Основная информация
Дата опубликования: | 10 сентября 1999г. |
Номер документа: | В199903900 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
<30>
В199903900
В199903900
<30>
В9903900
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10.09.99 N 59-Г99-9
ПО КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ИСПОЛКОМА
АМУРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВОПД "НАШ ДОМ - РОССИЯ"
ТАНАКОВА Л.Н. НА РЕШЕНИЕ АМУРСКОГО ОБЛАСТНОГО
СУДА ОТ 15 ИЮЛЯ 1999 ГОДА ДЕЛО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АМУРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВОПД
"НАШ ДОМ - РОССИЯ" ТАНАКОВА ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА
О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ РЕШЕНИЙ АМУРСКОГО
ОБЛАСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
N 26/186 ОТ 27 МАЯ 1999 ГОДА И
N 27/247 ОТ 22 ИЮНЯ 1999 ГОДА
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Кнышева В. П.,
судей - Горохова Б. А., Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании 10 сентября 1999 г. по кассационной жалобе председателя исполкома Амурского отделения ВОПД "Наш дом -"Россия" Танакова Л.Н. на решение Амурского областного суда от 15 июля 1999 года дело по заявлению председателя Амурского регионального отделения ВОПД "Наш дом Россия" Танакова Льва Николаевича о признании незаконными решений Амурского областного Совета народных депутатов N 26/186 от 27 мая 1999 года и N 27/247 от 22 июня 1999 года".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя ВОПД "Наш дом - Россия" Максимова Д.А. (доверенность от 25.05.99г.), заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
В связи с переформированием избирательной комиссии Амурской области по окончании срока полномочий прежнего состава комиссии, исполком политсовета ВОПД "Наш дом - Россия" в соответствии с частью первой ст. 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" направил в адрес Амурского областного Совета народных депутатов выписку из решения Исполкома политсовета от 15 апреля 1999 года N 6/1, в которой предложил назначить членом избирательной комиссии Амурской области с правом решающего голоса избирательного объединения "Всероссийское общественно-политическое движение "Наш дом - Россия" Геевского Вячеслава Александровича, являвшегося председателем областной избирательной комиссии прежнего состава.
На 26 заседании Амурского областного Совета народных депутатов 27 мая 1999 года, при рассмотрении вопроса "О назначении членов избирательной комиссии Амурской области", при тайном голосовании большинством голосов депутаты областного Совета отклонили кандидатуру Геевского В.А., представленную движением "Наш дом Россия", для назначения ее в состав избирательной комиссии Амурской области.
В соответствии с решением Амурского областного Совета народных депутатов от 27.05.99 года N 26/186, исполком политсовета ВОПД "Наш дом - Россия" повторно представил кандидатуру Геевского В.А. для назначения в состав избирательной комиссии Амурской области.
22 июня 1999 года Амурскими областным Советом народных депутатов было принято решение N 27/247, которым повторно отказано в назначении членом избирательной комиссии Амурской области Геевского В.А, как не получившего поддержки большинства депутатов областного Совета народных депутатов. ВОПД "Наш дом - Россия" было предложено представить на утверждение Совета другую кандидатуру для назначения в новый состав областной избирательной комиссии.
Исполком Амурского отделения ВОПД "Наш дом - Россия" обратился в суд с заявлением о признании незаконными решений Амурского областного Совета народных депутатов N 26/186 от 27 мая 1999 года и N 27/247 от 22 июня 1999 года, ссылаясь на то, что этими решениями нарушено его право самостоятельно определять кандидатуру своего представителя для назначения в состав избирательной комиссии Амурской области.
Решением Амурского областного суда от 15 июля 1999 года в удовлетворении заявления Амурского регионального отделения ВОПД "Наш дом - Россия" было отказано.
В кассационной жалобе председателя исполкома Амурского отделения ВОПД "Наш дом - Россия" Танакова Л.Н. поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 30,32 Конституцию Российской Федерации гражданам гарантировано право на объединение, свобода деятельности которых гарантируется, а также право на участие в управлении государством и право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
Права общественных объединений закреплены в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В соответствии со ст. 27 этого Закона для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право:
участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;
представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах;
выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).
В соответствии со ст. 17 этого же Закона вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.
Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.
Пунктом 1 ст. 23 Федерального закона от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава. При этом государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина назначается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Как законодательный (представительный), так и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан назначить не менее одной трети назначаемого им количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
Приведенные нормы Конституции Российской Федерации и Федеральных законов не могут трактоваться иначе, как гарантии прав общественных объединений при назначении их представителей в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
Правом определять, кто из его представителей выдвигается в состав избирательной комиссии, обладает только само общественное объединение. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе произвольно отклонять выдвинутые общественными объединениями кандидатуры в состав избирательной комиссии, вмешиваясь тем самым в деятельность общественных объединений. Все кандидатуры, предложенные избирательными объединениями, избирательными блоками, имеющими фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, должны быть назначены членами соответствующих избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. При этом в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также по усмотрению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего назначение соответствующей половины членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, может быть назначено в состав комиссии и большее, чем одна треть, число членов на основе предложений избирательных объединений и избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации при соблюдении других требований Федерального закона.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий назначение членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, не вправе требовать замены кандидатур, представленных указанными избирательными объединениями или избирательными блоками, а также выдвигать иные, не предусмотренные федеральным законодательством, требования к указанным кандидатурам.
Отказ органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначить выдвинутую общественным объединением кандидатуру в состав избирательной комиссии может быть признан правомерным только в том случае, если он мотивирован ссылками на конкретные нормы федерального законодательства, предусматривающие ограничения избирательных. Такие ограничения, в частности, установлены ч.ч. 3 и 6 ст. 4, ч. 9 ст. 23, ч.ч. 1, 2,3,10 ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При рассмотрении дела по заявлению исполком политсовета ВОПД "Наш дом - Россия" суд неправильно истолковал ч. 1 ст. 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пришел к ошибочному выводу о наличии у представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации возможности без ссылок на запрет, установленный этим Законом, назначать либо не назначать кандидатуры, предложенные избирательными объединениями, избирательными блоками, имеющими фракции в Государственной Думе, в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
Решения Амурского областного Совета народных депутатов N 26/186 от 27 мая 1999 года и N 27/247 от 22 июня 1999 года ссылками на Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не мотивированы и могут быть признаны незаконными в том случае, если в отношении кандидатуры Геевского В.Л. отсутствуют препятствия к назначению в состав избирательной комиссии Амурской области, установленные ч.ч. 3 и 6 ст. 4, ч. 9 ст. 23, ч.ч. 1,2,3,10 ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При рассмотрении дела судом не было проверено, имеются ли препятствия, установленные федеральным законодательством, к назначению Геевского В.Л. в состав избирательной комиссии и не проверены доводы заявителя о том, что при рассмотрении вопросов о формировании состава избирательной комиссии Амурской области было нарушено право движения "Наш дом - Россия" присутствовать на заседании Совета народных депутатов Амурской области. Таким образом, нормы материально права при рассмотрении дела судом были нарушены, а юридически значимые для дела обстоятельства установлены неправильно. В соответствии с п.п. 1 и 4 ст. ЗО6 ГПК РСФСР решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду следует выяснить, имеются ли препятствия, установленные федеральным законодательством, к назначению Геевского В.Л. в состав избирательной комиссии Амурской области и соблюдена ли процедура обсуждения вопроса о формировании состава избирательной комиссии Амурской области, установленная Регламентом Амурского областного Совета народных депутатов и Законом Амурской области "Об избирательной комиссии Амурской области".
На основании п. 2 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Амурского областного суда от 15 июля 1999 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
Председательствующий В.П. Кнышев
Судьи: Б.А. Горохов,
А.В. Харланов
[Отформатировано: 16.12.99 оператор НЦПИ - Иванова Е.В.]
[проверено: 24.12.99 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
<30>
В199903900
В199903900
<30>
В9903900
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10.09.99 N 59-Г99-9
ПО КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ИСПОЛКОМА
АМУРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВОПД "НАШ ДОМ - РОССИЯ"
ТАНАКОВА Л.Н. НА РЕШЕНИЕ АМУРСКОГО ОБЛАСТНОГО
СУДА ОТ 15 ИЮЛЯ 1999 ГОДА ДЕЛО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АМУРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВОПД
"НАШ ДОМ - РОССИЯ" ТАНАКОВА ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА
О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ РЕШЕНИЙ АМУРСКОГО
ОБЛАСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
N 26/186 ОТ 27 МАЯ 1999 ГОДА И
N 27/247 ОТ 22 ИЮНЯ 1999 ГОДА
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Кнышева В. П.,
судей - Горохова Б. А., Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании 10 сентября 1999 г. по кассационной жалобе председателя исполкома Амурского отделения ВОПД "Наш дом -"Россия" Танакова Л.Н. на решение Амурского областного суда от 15 июля 1999 года дело по заявлению председателя Амурского регионального отделения ВОПД "Наш дом Россия" Танакова Льва Николаевича о признании незаконными решений Амурского областного Совета народных депутатов N 26/186 от 27 мая 1999 года и N 27/247 от 22 июня 1999 года".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя ВОПД "Наш дом - Россия" Максимова Д.А. (доверенность от 25.05.99г.), заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
В связи с переформированием избирательной комиссии Амурской области по окончании срока полномочий прежнего состава комиссии, исполком политсовета ВОПД "Наш дом - Россия" в соответствии с частью первой ст. 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" направил в адрес Амурского областного Совета народных депутатов выписку из решения Исполкома политсовета от 15 апреля 1999 года N 6/1, в которой предложил назначить членом избирательной комиссии Амурской области с правом решающего голоса избирательного объединения "Всероссийское общественно-политическое движение "Наш дом - Россия" Геевского Вячеслава Александровича, являвшегося председателем областной избирательной комиссии прежнего состава.
На 26 заседании Амурского областного Совета народных депутатов 27 мая 1999 года, при рассмотрении вопроса "О назначении членов избирательной комиссии Амурской области", при тайном голосовании большинством голосов депутаты областного Совета отклонили кандидатуру Геевского В.А., представленную движением "Наш дом Россия", для назначения ее в состав избирательной комиссии Амурской области.
В соответствии с решением Амурского областного Совета народных депутатов от 27.05.99 года N 26/186, исполком политсовета ВОПД "Наш дом - Россия" повторно представил кандидатуру Геевского В.А. для назначения в состав избирательной комиссии Амурской области.
22 июня 1999 года Амурскими областным Советом народных депутатов было принято решение N 27/247, которым повторно отказано в назначении членом избирательной комиссии Амурской области Геевского В.А, как не получившего поддержки большинства депутатов областного Совета народных депутатов. ВОПД "Наш дом - Россия" было предложено представить на утверждение Совета другую кандидатуру для назначения в новый состав областной избирательной комиссии.
Исполком Амурского отделения ВОПД "Наш дом - Россия" обратился в суд с заявлением о признании незаконными решений Амурского областного Совета народных депутатов N 26/186 от 27 мая 1999 года и N 27/247 от 22 июня 1999 года, ссылаясь на то, что этими решениями нарушено его право самостоятельно определять кандидатуру своего представителя для назначения в состав избирательной комиссии Амурской области.
Решением Амурского областного суда от 15 июля 1999 года в удовлетворении заявления Амурского регионального отделения ВОПД "Наш дом - Россия" было отказано.
В кассационной жалобе председателя исполкома Амурского отделения ВОПД "Наш дом - Россия" Танакова Л.Н. поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 30,32 Конституцию Российской Федерации гражданам гарантировано право на объединение, свобода деятельности которых гарантируется, а также право на участие в управлении государством и право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
Права общественных объединений закреплены в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В соответствии со ст. 27 этого Закона для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право:
участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;
представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах;
выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).
В соответствии со ст. 17 этого же Закона вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.
Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.
Пунктом 1 ст. 23 Федерального закона от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава. При этом государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина назначается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Как законодательный (представительный), так и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан назначить не менее одной трети назначаемого им количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
Приведенные нормы Конституции Российской Федерации и Федеральных законов не могут трактоваться иначе, как гарантии прав общественных объединений при назначении их представителей в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
Правом определять, кто из его представителей выдвигается в состав избирательной комиссии, обладает только само общественное объединение. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе произвольно отклонять выдвинутые общественными объединениями кандидатуры в состав избирательной комиссии, вмешиваясь тем самым в деятельность общественных объединений. Все кандидатуры, предложенные избирательными объединениями, избирательными блоками, имеющими фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, должны быть назначены членами соответствующих избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. При этом в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также по усмотрению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего назначение соответствующей половины членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, может быть назначено в состав комиссии и большее, чем одна треть, число членов на основе предложений избирательных объединений и избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации при соблюдении других требований Федерального закона.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий назначение членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, не вправе требовать замены кандидатур, представленных указанными избирательными объединениями или избирательными блоками, а также выдвигать иные, не предусмотренные федеральным законодательством, требования к указанным кандидатурам.
Отказ органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначить выдвинутую общественным объединением кандидатуру в состав избирательной комиссии может быть признан правомерным только в том случае, если он мотивирован ссылками на конкретные нормы федерального законодательства, предусматривающие ограничения избирательных. Такие ограничения, в частности, установлены ч.ч. 3 и 6 ст. 4, ч. 9 ст. 23, ч.ч. 1, 2,3,10 ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При рассмотрении дела по заявлению исполком политсовета ВОПД "Наш дом - Россия" суд неправильно истолковал ч. 1 ст. 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пришел к ошибочному выводу о наличии у представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации возможности без ссылок на запрет, установленный этим Законом, назначать либо не назначать кандидатуры, предложенные избирательными объединениями, избирательными блоками, имеющими фракции в Государственной Думе, в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
Решения Амурского областного Совета народных депутатов N 26/186 от 27 мая 1999 года и N 27/247 от 22 июня 1999 года ссылками на Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не мотивированы и могут быть признаны незаконными в том случае, если в отношении кандидатуры Геевского В.Л. отсутствуют препятствия к назначению в состав избирательной комиссии Амурской области, установленные ч.ч. 3 и 6 ст. 4, ч. 9 ст. 23, ч.ч. 1,2,3,10 ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При рассмотрении дела судом не было проверено, имеются ли препятствия, установленные федеральным законодательством, к назначению Геевского В.Л. в состав избирательной комиссии и не проверены доводы заявителя о том, что при рассмотрении вопросов о формировании состава избирательной комиссии Амурской области было нарушено право движения "Наш дом - Россия" присутствовать на заседании Совета народных депутатов Амурской области. Таким образом, нормы материально права при рассмотрении дела судом были нарушены, а юридически значимые для дела обстоятельства установлены неправильно. В соответствии с п.п. 1 и 4 ст. ЗО6 ГПК РСФСР решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду следует выяснить, имеются ли препятствия, установленные федеральным законодательством, к назначению Геевского В.Л. в состав избирательной комиссии Амурской области и соблюдена ли процедура обсуждения вопроса о формировании состава избирательной комиссии Амурской области, установленная Регламентом Амурского областного Совета народных депутатов и Законом Амурской области "Об избирательной комиссии Амурской области".
На основании п. 2 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Амурского областного суда от 15 июля 1999 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
Председательствующий В.П. Кнышев
Судьи: Б.А. Горохов,
А.В. Харланов
[Отформатировано: 16.12.99 оператор НЦПИ - Иванова Е.В.]
[проверено: 24.12.99 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 Конституционный строй, 010.080.000 Референдум. Выборы. Избирательная система, 010.080.020 Выборы. Избирательная система, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: