Основная информация

Дата опубликования: 13 января 2000г.
Номер документа: Р200001434
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р0001434

Р200001434

ОПУБЛИКОВАНО:

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 20.03.2000, N 12, СТ. 1311

ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 3, СТР. 35, 2000г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                         13.01.2000 N 8-О

ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ МАРШАКОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ ЗАХАРОВНЫ НА

НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 10 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ

МОРДОВИЯ "О ТОРГОВЛЕ И ОКАЗАНИИ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКЕ

МОРДОВИЯ"  И  ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ

МОРДОВИЯ "ОБ АТТЕСТАЦИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В СФЕРЕ

ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ" И

"ОБ АТТЕСТАЦИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ

ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ"

   город Москва                               13 января 2000 года

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д.Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Е.З.Маршаковой, установил:

1. В жалобе гражданки Е.З.Маршаковой оспаривается конституционность статьи 10 Закона Республики Мордовия от 27 ноября 1995 года "О торговле и оказании услуг населению в Республике Мордовия", устанавливающей, что все хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории Республики Мордовия свою деятельность в сфере торговли, подлежат аттестации, за проведение которой обязаны уплатить аттестационный сбор, зачисляемый в местный бюджет, а также постановлений Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 1995 года N 285 "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере оптовой торговли товарами народного потребления" и от 12 мая 1996 года N 238 "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли товарами народного потребления на территории Республики Мордовия", определяющих размер аттестационного сбора и порядок проведения аттестации.

По мнению заявительницы, установление запрета для хозяйствующих субъектов осуществлять деятельность в сфере торговли без аттестационного свидетельства ограничивает ее право заниматься предпринимательской деятельностью, что противоречит статьям 34 и 55 Конституции Российской Федерации, а введение не предусмотренных федеральными законами сборов за проведение аттестации нарушает статью 57 Конституции Российской Федерации.

2. Согласно ГК Российской Федерации граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом; при этом отдельные виды деятельности они могут осуществлять только на основании специального разрешения лицензии (пункты 1 и 3 статьи 23 и пункт 1 статьи 49). Перечень таких видов деятельности определен Федеральным законом от 25 сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности".

По смыслу же статьи 10 Закона Республики Мордовия "О торговле и оказании услуг населению в Республике Мордовия", все виды деятельности в сфере торговли осуществляются лишь при наличии соответствующего свидетельства об аттестации. Это подтверждается и пунктом "а" части второй статьи 23 того же Закона, согласно которой Государственное Собрание и Правительство Республики Мордовия вправе запрещать и пресекать деятельность, осуществляемую с нарушением установленного порядка аттестации. Положением об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли товарами народного потребления, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли товарами народного потребления на территории Республики Мордовия", осуществление деятельности в сфере торговли без свидетельства об аттестации запрещается и рассматривается как нарушение правил торговли, влекущее соответствующую ответственность (пункт 4).

Введение аттестации хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли, соответствует целям и порядку проведения лицензирования, как они определены Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Следовательно, статья 10 Закона Республики Мордовия "О торговле и оказании услуг населению в Республике Мордовия", по сути, закрепляет скрытую форму лицензирования всей торговой деятельности на территории Республики Мордовия и расширяет перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию и оплате лицензионным сбором, установленный названным Федеральным законом, а предусмотренный ею аттестационный сбор по своему правовому содержанию представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий выдачи разрешения на осуществление торговой деятельности, т. е. сбор в понимании статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации.

Между тем определение видов предпринимательской деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, как относящееся к сфере гражданского законодательства, составляет согласно статье 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации исключительное ведение Российской Федерации, а установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "и" части 1, Конституции Российской Федерации).

Вопросы о полномочиях субъектов Российской Федерации в сфере регулирования гражданских правоотношений и установления налогов и сборов уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, в постановлении от 4 марта 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона "О рекламе" Конституционным Судом Российской Федерации сформулирована правовая позиция, согласно которой правовое регулирование вопросов, относящихся к общефедеральному законодательству, иными видами законодательства способно создать препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единое экономическое пространство. В постановлении от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что субъекты Российской Федерации не могут вводить налоги и сборы, не предусмотренные федеральными законами. Этот вывод подтвержден в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 1998 года по запросам Ленинского районного суда города Оренбурга и Центрального районного суда города Кемерово о проверке конституционности статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Правовые позиции, изложенные в названных решениях Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющие свою силу, распространяются на законы субъектов Российской Федерации в сферах гражданского законодательства и налогообложения и сборов. Следовательно, в силу части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" статья 10 Закона Республики Мордовия "О торговле и оказании услуг населению в Республике Мордовия", как содержащая такие же положения, какие были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, подлежит отмене и не может применяться судами, другими органами и должностными лицами. То же относится к принятым в развитие данной статьи и конкретизирующим ее подзаконным актам постановлениям Правительства Республики Мордовия.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 и частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Статья 10 Закона Республики Мордовия "О торговле и оказании услуг населению в Республике Мордовия" и принятые в соответствии с ней постановления Правительства Мордовия от 28 сентября 1995 года N 285 "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере оптовой торговли товарами народного потребления" и от 12 мая 1996 года N 238 "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли товарами народного потребления на территории Республики Мордовия", как содержащие такие же положения, какие постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона "О рекламе" и от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, подлежат отмене в установленном порядке и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

2. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Маршаковой Екатерины Захаровны, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации приняты постановления, сохраняющие свою силу.

3. Определение по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", официальных изданиях органов государственной власти Республики Мордовия, а также "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации                                  М.В.Баглай

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации                                  Н.В.Селезнев

[отформатировано: 05.04.2000 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ № 12 от 20.03.2000, ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 3 от 13.01.2000 Стр. 35
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.030.000 Юридические лица, 030.030.010 Общие положения, 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.100.000 Торговля, 090.100.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать