Основная информация

Дата опубликования: 19 мая 2009г.
Номер документа: Р200907036
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р0907036

Р200907036

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 1, СТР. 35, 2010г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19.05.2009 N 1047-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ

ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АРСЕНАЛ",

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

"ГОРТОРГКОМПЛЕКС" И ГРАЖДАНИНА ЗАХАРОВА АЛЕКСАНДРА

НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 390 И 391 НАЛОГОВОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЕЙ 65 И 66

ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А. Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалоб ЗАО "Арсенал", ООО "Горторгкомплекс" и гражданина А.Н. Захарова, установил:

1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации ЗАО "Арсенал", ООО "Горторгкомплекс" и гражданин А.Н. Захаров просят признать противоречащими статьям 10 и 57 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 следующие законоположения, примененные арбитражными судами при рассмотрении их дел:

статью 390 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621, предусматривающую, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;

статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0101942, согласно которой рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи; порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3).

Кроме того, ООО "Горторгкомплекс" просит признать противоречащими тем же статьям Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 абзац первый пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621, в соответствии с которым налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и положение пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0101942, согласно которому для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом и федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Заявители утверждают, что ни один действующий в Российской Федерации закон или нормативный правовой акт исполнительной власти не дают определения кадастровой стоимости земельного участка и не указывают, в каком порядке ее необходимо определять для исчисления земельного налога, при этом ни Налоговым кодексом Российской Федерации; НГР:Р9803595, ни Земельным кодексом Российской Федерации; НГР:Р0101942 не устанавливаются ограничения по размеру кадастровой стоимости земельного участка относительно его рыночной стоимости; в результате органы государственной власти и органы местного самоуправления, определяя размер кадастровой стоимости земельного участка, руководствуются исключительно целью увеличения поступлений в бюджет. Между тем, по мнению заявителей, в силу требований Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, относящаяся к числу существенных элементов налогообложения, порядок определения которой по региональным и местным налогам должен быть установлен в самом Налоговом кодексе Российской Федерации; НГР:Р9803595 (пункт 1 статьи 17, статья 53); налоговая база по земельному налогу в соответствии с пунктом 3 статьи 3 данного Кодекса должна иметь экономическое основание и не может быть произвольной, причем порядок ее определения должен устанавливаться не нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а федеральным законом, который не может ограничиваться отсылочной нормой к законодательству иной отраслевой принадлежности, нарушая тем самым конституционный принцип законного установления налогов и сборов.

2. Согласно Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57); органы местного самоуправления устанавливают местные налоги (статья 132, часть 1).

Земельный налог относится к числу местных налогов (статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621). Он устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации; НГР:Р9803595, а именно положениями его главы 31 (статьи 387-398), и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в соответствии с ними же вводится в действие и прекращает действовать и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 387), налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого объекта налогообложения - земельного участка, расположенного в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389), как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 390 и пункт 1 статьи 391). Таким образом, налоговая база по земельному налогу определена Налоговым кодексом Российской Федерации; НГР:Р9803595 и представляет собой стоимостную оценку земельного участка, доводимую до сведения налогоплательщиков в каждом налоговом периоде и устанавливаемую в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом Российской Федерации; НГР:Р0101942 и федеральными законами. Так, согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0101942 Правительство Российской Федерации устанавливает порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для определения кадастровой стоимости земельных участков, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Во исполнение данного предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316; НГР:Р0001517 утверждены Правила государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми организация проведения такой оценки осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а результаты оценки утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 10).

Требования пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621, в силу которого налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, относятся к каждому из перечисленных в пункте 1 статьи 17 данного Кодекса элементов налогообложения, включая налоговую базу. Налоговая база, согласно его статье 53, представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (пункт 1); налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации; НГР:Р9803595 (пункт 2). Федеральный законодатель, действующий при определении налоговых обязанностей в рамках своих дискреционных полномочий и обладающий фискальным суверенитетом, вправе устанавливать показатели оценки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, необходимые для целей налогообложения, исходя из стоимостных, экономических или физических данных, характеризующих объект налогообложения, основываясь на правилах бухгалтерского учета, а также определениях и понятиях, используемых не только в налоговом, но и в иных отраслях законодательства.

Следовательно, то обстоятельство, что установление налоговой базы по земельному налогу, определяемой как кадастровая стоимость земельного участка (статья 390 и пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621), и проведение государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 и статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0101942) регламентируются нормами налогового и земельного законодательства, не может рассматриваться как свидетельство отсутствия обоснованности и произвольности исчисления земельного налога.

Соответственно, вопреки утверждению заявителей, нет оснований полагать, что оспариваемое ими правовое регулирование нарушает требования статей 10 и 57 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, в связи с чем их жалобы не могут быть приняты Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению как не отвечающие критерию допустимости, определенному статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб ЗАО "Арсенал", ООО "Горторгкомплекс" и гражданина Захарова Александра Николаевича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде в Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

[введено: 23.03.2010 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 24.03.2010 корректор НЦПИ - Гибадуллина Э.Р.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 1 от 19.05.2009 Стр. 35
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.100 Цены и ценообразование (см. также 090.100.030), 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.040 Местные налоги и сборы, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды, 110.020.000 Использование и охрана земель (см. также 200.150.030), 110.020.010 Общие положения, 110.020.030 Государственный учет земель. Государственный земельный кадастр. Мониторинг земель, 110.020.100 Плата за землю, 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.020 Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, 180.030.040 Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать