Основная информация
Дата опубликования: | 11 июня 1999г. |
Номер документа: | Р199903975 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
<30>
Р199903975
Р199903975
<30>
Р9903975
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11.06.99 N 104-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 12 КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я. Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Законодательного Собрания Тверской области,
установил:
1. В своем запросе о толковании положений статьи 12 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание Тверской области просит разъяснить, вправе ли выборные должностные лица местного самоуправления входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Заявитель полагает, что, исходя из смысла статьи 12 в ее взаимосвязи со статьями 3, 10, 130 - 133 Конституции Российской Федерации, не допускается вхождение в состав законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации выборного должностного лица местного самоуправления. В противном случае, по мнению заявителя, нарушаются конституционные принципы разделения властей, самостоятельности местного самоуправления, государственного контроля за выполнением органами местного самоуправления законов, ответственности должностных лиц местного самоуправления перед государством.
2. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В развитие указанных конституционных положений Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (пункт 5 статьи 14).
4 декабря 1998 года Государственная Дума приняла Федеральный закон "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации", одна из норм которого, по существу, содержит ответ на вопрос, поставленный заявителем. Согласно этой норме выборное лицо местного самоуправления не вправе быть, в частности, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, за исключением случая делегирования в состав формируемой по принципу представительства палаты двухпалатного законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Данный Закон был отклонен Советом Федерации 24 декабря 1998 года, повторно принят Государственной Думой 20 января 1999 года в прежней редакции и в феврале 1999 года возвращен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу для доработки совместно с Советом Федерации.
В данной ситуации, с учетом стадии законодательного процесса, в которой находится законопроект, рассмотрение по существу вопроса о толковании статьи 12 Конституции Российской Федерации в указанном заявителем аспекте явилось бы предварительным конституционным контролем, что не соответствует положениям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Такая правовая позиция выражена и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 1997 года N 14-О.
Следовательно, запрос Законодательного Собрания Тверской области, по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не является допустимым. Вместе с тем это не исключает возможность последующего обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности соответствующих законоположений, в частности, касающихся статуса выборного должностного лица местного самоуправления в Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Тверской области о толковании статьи 12 Конституции Российской Федерации.
2. Определение по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В. БАГЛАЙ
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
Т.Г. МОРЩАКОВА
[отформатировано 07.09.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 12.07.2000 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
<30>
Р199903975
Р199903975
<30>
Р9903975
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11.06.99 N 104-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 12 КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я. Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Законодательного Собрания Тверской области,
установил:
1. В своем запросе о толковании положений статьи 12 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание Тверской области просит разъяснить, вправе ли выборные должностные лица местного самоуправления входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Заявитель полагает, что, исходя из смысла статьи 12 в ее взаимосвязи со статьями 3, 10, 130 - 133 Конституции Российской Федерации, не допускается вхождение в состав законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации выборного должностного лица местного самоуправления. В противном случае, по мнению заявителя, нарушаются конституционные принципы разделения властей, самостоятельности местного самоуправления, государственного контроля за выполнением органами местного самоуправления законов, ответственности должностных лиц местного самоуправления перед государством.
2. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В развитие указанных конституционных положений Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (пункт 5 статьи 14).
4 декабря 1998 года Государственная Дума приняла Федеральный закон "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации", одна из норм которого, по существу, содержит ответ на вопрос, поставленный заявителем. Согласно этой норме выборное лицо местного самоуправления не вправе быть, в частности, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, за исключением случая делегирования в состав формируемой по принципу представительства палаты двухпалатного законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Данный Закон был отклонен Советом Федерации 24 декабря 1998 года, повторно принят Государственной Думой 20 января 1999 года в прежней редакции и в феврале 1999 года возвращен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу для доработки совместно с Советом Федерации.
В данной ситуации, с учетом стадии законодательного процесса, в которой находится законопроект, рассмотрение по существу вопроса о толковании статьи 12 Конституции Российской Федерации в указанном заявителем аспекте явилось бы предварительным конституционным контролем, что не соответствует положениям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Такая правовая позиция выражена и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 1997 года N 14-О.
Следовательно, запрос Законодательного Собрания Тверской области, по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не является допустимым. Вместе с тем это не исключает возможность последующего обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности соответствующих законоположений, в частности, касающихся статуса выборного должностного лица местного самоуправления в Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Тверской области о толковании статьи 12 Конституции Российской Федерации.
2. Определение по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В. БАГЛАЙ
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
Т.Г. МОРЩАКОВА
[отформатировано 07.09.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 12.07.2000 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 Конституционный строй, 010.150.000 Местное самоуправление, 010.150.010 Общие положения, 020.000.000 Основы государственного управления, 020.010.000 Органы исполнительной власти |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: