Основная информация

Дата опубликования: 19 мая 2009г.
Номер документа: Р200906202
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р0906202

Р200906202

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 6, СТР. 78, 2009г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19.05.2009 N 490-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА ВЫСШЕЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ

АБЗАЦЕВ ШЕСТОГО - ВОСЬМОГО ПОДПУНКТА "А", ПОДПУНКТОВ

"Б", "В", "Г" ПУНКТА 92 СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬИ 4

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ",

А ТАКЖЕ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА КОРОТКОВА МИХАИЛА

ГЕОРГИЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ ДАННЫМИ ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯМИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А. Жилина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и жалобы гражданина М.Г. Короткова, установил:

1. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации обратился в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации с представлением о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении гражданина М.Г. Короткова - судьи, председателя Волгоградского областного суда по признакам преступлений, предусмотренных частью третьей статьи 159, пунктом "в" части третьей статьи 286 и статьей 292 УК Российской Федерации; НГР:Р9602825.

Высшая квалификационная коллегия судей решением от 17 ноября 2008 года рассмотрение указанного вопроса приостановила и направила в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке конституционности положений абзацев шестого - восьмого подпункта "а", подпунктов "б", "в", "г" пункта 92 статьи 1 Федерального закона от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ; НГР:Р0701161 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 214-ФЗ; НГР:Р0702383 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

В жалобе гражданина М.Г. Короткова в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривается конституционность тех же законоположений, примененных в его конкретном деле. Нарушение своих конституционных прав он усматривает в том, что федеральный законодатель, передав ранее принадлежавшие Генеральному прокурору Российской Федерации полномочия по осуществлению уголовного преследования в отношении судей судов областного уровня Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, снизил уровень гарантий, обеспечивающих в соответствии со статьями 10, 120 (часть 1) и 122 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 самостоятельность судов и независимость и неприкосновенность судей.

2. Конституционный статус личности в Российской Федерации, определяемый, в частности, статьями 2, 17, 18, 19, 22, 45, 46, 49 и 50 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, не предполагает возможность произвольного привлечения к уголовной ответственности лиц, подозреваемых в совершении преступления, - их привлечение к такой ответственности возможно лишь при наличии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела и с соблюдением порядка уголовного судопроизводства, который в соответствии со статьями 71 (пункт "о") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 устанавливается федеральным законом, а именно Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть первая статьи 1 УПК Российской Федерации).

Закрепленный статьей 19 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 принцип равенства всех перед законом и судом в сфере уголовного судопроизводства означает, что все лица, совершившие преступления, равны перед законом и судом и подлежат уголовной ответственности независимо от должностного положения и других обстоятельств (статья 4 УК Российской Федерации; НГР:Р9602825).

Вместе с тем в отношении судей - с учетом закрепленного статьей 122 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 требования об их неприкосновенности - федеральным законом в исключение из общих правил предусмотрены особые условия привлечения к уголовной ответственности. При этом судейская неприкосновенность не означает освобождение от уголовной или иной ответственности; она является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, прежде всего интересов правосудия, цель которого, согласно статье 18 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, - защита прав и свобод человека и гражданина (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 марта 1996 года N 6-П; НГР:Р9601139, от 19 февраля 2002 года N 5-П; НГР:Р0200366, от 28 февраля 2008 года N 3-П; НГР:Р0800377).

В частности, установленным законом порядком предусмотрено, что уголовные дела в отношении судей областных судов, к числу которых относится М.Г. Коротков, возбуждаются только с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации высшим должностным лицом в системе органов, уполномоченных на возбуждение уголовного дела. Таковым стал после внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, который одновременно является по должности Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Указанный порядок привлечения к уголовной ответственности в отношении судей судов областного уровня, предполагающий больший объем гарантий, чем это предусмотрено порядком, применяемым в отношении других граждан, не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права М.Г. Короткова в связи с его конкретным делом, находящимся в производстве Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Таким образом, жалоба М.Г. Короткова и запрос Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, как не отвечающие требованиям статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не могут быть приняты Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Короткова Михаила Георгиевича и запроса Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, поскольку данные обращения не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным обращениям окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.Зорькин

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.Данилов

[введено: 14.01.2010 редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 25.01.2010 корректор НЦПИ - Гибадуллина Э.Р.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 6 от 19.05.2009 Стр. 78
Рубрики правового классификатора: 180.000.000 Правосудие, 180.010.000 Общие положения, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.010 Общие положения, 180.020.040 Статус судей в Российской Федерации. Органы судейского сообщества, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации, 180.060.000 Уголовный процесс, 180.060.010 Общие положения, 190.000.000 Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат, 190.010.000 Прокуратура, 190.010.010 Общие положения, 190.010.020 Система и организация прокуратуры, 190.010.030 Прокурорский надзор, 190.010.060 Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать