Основная информация
Дата опубликования: | 10 октября 2002г. |
Номер документа: | Р200206444 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р0206444
Р200206444
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 2, СТР. 13, 2003г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10.10.2002 N 258-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА РАМАЛДАНОВА МУСЛИМА ДЖАЛИЛОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ
ПРЕАМБУЛЫ, АБЗАЦЕВ ЧЕТВЕРТОГО И ВОСЬМОГО СТАТЬИ 1
И ПУНКТА 3 СТАТЬИ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ДЕКАБРЯ
1996 ГОДА "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина М.Д. Рамалданова требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
1. Гражданином М.Д. Рамалдановым оспаривается конституционность ряда положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые касаются зачисления лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение в период их обучения в образовательных учреждениях.
Как следует из жалобы, М.Д. Рамалданов, оставшийся без попечения родителей, через год после окончания общеобразовательной школы поступил на дневное (очное) отделение Астраханского государственного технического университета. Полное государственное обеспечение, на которое заявитель был зачислен в соответствии с названным Федеральным законом, было прекращено администрацией университета с 1 января 2001 года в связи с достижением им возраста 23 лет. Прокуратура Ленинского района города Астрахани, куда М.Д. Рамалданов обратился с заявлением, со ссылкой на тот же Федеральный закон признала действия администрации законными, не требующими мер прокурорского реагирования.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.Д. Рамалданов утверждает, что оспариваемые им положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лишают права на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и продолжающих обучение в государственном или муниципальном учреждении профессионального образования, и противоречат тем самым Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, ее статьям 1 (часть 1), 2, 7, 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 40 (части 1 и 3), 43 (части 1 и 3) и 55 (части 2 и 3).
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял М.Д. Рамалданова о том, что в соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не может быть принята к рассмотрению. Однако в очередной жалобе заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.
2. Конституция Российской Федерации; НГР:Р9305853 в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально- экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
Названный Федеральный закон предоставляет обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (абзац восьмой статьи 1). Согласно пункту 3 его статьи 6 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Приведенные нормы распространяются в равной мере на всех обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от пола и конкретных обстоятельств реализации ими права на образование, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина.
Урегулировав отношения, возникающие в связи с предоставлением органами государственной власти материальной помощи этой категории граждан, законодатель предоставил тем самым - в целях обеспечения реализации ими права на получение образования - дополнительные правовые гарантии социальной защиты. Такой вывод основывается на положениях статьи 43 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, по смыслу которых родители или лица, их заменяющие (включая соответствующие государственные органы), обязаны обеспечить получение детьми лишь основного общего образования (часть 4), а высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятиях каждый вправе бесплатно получить на конкурсной основе (часть 3). При этом гражданам гарантируется свобода выбора формы обучения - очной или заочной, а каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен обеспечиваться отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения (пункт 5 статьи 2 и абзац девятый пункта 3 статьи 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"). Следовательно, оспариваемыми нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не затрагиваются и такие конституционные права заявителя, как право на получение высшего образования и право на жилище.
3. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы.
Поскольку жалоба гражданина М.Д. Рамалданова указанному требованию не отвечает, она не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Вместе с тем оспариваемые в жалобе положения не препятствуют разрешению вопроса о предоставлении М.Д. Рамалданову до окончания учебы, т. е. и после достижения им 23-летнего возраста, мер государственной поддержки на основании правовых актов, регламентирующих порядок социальной защиты студентов, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409; НГР:Р9202050 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 14 мая 2001 года), а также Закона Российской Федерации "Об образовании", допускающего принятие решений образовательными учреждениями в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств по предоставлению мер социальной поддержки конкретных учащихся, нуждающихся в них, независимо от возраста (пункт 4 статьи 42).
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рамалданова Муслима Джалиловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
[введено: 05.09.2003 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]
[проверено: 07.10.2003 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]
Р0206444
Р200206444
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 2, СТР. 13, 2003г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10.10.2002 N 258-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА РАМАЛДАНОВА МУСЛИМА ДЖАЛИЛОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ
ПРЕАМБУЛЫ, АБЗАЦЕВ ЧЕТВЕРТОГО И ВОСЬМОГО СТАТЬИ 1
И ПУНКТА 3 СТАТЬИ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ДЕКАБРЯ
1996 ГОДА "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина М.Д. Рамалданова требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
1. Гражданином М.Д. Рамалдановым оспаривается конституционность ряда положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые касаются зачисления лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение в период их обучения в образовательных учреждениях.
Как следует из жалобы, М.Д. Рамалданов, оставшийся без попечения родителей, через год после окончания общеобразовательной школы поступил на дневное (очное) отделение Астраханского государственного технического университета. Полное государственное обеспечение, на которое заявитель был зачислен в соответствии с названным Федеральным законом, было прекращено администрацией университета с 1 января 2001 года в связи с достижением им возраста 23 лет. Прокуратура Ленинского района города Астрахани, куда М.Д. Рамалданов обратился с заявлением, со ссылкой на тот же Федеральный закон признала действия администрации законными, не требующими мер прокурорского реагирования.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.Д. Рамалданов утверждает, что оспариваемые им положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лишают права на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и продолжающих обучение в государственном или муниципальном учреждении профессионального образования, и противоречат тем самым Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, ее статьям 1 (часть 1), 2, 7, 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 40 (части 1 и 3), 43 (части 1 и 3) и 55 (части 2 и 3).
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял М.Д. Рамалданова о том, что в соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не может быть принята к рассмотрению. Однако в очередной жалобе заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.
2. Конституция Российской Федерации; НГР:Р9305853 в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально- экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
Названный Федеральный закон предоставляет обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (абзац восьмой статьи 1). Согласно пункту 3 его статьи 6 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Приведенные нормы распространяются в равной мере на всех обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от пола и конкретных обстоятельств реализации ими права на образование, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина.
Урегулировав отношения, возникающие в связи с предоставлением органами государственной власти материальной помощи этой категории граждан, законодатель предоставил тем самым - в целях обеспечения реализации ими права на получение образования - дополнительные правовые гарантии социальной защиты. Такой вывод основывается на положениях статьи 43 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, по смыслу которых родители или лица, их заменяющие (включая соответствующие государственные органы), обязаны обеспечить получение детьми лишь основного общего образования (часть 4), а высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятиях каждый вправе бесплатно получить на конкурсной основе (часть 3). При этом гражданам гарантируется свобода выбора формы обучения - очной или заочной, а каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен обеспечиваться отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения (пункт 5 статьи 2 и абзац девятый пункта 3 статьи 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"). Следовательно, оспариваемыми нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не затрагиваются и такие конституционные права заявителя, как право на получение высшего образования и право на жилище.
3. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы.
Поскольку жалоба гражданина М.Д. Рамалданова указанному требованию не отвечает, она не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Вместе с тем оспариваемые в жалобе положения не препятствуют разрешению вопроса о предоставлении М.Д. Рамалданову до окончания учебы, т. е. и после достижения им 23-летнего возраста, мер государственной поддержки на основании правовых актов, регламентирующих порядок социальной защиты студентов, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409; НГР:Р9202050 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 14 мая 2001 года), а также Закона Российской Федерации "Об образовании", допускающего принятие решений образовательными учреждениями в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств по предоставлению мер социальной поддержки конкретных учащихся, нуждающихся в них, независимо от возраста (пункт 4 статьи 42).
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рамалданова Муслима Джалиловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
[введено: 05.09.2003 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]
[проверено: 07.10.2003 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 2 от 10.10.2002 Стр. 13 |
Рубрики правового классификатора: | 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: