Основная информация

Дата опубликования: 15 февраля 2005г.
Номер документа: Р200504082
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р0504082

Р200504082

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 5, СТР. 26, 2005г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15.02.2005 N 48-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОТКРЫТОГО

АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "КРАСНОЯРСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ ЗАВОД"

НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧАСТЬЮ 2

СТАТЬИ 16.2 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ; НГР:Р0102426

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы ОАО "Красноярский алюминиевый завод", установил:

1. В жалобе ОАО "Красноярский алюминиевый завод" оспаривается конституционность части 2 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации; НГР:Р0102426 (в редакции от 30 декабря 2001 года), согласно которой заявление в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и (или) транспортных средств, об их таможенном режиме либо других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске (об условном выпуске) товаров и (или) транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.3 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Как следует из представленных материалов, 1 октября 2003 года постановлениями Красноярской таможни ОАО "Красноярский алюминиевый завод" было признано виновным в заявлении в пяти таможенных декларациях недостоверных сведений о таможенных платежах (занижение таможенной стоимости товаров) и привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП Российской "Федерации; НГР:Р0102426, с наказанием в виде штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения.

Решения Арбитражного суда Красноярского края от 12 ноября 2003 года об отказе в удовлетворении исковых заявлений ОАО "Красноярский алюминиевый завод" о признании незаконными двух постановлений Красноярской таможни апелляционной инстанцией того же суда (постановления от 26 января 2004 года) были отменены, а истец освобождался от уплаты штрафа ввиду малозначительности правонарушения. 19 апреля 2004 года постановлениями кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа решения суда, первой инстанции от 12 ноября 2003 года оставлены без изменения, а постановления апелляционной инстанции отменены. Три другие дела Арбитражный суд Красноярского края объединил в одном производстве и решением от 23 января 2004 года удовлетворил требования ОАО "Красноярский алюминиевый завод" о признании соответствующих постановлений Красноярской таможни незаконными. Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 апреля 2004 года указанное решение было отменено. Определениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 августа 2004 года ОАО "Красноярский алюминиевый завод" отказано в передаче дел в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

По мнению заявителя, санкция нормы части 2 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации; НГР:Р0102426, предусматривающая взыскание штрафа исходя из стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, допускает уплату такой суммы, которая многократно превышает сумму недостоверно указанных в таможенной декларации таможенных платежей, что противоречит принципам справедливости и соразмерности наказания, нарушает баланс частных и публичных интересов в таможенных правоотношениях, а потому оспариваемая норма не соответствует Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, ее статьям 1 (часть 1), 8 (часть 1), 15 (части 1, 2 и 4), 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), а также статье 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

2. ОАО "Красноярский алюминиевый завод" обратилось в Конституционный Суд Российской Федерации с данной жалобой 1 октября 2004 года. В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 и Таможенный кодекс Российской Федерации" оспариваемая заявителем норма части 2 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации; НГР:Р0102426 с 1 октября 2004 года действует в новой редакции, согласно которой за предусмотренное данной нормой административное правонарушение устанавливается административный штраф в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискация предметов административного правонарушения. Таким образом, в настоящее время применяется иной порядок привлечения к ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств, при котором, по мнению заявителя, принцип справедливости и соразмерности противоправного деяния и ответственности за него соблюден.

По смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации в процессе конституционного судопроизводства проверяет конституционность действующих нормативных актов. Исключение составляют случаи, предусмотренные в части второй статьи 43 названного Закона, когда Конституционный Суд Российской Федерации в целях защиты конституционных прав и свобод граждан и их объединений может проверить конституционность закона, отмененного или утратившего силу к началу или в период рассмотрения дела. Однако такая проверка невозможна, если оспариваемый закон отменен или утратил силу до начала производства в Конституционном Суде Российской Федерации. В этом случае Конституционный Суд Российской Федерации отказывает в принятии жалобы к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Красноярский алюминиевый завод", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В. Д. Зорькин

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю. М. Данилов

[введено: 20.10.2005 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 26.10.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 5 от 15.02.2005 Стр. 26
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.060.000 Административные правонарушения и административная ответственность, 020.060.010 Общие положения, 020.060.020 Административные взыскания, 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать