Основная информация

Дата опубликования: 12 мая 2003г.
Номер документа: Р200305216
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р0305216

Р200305216

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 5, СТР. 76, 2003г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12.05.2003 N 174-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ

К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОРЕНБУРГСКОГО

РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "СОЮЗ

ПРАВЫХ СИЛ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД

СТАТЬЕЙ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы Оренбургского регионального отделения политической партии "Союз правых сил", установил:

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2002 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" изложен в следующей редакции: "В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом". Таким образом, прежняя редакция данного пункта статьи 12 дополнена указанием на несовместимость депутатского мандата с занятием выборной муниципальной должности и муниципальной должности муниципальной службы.

Одновременно статьей 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что положение пункта 2 статьи 1 данного Федерального закона распространяется на депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избранных после его вступления в силу.

Оренбургское региональное отделение политической партии "Союз правых сил" в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации утверждает, что статья 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", как не распространяющая запрет совмещения депутатского мандата с занятием выборной муниципальной должности и муниципальной должности муниципальной службы на лиц, которые были избраны депутатами до вступления в силу данного Федерального закона, нарушает требования статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, гарантирующей равенство всех перед законом и судом и равенство прав и свобод человека и гражданина, и противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, закрепляющей принцип разделения властей, а также положениям ее статей 12 и 132, в соответствии с которыми местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Из представленных материалов следует, что Оренбургский областной суд, ссылаясь на оспариваемое положение, своим решением от 22 мая 2002 года отказал Оренбургскому региональному отделению политической партии "Союз правых сил" в удовлетворении жалобы на решения ряда окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области, которыми главы 14 муниципальных образований были признаны избранными депутатами, а также на Постановление Избирательной комиссии Оренбургской области от 27 марта 2002 года "Об установлении общих итогов выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области третьего созыва" в части, касающейся результатов выборов по соответствующим избирательным округам. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2002 года указанное решение Оренбургского областного суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения.

2. В соответствии со статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, пунктом 3 части первой статьи 3 и статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает к рассмотрению коллективные жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. При этом, по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", объединение граждан вправе обратиться с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации в том случае, если примененный или подлежащий применению в конкретном деле закон нарушает, по мнению заявителя, индивидуальные или коллективные конституционные права и свободы членов данного объединения или конституционные права и свободы самого объединения.

Из содержания жалобы и приложенных к ней документов не следует, что оспариваемым положением статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" были нарушены конституционные права Оренбургского регионального отделения политической партии "Союз правых сил" или его членов: его представители участвовали в выборах в Законодательное Собрание Оренбургской области 24 марта 2002 года в качестве кандидатов в депутаты и в реализации других прав, закрепленных избирательным законодательством.

Как видно из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации судебных решений, заявитель обжаловал в судах общей юрисдикции решения избирательных комиссий в связи с тем, что никто из избранных депутатами Законодательного Собрания глав муниципальных образований в установленный законом срок не сложил с себя полномочия главы муниципального образования либо депутата, продолжая совмещать оба эти статуса.

Таким образом, данное обращение, по сути, является не жалобой на нарушение законом конституционных прав и свобод, а запросом о проверке конституционности нормативного акта, т.е. Конституционному Суду Российской Федерации, по существу, предлагается осуществить проверку конституционности оспариваемой нормы в порядке абстрактного нормоконтроля. Между тем в силу статьи 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 такая проверка может быть осуществлена лишь по запросам указанных в этой статье государственных органов и должностных лиц; общественные объединения и политические партии не входят в число субъектов, наделенных правом обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с подобным запросом.

Следовательно, данная жалоба не отвечает критерию допустимости, а потому не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Оренбургского регионального отделения политической партии "Союз правых сил", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д. Зорькин

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М. Данилов

[введено: 08.01.2004. оператор НЦПИ - Кузнецова Е.А.]

[проверено: 12.01.2004 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 5 от 12.05.2003 Стр. 76
Рубрики правового классификатора: 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать