Основная информация
Дата опубликования: | 24 июня 2021г. |
Номер документа: | Р202103719 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р202103719
ОПУБЛИКОВАНО:
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24.06.2021 N 1304-О
ОБ ОТКАЗЕ
В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН МАЛЬЦЕВА
ВЯЧЕСЛАВА ЕВГЕНЬЕВИЧА И МАЛЬЦЕВОЙ АНАСТАСИИ НИКОЛАЕВНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 2
ЗАКОНА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ, В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан В.Е. Мальцева и А.Н. Мальцевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Граждане В.Е. Мальцев и А.Н. Мальцева, которым было отказано в регистрации их семьи в качестве многодетной, оспаривают конституционность пункта 1 статьи 2 Закона Архангельской области от 5 декабря 2016 года N 496-30-ОЗ "О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области", согласно которому многодетная семья - семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей (рожденных, усыновленных), проживающих совместно с родителями (усыновителями), воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, при условии, что один из родителей (усыновителей) имеет гражданство Российской Федерации; члены многодетной семьи - родители (усыновители) и дети (усыновленные дети); в случаях, предусмотренных данным Законом, к членам многодетной семьи относятся также приемные родители и несовершеннолетние дети, принятые на воспитание в приемную семью.
По мнению заявителей, оспариваемое законоположение, примененное в их деле судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 55 (часть 2) и 671 (часть 4) Конституции Российской Федерации, поскольку при определении понятия многодетной семьи не учитываются проживающие в семье дети, являющиеся пасынками (падчерицами).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), под защитой которого находятся семья, материнство и детство (статья 38, часть 1), и, относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не устанавливает способы и объемы такой защиты. Определение конкретных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, а также условий и порядка их предоставления отнесено к компетенции законодателя.
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (постановления от 22 марта 2007 года N 4-П, от 15 декабря 2011 года N 28-П, от 6 декабря 2012 года N 31-П и др.).
Реализуя с учетом предписаний статей 7 и 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, к числу которых относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с воспитанием детей. Единая система таких пособий, обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и включает пособия, имеющие целью материальную поддержку в период воспитания детей.
Наряду с этим в рамках государственной поддержки материнства, отцовства и детства для граждан, имеющих детей, установлены льготы и гарантии в сфере труда, цель которых - предотвращение возможной дискриминации в отношении лиц с семейными обязанностями, а также иные имеющие социальную направленность меры, в том числе предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", а также законодательством Российской Федерации о социальной помощи, занятости, образовании, здравоохранении, налогах, позволяющие улучшить положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.
Таким образом, действующая в России на федеральном уровне система социальной защиты граждан, имеющих детей, включает общие меры, которые предоставляются всем семьям, имеющим детей.
2.2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств своего бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Законодатель субъекта Российской Федерации может, принимая во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, самостоятельно определять как перечень конкретных мер социальной поддержки, так и круг лиц, имеющих право на такие меры социальной поддержки.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель Архангельской области в Законе Архангельской области "О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области" предусмотрел в том числе меры социальной поддержки многодетных семей (глава V), а также понятие многодетной семьи и ее членов (пункт 1 статьи 2).
Такое правовое регулирование направлено на повышение уровня социальной защищенности семей, имеющих в своем составе трех и более несовершеннолетних детей (рожденных, усыновленных), и не может расцениваться как не согласующееся с конституционными предписаниями и принципом равенства, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий и прав лицам, относящимся к разным категориям; равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем (определения от 15 апреля 2008 года N 263-О-О, от 9 ноября 2010 года N 1440-О-О, от 29 сентября 2015 года N 2041-О, от 25 января 2018 года N 175-О и др.). Следовательно, оспариваемое законоположение не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявителей.
Разрешение же поставленного вопроса связано с расширением круга лиц, относящихся к членам многодетной семьи, что не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, установленные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Мальцева Вячеслава Евгеньевича и Мальцевой Анастасии Николаевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин
Р202103719
ОПУБЛИКОВАНО:
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24.06.2021 N 1304-О
ОБ ОТКАЗЕ
В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН МАЛЬЦЕВА
ВЯЧЕСЛАВА ЕВГЕНЬЕВИЧА И МАЛЬЦЕВОЙ АНАСТАСИИ НИКОЛАЕВНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 2
ЗАКОНА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ, В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан В.Е. Мальцева и А.Н. Мальцевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Граждане В.Е. Мальцев и А.Н. Мальцева, которым было отказано в регистрации их семьи в качестве многодетной, оспаривают конституционность пункта 1 статьи 2 Закона Архангельской области от 5 декабря 2016 года N 496-30-ОЗ "О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области", согласно которому многодетная семья - семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей (рожденных, усыновленных), проживающих совместно с родителями (усыновителями), воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, при условии, что один из родителей (усыновителей) имеет гражданство Российской Федерации; члены многодетной семьи - родители (усыновители) и дети (усыновленные дети); в случаях, предусмотренных данным Законом, к членам многодетной семьи относятся также приемные родители и несовершеннолетние дети, принятые на воспитание в приемную семью.
По мнению заявителей, оспариваемое законоположение, примененное в их деле судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 55 (часть 2) и 671 (часть 4) Конституции Российской Федерации, поскольку при определении понятия многодетной семьи не учитываются проживающие в семье дети, являющиеся пасынками (падчерицами).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), под защитой которого находятся семья, материнство и детство (статья 38, часть 1), и, относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не устанавливает способы и объемы такой защиты. Определение конкретных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, а также условий и порядка их предоставления отнесено к компетенции законодателя.
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (постановления от 22 марта 2007 года N 4-П, от 15 декабря 2011 года N 28-П, от 6 декабря 2012 года N 31-П и др.).
Реализуя с учетом предписаний статей 7 и 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, к числу которых относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с воспитанием детей. Единая система таких пособий, обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и включает пособия, имеющие целью материальную поддержку в период воспитания детей.
Наряду с этим в рамках государственной поддержки материнства, отцовства и детства для граждан, имеющих детей, установлены льготы и гарантии в сфере труда, цель которых - предотвращение возможной дискриминации в отношении лиц с семейными обязанностями, а также иные имеющие социальную направленность меры, в том числе предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", а также законодательством Российской Федерации о социальной помощи, занятости, образовании, здравоохранении, налогах, позволяющие улучшить положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.
Таким образом, действующая в России на федеральном уровне система социальной защиты граждан, имеющих детей, включает общие меры, которые предоставляются всем семьям, имеющим детей.
2.2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств своего бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Законодатель субъекта Российской Федерации может, принимая во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, самостоятельно определять как перечень конкретных мер социальной поддержки, так и круг лиц, имеющих право на такие меры социальной поддержки.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель Архангельской области в Законе Архангельской области "О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области" предусмотрел в том числе меры социальной поддержки многодетных семей (глава V), а также понятие многодетной семьи и ее членов (пункт 1 статьи 2).
Такое правовое регулирование направлено на повышение уровня социальной защищенности семей, имеющих в своем составе трех и более несовершеннолетних детей (рожденных, усыновленных), и не может расцениваться как не согласующееся с конституционными предписаниями и принципом равенства, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий и прав лицам, относящимся к разным категориям; равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем (определения от 15 апреля 2008 года N 263-О-О, от 9 ноября 2010 года N 1440-О-О, от 29 сентября 2015 года N 2041-О, от 25 января 2018 года N 175-О и др.). Следовательно, оспариваемое законоположение не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявителей.
Разрешение же поставленного вопроса связано с расширением круга лиц, относящихся к членам многодетной семьи, что не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, установленные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Мальцева Вячеслава Евгеньевича и Мальцевой Анастасии Николаевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 010.070.020 Субъекты Российской Федерации, 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства, 070.010.000 Общие положения, 180.030.020 Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: