ущерба (Преамбула) и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту данной категории граждан, в том числе в виде права на бесплатный проезд (пункты "г", "д" и "е" части второй статьи 16). По своей правовой природе данный вид государственной социальной поддержки является льготой, носящей компенсаторный характер, установление порядка предоставления которой законодателем возложено на Правительство Российской Федерации (статья 17). Право на такого рода льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 не вытекает, поэтому определение правовых оснований их предоставления и круга субъектов, на которых они распространяются, входит в компетенцию законодателя. При этом Правительство Российской Федерации при осуществлении полномочий, возложенных на него Законом, в том числе по определению порядка предоставления названной льготы, обязано действовать в соответствии со смыслом этого Закона и в обеспечение его адекватной реализации (статьи 10, 18, пункты "е" и "ж" части первой статьи 114, часть первая статьи 115).
Оспариваемое положение, принятое Правительством Российской Федерации во исполнение пункта "е" части второй статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", предусматривает порядок реализации права на бесплатный проезд, учитывающий специфику данной льготы (предоставление транспортных услуг различными видами транспорта, за пределами административного района проживания, периодичность предоставления и необходимость индивидуального учета пользования льготой) и гарантирующий итоговую бесплатность проезда, а потому сам по себе не может расцениваться как нарушающий предписания статей 18 и 55 (части 2 и 3), 114 (пункты "в" и "е" части 1) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853. Пункт "е" части второй статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и пункты 5 и 14 Положения в их взаимосвязи предполагают обязанность федеральных органов законодательной и исполнительной власти предусматривать соответствующие расходы при формировании федерального бюджета и эффективный механизм своевременного и полного перечисления денежных средств для возмещения произведенных расходов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам. Надлежащее выполнение указанной обязанности призвано обеспечить права и законные интересы как льготополучателей, так и уполномоченных органов публичной власти - субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Защита же прав и интересов граждан от любых неправомерных решений и действий (бездействия) государственных органов в соответствии со статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 находится в ведении судов общей юрисдикции, которые при осуществлении правосудия по таким делам должны применять прежде всего нормы Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" во взаимосвязи с другими положениями действующего законодательства.
Кроме того, оспариваемое нормативное регулирование, в силу статей 72 (пункты "б" и "ж" части 1), 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и пункта 14 Положения, не препятствует органам власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления принимать собственные решения, направленные на реализацию тех или иных норм Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в целях усиления гарантий реабилитированным лицам, обеспечивающие учет особенностей складывающихся у граждан жизненных ситуаций и предусматривающие предоставление установленной федеральным законом льготы в ином порядке, в частности на основе соответствующих договорных отношений с перевозчиками, путем определения порядка возмещения потерь при перевозках железнодорожным транспортом общего пользования (пункт 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в редакции от 7 июля 2003 года).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Правительства Хабаровского края, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми запрос признается допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
[введено: 30.01.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]
[проверено: 03.02.2004 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]
Р0305433
Р200305433
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 6, СТР. 76, 2003г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10.07.2003 N 282-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ АБЗАЦА ТРЕТЬЕГО ПУНКТА 5
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ
РЕАБИЛИТИРОВАННЫМ ЛИЦАМ И ЛИЦАМ, ПРИЗНАННЫМ
ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Правительства Хабаровского края, установил:
1. Согласно Закону Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" (с последующими изменениями и дополнениями) лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или международным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда (пункт "е" части второй статьи 16); порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 17).
3 мая 1994 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 419, которым утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предусматривающее, в частности, что компенсация расходов на проезд реабилитированным лицам, в том числе лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, производится при предъявлении проездных билетов по месту их постоянного жительства органами, назначившими пенсию (абзац третий пункта 5); при этом расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам, предусмотренных указанным Положением, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением расходов из федерального бюджета (пункт 14).
В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Правительство Хабаровского края указывает, что Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, заменив льготу в виде бесплатного проезда, установленную федеральным законом, компенсацией расходов на проезд; такое регулирование, содержащееся в абзаце третьем пункта 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, повлекло, по мнению заявителя, массовое нарушение прав реабилитированных граждан, проживающих на территории Хабаровского края, а потому названная норма не соответствует Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, ее статьям 18, 55 (части 2 и 3) и 114 (пункты "в" и "е" части 1).
2. Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", исходя из цели обеспечения жертв политических репрессий посильной в настоящее время компенсацией материального и морального ущерба (Преамбула) и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту данной категории граждан, в том числе в виде права на бесплатный проезд (пункты "г", "д" и "е" части второй статьи 16). По своей правовой природе данный вид государственной социальной поддержки является льготой, носящей компенсаторный характер, установление порядка предоставления которой законодателем возложено на Правительство Российской Федерации (статья 17). Право на такого рода льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 не вытекает, поэтому определение правовых оснований их предоставления и круга субъектов, на которых они распространяются, входит в компетенцию законодателя. При этом Правительство Российской Федерации при осуществлении полномочий, возложенных на него Законом, в том числе по определению порядка предоставления названной льготы, обязано действовать в соответствии со смыслом этого Закона и в обеспечение его адекватной реализации (статьи 10, 18, пункты "е" и "ж" части первой статьи 114, часть первая статьи 115).
Оспариваемое положение, принятое Правительством Российской Федерации во исполнение пункта "е" части второй статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", предусматривает порядок реализации права на бесплатный проезд, учитывающий специфику данной льготы (предоставление транспортных услуг различными видами транспорта, за пределами административного района проживания, периодичность предоставления и необходимость индивидуального учета пользования льготой) и гарантирующий итоговую бесплатность проезда, а потому сам по себе не может расцениваться как нарушающий предписания статей 18 и 55 (части 2 и 3), 114 (пункты "в" и "е" части 1) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853. Пункт "е" части второй статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и пункты 5 и 14 Положения в их взаимосвязи предполагают обязанность федеральных органов законодательной и исполнительной власти предусматривать соответствующие расходы при формировании федерального бюджета и эффективный механизм своевременного и полного перечисления денежных средств для возмещения произведенных расходов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам. Надлежащее выполнение указанной обязанности призвано обеспечить права и законные интересы как льготополучателей, так и уполномоченных органов публичной власти - субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Защита же прав и интересов граждан от любых неправомерных решений и действий (бездействия) государственных органов в соответствии со статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 находится в ведении судов общей юрисдикции, которые при осуществлении правосудия по таким делам должны применять прежде всего нормы Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" во взаимосвязи с другими положениями действующего законодательства.
Кроме того, оспариваемое нормативное регулирование, в силу статей 72 (пункты "б" и "ж" части 1), 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и пункта 14 Положения, не препятствует органам власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления принимать собственные решения, направленные на реализацию тех или иных норм Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в целях усиления гарантий реабилитированным лицам, обеспечивающие учет особенностей складывающихся у граждан жизненных ситуаций и предусматривающие предоставление установленной федеральным законом льготы в ином порядке, в частности на основе соответствующих договорных отношений с перевозчиками, путем определения порядка возмещения потерь при перевозках железнодорожным транспортом общего пользования (пункт 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в редакции от 7 июля 2003 года).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Правительства Хабаровского края, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми запрос признается допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
[введено: 30.01.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]
[проверено: 03.02.2004 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 6 от 10.07.2003 Стр. 76 |
Рубрики правового классификатора: | 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.090.000 Льготы, 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: