Основная информация

Дата опубликования: 21 декабря 2006г.
Номер документа: Р200606023
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р0606023

Р200606023

Р200606023

Р0606023

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21.12.2006 N 535-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ АНИШИНОЙ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТИ

ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА

"О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПУНКТА 8

СТАТЬИ 6.1 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки Е.А. Анишиной вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В жалобе гражданки Е.А. Анишиной, назначенной Указом Президента Российской Федерации от 29 января 2000 года N 118 на должность председателя Навлинского районного суда Брянской области без ограничения срока полномочий и без указания предельного срока пребывания в этой должности, оспаривается конституционность части третьей статьи 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (в редакции Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 года N 5-ФЗ) и пункта 8 статьи 6.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" (статья 6.1 введена Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 169-ФЗ; НГР:Р0102242), согласно которым председатели и заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет; одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд. В жалобе оспаривается также конституционность положения статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 169-ФЗ; НГР:Р0102242 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которому начало срока пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2000 года до 31 декабря 2000 года, исчисляется начиная с 2002 года с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность.

Заявительница утверждает, что распространение содержащихся в названных законоположениях требований, касающихся ограничения срока полномочий председателей и заместителей председателей судов, на судей, председателей и заместителей председателей судов, назначенных на должность до вступления в силу названного Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 169-ФЗ; НГР:Р0102242 без каких-либо ограничений срока их полномочий, т.е. придание этим положениям обратной силы, ухудшает статус указанных лиц, ограничивает гарантии их независимости, нарушает принцип равенства перед законом, а наделение Президента Российской Федерации полномочием назначать председателей и заместителей председателей федеральных судов не имеет под собой конституционных оснований. Тем самым, по мнению заявительницы, эти законоположения противоречат статьям 15 (часть 1), 55 (часть 2) и 128 (часть 3) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявительницу о том, что ее жалоба не соответствует требованиям названного Федерального конституционного закона.

2. Вопрос о конституционных и законодательных гарантиях статуса судей ранее уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

В Постановлениях от 7 марта 1996 года N 6-П; НГР:Р9601139, от 17 июля 1998 года N 23-П; НГР:Р9803181 и от 19 февраля 2002 года N 5-П; НГР:Р0200366 Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, признал, что законодатель вправе - исходя из конституционно-правового статуса судей, предопределенного осуществлением ими публично-правовых задач судебной власти, - предъявлять к ним как к представителям судебной власти особые квалификационные требования, включая специальные требования к кандидатам на должность судьи, порядку назначения на должность, пребывания в должности и прекращения полномочий.

Развивая сформулированные в названных Постановлениях правовые позиции, Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 15 февраля 2005 года N 1-О; НГР:Р0500508 по запросу Верховного Суда Российской Федерации, от 11 марта 2005 года N 3-О; НГР:Р0504089 по жалобе гражданина Р.М. Смакова, от 11 марта 2005 года N 148-О; НГР:Р0504090 по жалобе граждан М.И. Гришина, Г.И. Грошевой, В.Т. Мустафенкова и В.В. Назарова указал, что предписания Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, согласно которым федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации (статья 119) и полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (статья 121, часть 2), предполагают право законодателя урегулировать в федеральных законах - с соблюдением принципа независимости судей - и порядок замещения судьями должностей председателя и заместителя председателя суда, а также основы их правового статуса.

В настоящее время такими законами являются Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" (статья 13) и Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (статьи 6.1 и 6.2), в соответствии с которыми - в отличие от прежнего законодательного регулирования, не ограничивавшего пребывание в должности председателя или заместителя председателя суда каким-либо сроком, - председатели и заместители председателей федеральных судов назначаются на должность сроком на шесть лет с возможностью назначения одного и того же лица на указанную должность в одном и том же суде неоднократно, но не более двух сроков подряд.

Введение определенного срока пребывания в должности председателя или заместителя председателя федерального суда само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных гарантий статуса судей, в том числе тех, которые были назначены на указанные должности до вступления в силу соответствующих законодательных изменений. Поскольку статьи 119, 120 и 121 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 непосредственно не предполагают занятие должности судьи, председателя или заместителя председателя суда бессрочно (пожизненно), отказ от бессрочности замещения этих должностей не может рассматриваться как ущемление конституционного статуса судей в Российской Федерации.

Кроме того, за этими лицами сохраняется конституционно-правовой статус судьи, его гарантии распространяются на них в полной мере, т.е. их судейский статус не изменяется и не ухудшается, при том что для всех судей возможность быть назначенными на должность председателя или заместителя председателя суда обеспечивается равным образом.

Не нарушают конституционные права заявительницы оспариваемые нормы и в той их части, в какой они закрепляют полномочие Президента Российской Федерации назначать председателей и заместителей председателей федеральных судов.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Анишиной Елены Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ

[отформатировано: 04.05.2010 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.010.000 Трудоустройство и занятость населения (см. также 200.160.020), 060.010.020 Управление в сфере трудоустройства и занятости населения (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.040 Статус судей в Российской Федерации. Органы судейского сообщества

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать