Основная информация

Дата опубликования: 13 июня 2006г.
Номер документа: Р200604841
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р0604841

Р200604841

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, 01.06.2006, N 6, СТР. 14

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13.06.2006 N 275-О

ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА ГУРНОВА АВГУСТИНА АЛЕКСАНДРОВИЧА

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ СТАТЬИ 1

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВОССТАНОВЛЕНИИ И ЗАЩИТЕ СБЕРЕЖЕНИЙ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 817

ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судей Г.А. Гаджиева и Л.О. Красавчиковой, проводивших на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.А. Гурнова, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Гурнов оспаривает конституционность положения статьи 1 Федерального закона от 10 мая 1995 года "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", согласно которому государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года, а также пункта 4 статьи 817 ГК Российской Федерации, предусматривающего, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа не допускается.

Как следует из представленных материалов, решением Басманного районного суда города Москвы от 26 декабря 2001 года, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда от 12 июля 2002 года, А.А. Гурнову отказано в иске к Министерству финансов Российской Федерации о расторжении договора займа, заключенного путем приобретения облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года в обмен на облигации Государственного выигрышного займа 1982 года, и о взыскании денежной компенсации. Суды исходили, в частности, из того, что положения Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" на спорные правоотношения не распространяются, поскольку облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года не относятся к ценным бумагам, которые были размещены на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года. Надзорные жалобы А.А. Гурнова оставлены без удовлетворения.

По мнению заявителя, оспариваемые положения Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" нарушают его права, гарантированные статьями 2, 8 (часть 2), 18, 19 (часть 1), 35 (части 1 и 3), 45 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, поскольку закрепляют государственные гарантии по восстановлению и обеспечению сохранности ценности лишь денежных сбережений, помещенных в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года; безусловность же содержащегося в пункте 4 статьи 817 ГК Российской Федерации запрета на изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, по мнению заявителя, дает возможность государству не изменять условия займа даже в тех случаях, когда исполнение договора займа для заимодавца утратило интерес, что противоречит статьям 8 (часть 2), 18, 35 (части 1, 2 и 3), 45 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.

2. Условия Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года были утверждены Министерством финансов Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 549; НГР:Р9202905 "Вопросы выпуска Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года", в пункте 1 которого установлено, что Российский внутренний выигрышный заем 1992 года выпускается на срок с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года, т.е. облигации этого займа не могут быть отнесены к ценным бумагам, которые были размещены на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года. На этом основании судами общей юрисдикции и был сделан вывод о нераспространении положений Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" на спорные правоотношения.

Само по себе определение сроков действия займа не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права и свободы заявителя, поскольку компенсация держателям облигаций этого займа соответствующих потерь могла бы производиться как на основе специального нормативного регулирования, так и с учетом положений других нормативных актов общего содержания, направленных на восстановление и защиту сбережений граждан. К таким актам относится, в частности, Закон РСФСР от 24 октября 1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (утратил силу сравнительно недавно - с 1 января 2005 года), который предусматривал индексацию государственных займов РСФСР и иных государственных ценных бумаг РСФСР (статья 2) и конституционность которого была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 31 мая 1993 года N 12-П; НГР:Р9302560.

Что касается оспариваемого А.А. Гурновым положения пункта 4 статьи 817 ГК Российской Федерации, то само по себе оно направлено на обеспечение стабильности обязательств государства по договору государственного займа и в качестве такового также не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя, перечисленные в его жалобе.

Проверка же правильности выбора и применения правовых норм (с учетом положений статьи 8 Федерального закона от 26 января 1996 года "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9600379") при рассмотрении конкретного дела судом общей юрисдикции и тем самым - законности и обоснованности судебного решения к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они установлены в статье 125 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1992 года N 97; НГР:Р9200322 "О Государственном внутреннем выигрышном займе 1982 года и выпуске Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года" с 20 февраля 1992 года была приостановлена покупка и продажа облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года и проведение тиражей выигрышей по нему (пункт 2), а Министерству экономики и финансов Российской Федерации поручено опубликовать сообщение об отмене облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года в средствах массовой информации (пункт 8). При этом владельцам облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года было предоставлено право добровольно обменивать их на государственные ценные бумаги, в том числе облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года, ценные бумаги Сберегательного банка Российской Федерации, а также зачислять средства от продажи облигаций во вклады в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации с 1 октября 1992 года (пункт 6), что не оставляло им выбора.

Между тем Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853 (статья 75, часть 4) установлено, что государственные займы, выпускаемые в порядке, определяемом федеральным законом, размещаются на добровольной основе. В соответствии с названной конституционной нормой статья 817 ГК Российской Федерации предусматривает, что государственные займы являются добровольными (пункт 2), а Бюджетный кодекс Российской Федерации; НГР:Р9803726 относит государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, к долговым обязательствам (государственному долгу) Российской Федерации, в том числе перед физическими лицами, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией (пункт 1 статьи 97, абзац третий пункта 1 статьи 98).

Следовательно, в силу конституционного принципа справедливости, получившего отражение в тексте преамбулы Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, федеральный законодатель вправе признать, что облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, обмененные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1992 года N 97; НГР:Р9200322 на облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года, являются гарантированными сбережениями граждан и одной из форм государственного внутреннего долга Российской Федерации, который образовался вследствие вложений, фактически сделанных до 1 января 1992 года.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Признать жалобу гражданина Гурнова Августина Александровича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ

[введено: 19.06.2007 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 26.06.2007 редактор НЦПИ - Казимирова А.И.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 6 от 01.06.2006 Стр. 14
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.010.000 Общие положения, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.120 Заем, кредит. Финансирование под уступку денежного требования (факторинг), 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.030 Региональные налоги и сборы, 080.110.000 Банковское дело, 080.110.030 Банковские операции и сделки (см. также 030.120.130, 030.120.140, 030.150.140, 080.130.040, 100.090.000), 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.020 Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать