Основная информация
Дата опубликования: | 30 января 2020г. |
Номер документа: | Р202007203 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Федеральное законодательство |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р202007203
ОПУБЛИКОВАНО:
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30.01.2020 N 188-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА СИВУШОВА ВИКТОРА ДМИТРИЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВЕТЕРАНАХ", СТАТЬИ 1 ЗАКОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРИСВОЕНИЯ ЗВАНИЯ
"ВЕТЕРАН ТРУДА" И ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 2 ЗАКОНА
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О ЗВАНИИ
"ВЕТЕРАН ТРУДА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.Д. Сивушова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданин В.Д. Сивушов оспаривает конституционность следующих положений:
пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ с изменениями от 24 декабря 2002 года), в соответствии с которым ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
пункта 1 части 2 (в жалобе ошибочно названной пунктом 2) статьи 1 Закона Тамбовской области от 2 марта 2012 года N 123-З "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которым установлено, что звание "Ветеран труда" присваивается гражданам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
положений части 1 статьи 2 Закона Тамбовской области от 29 декабря 2014 года N 491-З "О звании "Ветеран труда Тамбовской области", в соответствии с которыми основанием для присвоения звания "Ветеран труда Тамбовской области" является наличие награды, учрежденной Законом Тамбовской области от 26 февраля 2003 года N 101-З "О наградах Тамбовской области", и трудового стажа в Тамбовской области в календарном исчислении не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин (пункт 1); наличие Почетной грамоты Тамбовской областной Думы и (или) нагрудного знака администрации Тамбовской области "За трудовые достижения", Почетной грамоты администрации Тамбовской области, Почетной грамоты Тамбовского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов и Тамбовского областного комитета КПСС, звания лучший по профессии, присвоенного решением Тамбовского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов и Тамбовского областного комитета КПСС, и трудового стажа в Тамбовской области в календарном исчислении не менее 30 лет для мужчин и не менее 25 лет для женщин (пункт 2); наличие трудового стажа в Тамбовской области в календарном исчислении не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин (пункт 3).
Как следует из представленных материалов, заявителю было отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что правоприменительные органы, в том числе суды общей юрисдикции, подтвердившие правильность такого отказа, пришли к выводу, что награждение В.Д. Сивушова Почетной грамотой Центрального комитета Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи в период службы в армии не может рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации и являться основанием для признания лица ветераном труда.
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 37 (часть 3) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации и являются дискриминационными, поскольку обусловливают возможность присвоения звания "Ветеран труда" наличием наград за заслуги в труде и стажа продолжительностью не менее сорока лет вне зависимости от того, что лицо, которому пенсия назначена досрочно в связи с особыми условиями труда, физически не могло выработать такой стаж.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если этим законом затрагиваются его конституционные права и свободы и если оспариваемый закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде; при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.
Между тем представленными заявителем копиями судебных постановлений не подтверждается применение в его деле положений части 1 статьи 2 Закона Тамбовской области "О звании "Ветеран труда Тамбовской области". Следовательно, в этой части данная жалоба не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.
2.2. Федеральный закон "О ветеранах", устанавливая общие основания присвоения звания "Ветеран труда" и в целом круг лиц, являющихся ветеранами труда, относит как в оспариваемом пункте 1 статьи 7 прежней редакции, так и в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 действующей в настоящее время редакции данного Федерального закона, к их числу, в частности, лиц, награжденных орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенных благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и имеющих трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Пункт 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда".
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель Тамбовской области определил основания для присвоения звания "Ветеран труда" в Законе Тамбовской области "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", при этом в пункте 1 части 2 его статьи 1 он фактически воспроизвел положение подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам мер социальной поддержки, распространяется в равной мере на всех лиц, проживающих на территории Тамбовской области, и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Разрешение же вопроса об изменении условий присвоения звания "Ветеран труда" для тех граждан, которым пенсия назначена в связи с особыми условиями труда, в частности уменьшение продолжительности требуемого стажа, а также отмена условия о наличии соответствующих наград, является прерогативой законодателя и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сивушова Виктора Дмитриевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. ЗОРЬКИН
Р202007203
ОПУБЛИКОВАНО:
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30.01.2020 N 188-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА СИВУШОВА ВИКТОРА ДМИТРИЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВЕТЕРАНАХ", СТАТЬИ 1 ЗАКОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРИСВОЕНИЯ ЗВАНИЯ
"ВЕТЕРАН ТРУДА" И ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 2 ЗАКОНА
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О ЗВАНИИ
"ВЕТЕРАН ТРУДА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.Д. Сивушова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданин В.Д. Сивушов оспаривает конституционность следующих положений:
пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ с изменениями от 24 декабря 2002 года), в соответствии с которым ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
пункта 1 части 2 (в жалобе ошибочно названной пунктом 2) статьи 1 Закона Тамбовской области от 2 марта 2012 года N 123-З "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которым установлено, что звание "Ветеран труда" присваивается гражданам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
положений части 1 статьи 2 Закона Тамбовской области от 29 декабря 2014 года N 491-З "О звании "Ветеран труда Тамбовской области", в соответствии с которыми основанием для присвоения звания "Ветеран труда Тамбовской области" является наличие награды, учрежденной Законом Тамбовской области от 26 февраля 2003 года N 101-З "О наградах Тамбовской области", и трудового стажа в Тамбовской области в календарном исчислении не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин (пункт 1); наличие Почетной грамоты Тамбовской областной Думы и (или) нагрудного знака администрации Тамбовской области "За трудовые достижения", Почетной грамоты администрации Тамбовской области, Почетной грамоты Тамбовского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов и Тамбовского областного комитета КПСС, звания лучший по профессии, присвоенного решением Тамбовского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов и Тамбовского областного комитета КПСС, и трудового стажа в Тамбовской области в календарном исчислении не менее 30 лет для мужчин и не менее 25 лет для женщин (пункт 2); наличие трудового стажа в Тамбовской области в календарном исчислении не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин (пункт 3).
Как следует из представленных материалов, заявителю было отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что правоприменительные органы, в том числе суды общей юрисдикции, подтвердившие правильность такого отказа, пришли к выводу, что награждение В.Д. Сивушова Почетной грамотой Центрального комитета Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи в период службы в армии не может рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации и являться основанием для признания лица ветераном труда.
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 37 (часть 3) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации и являются дискриминационными, поскольку обусловливают возможность присвоения звания "Ветеран труда" наличием наград за заслуги в труде и стажа продолжительностью не менее сорока лет вне зависимости от того, что лицо, которому пенсия назначена досрочно в связи с особыми условиями труда, физически не могло выработать такой стаж.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если этим законом затрагиваются его конституционные права и свободы и если оспариваемый закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде; при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.
Между тем представленными заявителем копиями судебных постановлений не подтверждается применение в его деле положений части 1 статьи 2 Закона Тамбовской области "О звании "Ветеран труда Тамбовской области". Следовательно, в этой части данная жалоба не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.
2.2. Федеральный закон "О ветеранах", устанавливая общие основания присвоения звания "Ветеран труда" и в целом круг лиц, являющихся ветеранами труда, относит как в оспариваемом пункте 1 статьи 7 прежней редакции, так и в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 действующей в настоящее время редакции данного Федерального закона, к их числу, в частности, лиц, награжденных орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенных благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и имеющих трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Пункт 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда".
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель Тамбовской области определил основания для присвоения звания "Ветеран труда" в Законе Тамбовской области "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", при этом в пункте 1 части 2 его статьи 1 он фактически воспроизвел положение подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам мер социальной поддержки, распространяется в равной мере на всех лиц, проживающих на территории Тамбовской области, и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Разрешение же вопроса об изменении условий присвоения звания "Ветеран труда" для тех граждан, которым пенсия назначена в связи с особыми условиями труда, в частности уменьшение продолжительности требуемого стажа, а также отмена условия о наличии соответствующих наград, является прерогативой законодателя и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сивушова Виктора Дмитриевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. ЗОРЬКИН
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 070.040.020 Общий трудовой стаж, 070.060.050 Пенсии за выслугу лет (см. также 150.130.060), 070.090.000 Льготы, 180.030.020 Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: